RIATOMSK.RU
+2°C
25 апреля 2024  |  
11:22
  |  
+2°C
7:50  18 января 2017 г.

Громкие дела Томской области: глава регионального СК об итогах 2016г

Чёрная Элеонора
© РИА Томск. Павел СтефанскийГромкие дела Томской области: глава регионального СК об итогах 2016г

ТОМСК, 18 янв – РИА Томск. Следственное управление СК РФ по Томской области в 2016 году расследовало множество резонансных уголовных дел, в том числе по преступлениям в отношении детей, врачебным ошибкам с летальным исходом и ряду других. Как помогли следователям в работе уличные видеокамеры и социальные сети, а также о человеческих ошибках, которые приводят к трагедиям, РИА Томск рассказал руководитель регионального ведомства Владимир Литвиненко.

Детский вопрос

– Владимир Сергеевич, на прошлой неделе случилось ЧП в Кисловской средней школе – 10 детей и учитель физкультуры на лыжах заблудились в лесу. Известно, что расследуется уголовное дело. Как оценивают произошедшее в следственных органах?

– Случившееся – это пример того, как ошибки одного человека, откровенно говоря, я бы даже сказал глупые ошибки, и недооценка ситуации другим человеком, могут привести к серьезным последствиям. Мы возбудили уголовное дело. Сейчас дети проходят лечение и надо выяснить, причинен ли вред их здоровью в результате этих событий. В любом случае, это серьезный звонок для образовательных организаций.

Насколько я знаю, школа благополучная. В тот день была хорошая для Сибири погода – небольшой морозец, легкий снег. Дети на улице катаются на лыжах, все нормально. Но сбились с лыжни. Убежал не по той лыжне один мальчик, а за ним другие дети, учитель догнал. Ну вернись ты обратно по следам, а они умудрились уйти за девять километров от школы.

Здесь можно говорить о несоблюдении каких-то установленных правил. Например, если есть звонок о том, что заминирована школа, и хоть мы понимаем, что это, скорее всего, ложное сообщение, но действуем по определенному алгоритму – эвакуация, проверка и так далее. И в ситуациях, когда теряются дети, тоже есть определенный порядок действий: ставится в известность департамент образования, МЧС, проводятся необходимые мероприятия.

Сейчас достоверно известно, что директор школы длительное время не принимал решения сообщить в МЧС о случившемся, это факт. Это была недооценка ситуации. Дети были с учителем, с которым была постоянная связь по телефону, и он уверял, что группа вот-вот выйдет к школе. Директор мог искренне полагать, что дети уже находятся рядом со школой.

© РИА Томск. Елена Зеневич
Дело возбуждено по факту ЧП. В ходе расследования будет дана оценка действиям всех должностных лиц, имеющих отношение к этому происшествию.

– На ваш взгляд, в последнее время увеличилось ли число ЧП, связанных со школами? Дети потерялись, дети отравились... Все эти случаи на слуху.

– Они на слуху, но это не значит, что их много. Томская область в этом плане выглядит довольно благополучно. Подобных случаев немного, по сравнению с другими регионами, каких-либо серьезных последствий они не повлекли. В 2015 году мы направили в суд уголовное дело по факту отравления детей в детском саду, в 2016 возбудили уголовные дела об отравлении школьников в лицее №8 и кадетов в Северском кадетском корпусе.

Полиция расследует дело об отравлении в реабилитационном центре "Мать и дитя". Но это несколько другая ситуация – люди самостоятельно организовали что-то вроде приюта, где временно проживали и готовили еду. В кадетском же корпусе и в лицее ситуация уже иная. Там есть ответственные должностные лица, руководство, нормативная база, которая строго регламентирует их действия. Это уже тема для серьезного разговора об ответственности этих лиц, вплоть до уголовной.

– Затронула ли Томскую область деятельность так называемых "групп смерти" в социальных сетях? И какая статистика по детским и подростковым суицидам в регионе?

– У нас не было ни одного случая, когда соцсети стали причиной смерти подростка. Следственный комитет России расследует уголовное дело в отношении нескольких организаторов "групп смерти". Поэтому мы, безусловно, ситуацию мониторим.

© предоставлено пресс-службой УФСИН по Томской области
В этом году мы возбудили восемь уголовных дел по статье УК РФ №110 "Доведение до самоубийства", в прошлом году таких дел было возбуждено шесть. По каждому из них следователи выясняют, на какие сайты подросток заходил, с кем общался, могло ли это общение повлиять на его решение покончить с собой. Фактов свести счеты с жизнью в результате посещения так называемых "групп смерти" у нас не зарегистрировано.

