ТОМСК, 16 янв – РИА Томск. Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) придумали, как с помощью нанотехнологий преобразовывать
газовый конденсат и попутный нефтяной газ (ПНГ) в высококачественный бензин; новые
технологии позволят удешевить производство топлива и более экономно расходовать
нефтяные ресурсы, сообщила в понедельник пресс-служба вуза.
Непросто, но необходимо
По
данным вуза, нефть содержит максимум 10-15% прямогонной бензиновой фракции, а газовый
конденсат – до 80% и более. В отличие от нефти, в конденсате гораздо больше
фракций, пригодных для получения высококачественного бензина классов "Евро
5" и "Евро 6".
"Так,
например, если вы хотите получить 10 тысяч тонн высокооктанового
(высококачественного) бензина, вам необходимо будет переработать примерно 100
тысяч тонн нефти. В то время как газового конденсата для получения такого же
объема продукции потребуется около 15 тысяч тонн, что позволяет существенно
экономить на сырье", – цитируется в сообщении руководитель проекта, профессор
ТПУ Владимир Ерофеев.
Однако, уточняют в вузе, газовый конденсат и ПНГ гораздо сложнее
переработать, чем нефть. Содержащиеся в конденсате и ПНГ молекулы метана и
этана инертны и почти не взаимодействуют с другими молекулами, поэтому их
трудно во что-то преобразовать. По этой причине в большинстве случаев они сжигаются
на многих нефтепромыслах и нефтеперерабатывающих предприятиях в хозяйственных
целях.
© РИА Томск. Олег Асратян
Факел на нефтяном месторождении
По данным пресс-службы ТПУ, решить проблему позволит способ, разработанный учеными вузовской лаборатории "Переработка углеводородного сырья с
применением нанотехнологий". Они предлагают использовать модифицированные наноструктурированные цеолитные катализаторы,
позволяющие перерабатывать газовый конденсат и ПНГ в различные ценные продукты.
"Важной особенностью наших катализаторов (в отличие от
существующих промышленных аналогов) является то, что они обладают
высокорегулярной микропористой структурой. По размеру эти микропоры сопоставимы
с такими "маленькими" молекулами, как этан, пропан, бутан и другими,
содержащимися в ПНГ и газоконденсате. Попадая в "узкие" микропоры,
эти молекулы изолируются и под воздействием суперкислотных центров,
расположенных в каждой такой микропоре, приобретают повышенную подвижность и
реакционную способность", – приводит пресс-служба слова Ерофеева.
© с сайта ТПУ
Поясняется, что таким образом молекулы перестают быть инертными и
начинают взаимодействовать с другими молекулами, их значительно легче
подвергать различным химическим превращениям, получая такие ценные продукты как
низшие олефины, арены или высоколиквидные высокооктановые бензины класса
"Евро 5" и "Евро 6".
По
данным пресс-службы, переработку газоконденсата и ПНГ с помощью катализаторов
ученые ТПУ проводят на специальных каталитических установках. Поступая в
реактор такой установки, прямогонный бензин газоконденсата или газообразная
фракция С2-С4 ПНГ сначала нагревается до определенной температуры, а затем
вступает во взаимодействие с катализаторами (цеолитами) и модификаторами
(оксидными системами).
"В
результате всех этих сложных химических процессов ученые получают низшие
олефины, арены или высоколиквидные высококооктановые бензины класса "Евро
5" и "Евро 6", – говорится в сообщении.
© предоставлено пресс-службой ОАО "Томскнефть"
Нефтяное месторождение
По
данным вуза, каталитические установки полностью автоматизированы и мобильны, а
поэтому их можно использовать прямо на месторождениях. Например,
установка по переработке газовых конденсатов в высокооктановые бензины,
изготовленная ООО "Томскнефтегазпереработка" ОАО
"Востокгазпром" по технологии ТПУ, использовалась в 2014-2015 годах
на Мыльджинском месторождении (газоперерабатывающий завод в селе Бондарка
Каргасокского района Томской области).
По данным вуза, технологии ТПУ в этом направлении интересны и
другим предприятиям нефтегазовой отрасли.
Морозостойкое топливо для Арктики
Катализаторы
в виде модифицированых наноструктурированных микропористых цеолитов и оксидных
систем стали основой еще одной важной разработки ученых лаборатории. Они создали
технологию получения высокооктановых морозостойких бензинов и дизельного
топлива, которые способны выдерживать температуры до минус 80 градусов, что
позволяет использовать его, например, в Арктике и Антарктиде.
Пресс-служба поясняет, что высокооктановые бензины – это виды
углеводородного топлива с высоким октановым числом (от 95 и выше) и высокими
физико-химическими свойствами и эксплуатационными характеристиками.
© предоставлено пресс-службой ТПУ
Бензины и дизельное топливо, которые разрабатывают в ТПУ,
получаются с низким содержанием серы, бензола и ароматических углеводородов. Получаемое
топливо соответствует всем требованиям техрегламента на нефтепродукты класса
"Евро-5" и "Евро 6", а также обладает высокими
низкозастывающими свойствами.
"Обычные товарные бензины и дизельное топливо выдерживают
температуры до минус 50 градусов. При более низких температурах такое топливо
может замерзнуть в топливных баках и системах. Предлагаемые высокооктановые
бензины и дизельное топливо выдерживают очень низкие температуры – до минус 80
градусов", – сообщает пресс-служба политеха.
В
качестве катализаторов здесь используются специально разработанные для этих
процессов различные модифицированые наноструктурированные микропористые цеолиты
и оксидные системы. Размер их пор составляет не более 0,6-0,8 нанометров.
Молекулы углеводородного сырья, попадая в них, обретают повышенную реакционную
способность и намного легче вступают в химические реакции, образуя различные
продукты.
Добавляется,
что томские политехники также разработали целый ряд новых, не имеющих в мире
аналогов модификаторов, которые позволяют усилить действие цеолитов, и
катализаторов.
В науку
со студенческой скамьи
Лаборатория
"Переработка углеводородного сырья с применением нанотехнологий",
сотрудники которой и занимаются вышеперечисленными разработками, была создана в
2007 году на базе кафедры геологии и разработки нефтяных месторождений
Института природных ресурсов ТПУ. Ее зарубежными партнерами являются
Технический университет Дрездена (Германия) и немецкая компания
"Sud–Chemie".
© предоставлено пресс-службой ТПУ
Лаборатория
осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования в области
создания оксидных и цеолитных нанокомпозитных катализаторов и адсорбентов,
разработки процессов и технологий по переработке различных видов
углеводородного сырья в низшие олефины, ароматические углеводороды, моторные
топлива и другие ценные продукты.
Как отмечают в политехе, присоединиться к работе одного из
сильнейших научных коллективов вуза можно начиная со студенческой скамьи. В
университете постоянно разрабатываются магистерские программы для жаждущей
открытий молодежи.
В частности, в Томском политехе действует магистерская программа "Энерго-
и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии"
по подготовке специалистов по ресурсоэффективности в химической технологии и
нефтепереработке. Магистранты, обучающиеся по данному направлению, проводят
расчеты, позволяющие сделать процессы нефте- и газопереработки более
эффективными и главное экономически выгодными.
В вузе добавляют, что расчеты и моделирование политехники
выполняют для ведущих предприятий нефтегазовой отрасли, таких как "Газпром
нефть", "НК "Роснефть", "Сургутнефтегаз". В этих
компаниях магистранты проходят практику и чаще всего остаются работать после
получения диплома.
"Востребованность выпускников этой программы превышает 100%.
С будущим местом работы магистранты определяются еще на преддипломной практике.
Как правило, заявок на трудоустройство от предприятий поступает даже больше,
чем мы выпускаем специалистов", – приводит пресс-служба слова завкафедрой
химической технологии топлива и химической кибернетики ТПУ Егора Юрьева.
Также сообщается, что абитуриенты, поступающие на направление "Энерго-
и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и
биотехнологии", могут выбрать один из двух профилей подготовки: "Процессы
и аппараты химической технологии" в Институте природных ресурсов или "Машины
и аппараты химических и нефтехимических производств" в Институте физики
высоких технологий ТПУ.