– Как продвигается расследование дела по факту изнасилования осенью в Томске 12-летней девочки и попытки изнасилования еще одной несовершеннолетней? Подозреваемого в педофилии удалось оперативно задержать.

– Дело расследуем, проводятся экспертизы. Этот человек из Красноярского края, раньше он был неоднократно судим.

Что касается ситуации в целом, слово "педофил" не всегда уместно. Педофил – это человек, у которого определенное заболевание. А если преступник совершает изнасилование 17-летней девушки, его правильнее назвать насильником. Диагноз "педофилия" ставится по результатам экспертизы. Является ли задержанный по этому уголовному делу мужчина педофилом, пока не ясно – не все экспертизы завершены.

В целом, в 2016 году в Томской области зарегистрировано 21 изнасилование, из них девять – изнасилование несовершеннолетних. Для сравнения: в 2015 году было 19 изнасилований, в том числе семь преступлений против несовершеннолетних.

Если взять статью №132 УК РФ "Насильственные действия сексуального характера", то здесь зарегистрировано 31 преступление, из них 18 в отношении несовершеннолетних, а год назад было 50 (35 – в отношении несовершеннолетних).

– Зачастую подобные преступления вызывают активность в социальных сетях. Например, фотография предполагаемого насильника, о котором мы с вами упоминали, хорошо разошлась в сети. Люди хотели помочь. А в целом, соцсети осложняют или, напротив, помогают в поиске преступников?

– Здесь однозначного ответа нет. Где-то мешают, где-то помогают. Например, красноярского насильника действительно задержали после звонка от томичей, которые его узнали по фотографии, размещенной в сети Интернет. Есть и другие подобные примеры.

С другой стороны, у нас добавилась головная боль в связи с совершением преступлений в сети – те же половые преступления, незаконные действия в отношении несовершеннолетних. Есть и в Томской области такие – знакомятся с детьми, присылают интимные фотографии, просят фото в ответ, настаивают на встрече.

Наше ведомство разработало в этой связи даже специальные рекомендации для родителей. Они должны знать, с кем общается их ребенок, кто ему пишет.

– А как удалось в кратчайшие сроки получить фотографию мужчины, напавшего на двух девочек?

– Была проведена большая работа – и полиция, и следователи приложили все усилия. Использовалась различная техника, с видеокамер была собрана необходимая информация. Удалось получить портрет подозреваемого.

Видеонаблюдение для любого сотрудника, будь то сотрудник администрации, полицейский или следователь, является хорошим подспорьем. Это реально работает – отслеживание дорожной ситуации, борьба с преступностью.

Человеческий фактор

– Власти говорят, что ситуация с бытовыми пожарами в регионе в целом улучшилась. Были ли в вашей практике в 2016 году уголовные дела, связанные с поджогами, из-за которых погибли или пострадали люди?

– Задача СК при расследовании пожара, в котором погибли люди – выяснить, не убийство ли это, и не сокрытие ли следов преступления. В 2016 году в Томской области зарегистрировано 945 пожаров, в них погибло 55 человек. Наше ведомство провело 62 проверки по сообщению о гибели людей в пожарах. Выяснилось, что убийств и их сокрытия не было ни в одном случае.

Громкие дела вы все помните. Среди них – гибель в 2015 году троих детей в Томске. В 2016 году расследование уголовного дела завершилось. Выяснилось, что мама сама ремонтировала обогреватель. Включила его и ушла, оставив спящих детей с включенным электроприбором. Трагедия из-за головотяпства.

Недавно прекратили дело по факту пожара в Молчановском районе, где погибли сразу восемь членов одной семьи. Установили очаг возгорания, механизм возникновения пожара.

Это деревенский деревянный дом с местом для курения за верандой. Там дощатый пол. Пепел от сигареты упал в щель, медленно тлел, загорелись доски, веранда. Люди оказались отрезаны от выхода. При этом, как выяснилось, в доме были установлены стеклопакеты, которые не открывались. Человек, который оказался невольным виновником трагедии, тоже погиб.

– В прошлом году в Томске возбудили уголовное дело по факту смерти пациентки МО "Здоровье". Часто ли вообще приходится сталкиваться с делами о врачебных ошибках?

– По состоянию на декабрь 2016 года у нас находилось в производстве 11 таких уголовных дел. Не всегда они заканчиваются уголовным наказанием для врача. Наша задача в первую очередь – это установить допущены ли нарушения в процессе лечения, и как они повлияли на последствия. Что касается МО "Здоровье", то на данный момент могу только сказать, что проводится расследование, назначены необходимые экспертизы.

Недавно был отменен оправдательный приговор врачу, которая направила женщину на МРТ-обследование (От редакции: 73-летнюю женщину, у которой был установлен электрокардиостимулятор, направили на МРТ в центр Longa-Vita. Во время процедуры при воздействии магнитного излучения на кардиостимулятор у пациентки развилась острая сердечная недостаточность, от которой она скончалась).

Я считаю, что в действиях врача есть состав преступления. Врач не должен был направлять на томографическое обследование пациентку с кардиостимулятором. На что был расчет? Мне сложно понять действия врача, который знал, что может случиться.

– Много ли в минувшем году коррупционных дел в Томской области? И какой в настоящее время средний размер взятки?

– Всего в 2016 году окончено 103 уголовных дела коррупционной направленности. Если говорить о среднем размере взятки, то в каждой сфере деятельности он свой. Например, в минувшем году следователи закончили несколько уголовных дел, по которым обвиняемыми проходят сотрудники ГИБДД, разрешавшие водителям проезд с перегрузом по дорогам Томской области. Суммы взяток по этим делам составляли в среднем менее 10 тысяч рублей. Но здесь, что называется, "брали количеством".

Понятно, что в сфере образования за сдачу экзамена не дают миллион – средний размере взятки в этой сфере также в размере примерно 5-10 тысяч рублей. Но здесь также делается ставка на количество, а не на размер взятки. Такие дела тоже есть в производстве наших следователей.

Несколько дел было возбуждено в отношении должностных лиц, отвечающих за организацию призыва на воинскую службу. Так, врач – член экспертной комиссии – помогал уклониться призывнику от армии за 100-150 тысяч рублей. В то же время в уголовном деле по обвинению замдиректора "Томсклесхоза" фигурирует уже иная сумма взятки – около 2 миллионов рублей.

Технологический прорыв

– Технологии не стоят на месте, и мы все чаще встречаем сообщения о ранее невиданных случаях мошенничества – преимущественно через интернет и с помощью мобильных банковских технологий. Часто ли "преступные инновации" встречаются в Томской области?

– Безусловно, и угоны автомобилей после их дистанционного вскрытия, и считывание кодов в банкоматах – это все реальная ситуация.

Сейчас в производстве наших следователей находится большое уголовное дело о хищении нескольких миллионов рублей. Оно было возбуждено в 2015 году по факту хищения денежных средств в системе мобильного банка "Сбербанка" группой лиц, в которую входил несовершеннолетний.

В настоящее время в одно производство соединены 48 уголовных дел, преступления были совершены в нескольких субъектах РФ. Если вкратце, то способ совершения преступления заключался в рассылке СМС неопределенному кругу лиц, после их открытия и активации определенных программ преступники получали доступ к мобильному банку граждан и похищали различные денежные суммы.

– А что есть у следователей для поимки "продвинутых" преступников? Как в связи с разнообразием видов преступлений меняется ваше "вооружение"?

– Следственный комитет в этом плане идет в ногу со временем. В управлении криминалистики СКР есть вся новейшая техника, используются все современные виды экспертиз. Раньше все шло по одной простой схеме – снимаются отпечатки пальцев, устанавливается группа крови. А сейчас по мельчайшему следу преступника можно установить его генотип.

Есть современное оборудование для расследования кибер-преступлений, например, программно-аппаратные комплексы, которые позволяют в автоматическом режиме получать информацию, в том числе удаленную, содержащуюся в телефоне.

– Какими качествами должен обладать следователь СК? Есть ли у следователей врожденная интуиция, или так называемая чуйка?

– Профессиональная интуиция, на мой взгляд, может быть в любой профессии и зависит от опыта. А работа следователя, по большому счету, – сложная, с большими временными затратами. Она разряжает человека эмоционально, потому что следователь все время сталкивается с негативом, с трагедиями.

К следователю предъявляются несколько требований: образование, здоровье, честь и порядочность офицера, высокий уровень определенных знаний, поскольку приходится анализировать большие объемы информации.

Следователь – это исследователь. Он не формалист, не элемент в конвейерной цепочке – "сделал дело, передал дальше". Он должен вникнуть в каждую ситуацию, разобраться, что произошло и принять решение.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке