RIATOMSK.RU
-8°C
24 апреля 2024  |  
4:12
  |  
-8°C
14:12  21 января 2017 г.

Разговор о погоде и не только: мэр Томска рассказал об уборке снега

Свинцова Татьяна Владимировна
© РИА Томск. Павел СтефанскийРазговор о погоде и не только: мэр Томска рассказал об уборке снега

ТОМСК, 21 янв – РИА Томск, Татьяна Свинцова. Главная тема последних трех недель в городе – это снег, точнее его объемы, которые просыпались с неба с начала года на Томск. Почему город оказался завален снегом и во всем ли виновата природа, в интервью РИА Томск рассказал мэр Томска Иван Кляйн.

– Иван Григорьевич, если честно, как вы считаете, были ли ошибки властей при уборке снега в праздничные дни: недосмотрели, не успели, не справились…

– Сказать, что не было ошибок – это покривить душой. Но, с другой стороны, сложно считать ошибкой, когда система рассчитана на работу в нормальных, не экстремальных условиях. На стандартную ситуацию рассчитаны все ресурсы: финансовые, людские, техника и так далее. Именно из средних показателей мы планировали бюджет и свою работу.

Но с природой не поспоришь, бесполезно. Снег как пошел с середины декабря, так и в праздничные дни не переставал. Это во-первых. Во-вторых, к объективным причинам, на которые власть не может повлиять, можно отнести и длительные новогодние каникулы, которые сказались на работе подрядных организаций.

Техника САХ ("Спецавтохозяйства") вышла на улицы города уже в ночь с 1 на 2 января, но никакие привлеченные компании от районов, управляющих компаний (УК) не работали. Они отдыхали – законные выходные.

Уже 3 января я поднял всех глав районов, те стали спрашивать с управляющих компаний, но те раскачивались, и "расшевелить" их удалось только к 5-6 января. То есть УК проснулись уже практически к началу рабочей недели. А крупную рабочую технику удалось привлечь уже после 9 января. Когда каникулы закончились, САХ стали привлекать и по 50, и по 70 единиц техники в день на субподряде, но время было упущено, город погряз в снегу.

Как показало наше внутреннее расследование, причина произошедшего – это прежде всего условия, на которых были заключены договоры на оказание услуг. Есть расценки за единицу: ты позвонил, сделал заявку и к тебе приехали. Но что хорошо в будни, не работает в праздники. Они звонили, но к ним никто не приехал.

© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии Томска
Иван Кляйн на снегоотвале
И в этом была основная ошибка руководства САХ – неправильно составленные договоры. Нужны были официальные контракты, в которых бы были заложены условия, при которых субподрядчики не имели права отказываться от работы в любой день, будний или праздничный. Где была бы предусмотрена ответственность с обеих сторон за выплаты и за отказ оказывать услуги.

В целом, ситуация, которая сложилась сегодня, для САХ невыгодна. Они вынуждены привлекать субподряд, тратить деньги, хотя могли бы потихоньку вывозить все сами. Но снегопады "сработали" против них.

И мы сегодня вынуждены были передвинуть деньги, которые пошли бы на начало следующей зимы, с четвертого квартала на первый квартал 2017 года. Уже сегодня с начала года вывезено 115 тысяч тонн и соцпартнерами, и районами, и САХ с субподрядчиками. Но за это все нужно платить. А обычно САХ вывозил 50/50: половина – сами, половина – субподрядными организациями. Плюс-минус.

Это все чревато тем, что САХу не хватит средств на завершение контракта. Мы уже обратились и к областной власти с просьбой подставить плечо, увеличить сумму контракта. Город сам не справится, у нас уже предельный дефицит бюджета.

Что касается глав районов. Я считаю, главная их недоработка – это управляющие компании. Я все понимаю, есть каникулы. Но руководство УК нужно было "дергать" еще в праздничные дни: собирать, разъяснять, помогать, уговаривать. Не ждать, когда их всех мэр соберет. И начать прямо с предписаний. К сожалению, других законных механизмов у нас нет. Мы не можем на них повлиять рублем, их финансирует непосредственно население.

– То есть у вас действенных инструментов воздействовать на УК нет?

– Только предписания и уговоры. Лицензируются УК в областном департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора, поэтому на совещание с управляющими компаниями мы пригласили руководителя этого департамента Юрия Ивановича Баева, чтобы он посмотрел. Спасибо, что он откликнулся, пришел.

© РИА Томск. Таисия Воронцова
Уборка снега на Большой Подгорной

Но, надо отдать должное УК: к моему обращению усилить работу и вывезти снег из дворов в большинстве случаев прислушались.

И спасибо руководителям предприятий, компаний. Они помогают нам вывозить снег из города. Промышленные предприятия, организации. Например, "Газпром трансгаз Томск" сегодня взял на себя улицу Большая Подгорная, а "Томское пиво" чистит в районе 12 школы, на Московском тракте, взяло "шефство" над улицей Аркадия Иванова и содержит ее за свой счет. Кстати, потом слышу – вон как там чисто, это потому что САХ все убрал. А на самом деле это наши партнеры все вывозят.

Еще помогают "Горсети", "Транснефть – Центральная Сибирь", ТДСК, ТПУ и многие-многие другие, даже малый бизнес откликнулся. Всех сегодня уже не перечислить в рамках одного интервью. И всем огромное спасибо.

– Звучали обвинения в адрес УК, что они снег не вывозили, а "подбрасывали" соседям…

– Да, жалобы к нам поступали. Знаю, были случаи, когда в соседние дворы подкидывали и на склонах в Зеленых горках, на Каштаке высыпали. Пытались сэкономить 3 копейки, не думая, что весной мы "поплывем".

– А мы поплывем?

– Нет. У нас стоит срок к 1 марта вывезти весь снег. Хотя я понимаю, что для Сибири, может, утопично звучит "вывезти весь снег", но задача не в вывозе как таковом, а не допустить подтоплений. И мы особое внимание обращаем на большие запасы в опасных зонах – они все давно известны. И именно оттуда будем планомерно убирать скопившиеся за зиму огромные запасы. Впереди у нас 40 дней, будем убирать и все успеем.

© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии Томска
Площадь Транспортная в Томске
– В эти дни появилось много "специалистов" и советчиков, которые точно знают, что нужно делать со снегом…

– Да, чего я только не наслушался. Например: надо снегоплавильную машину купить, тогда проблема со снегом исчезнет.

Мы еще раз со специалистами просчитали рентабельность. Стоимость канадской установки – более 200 миллионов рублей, стоимость российской – более 50 миллионов рублей, но к ней дополнительно нужно ставить очистные сооружения, защиту и так далее. Получается, что от 100 до 200 миллионов рублей нужно потратить только на установку. А затем возникают расходы по ее эксплуатации: газ, электроэнергия, зарплаты персонала и так далее.

– Ну, судя по новостной ленте, Новосибирск снегоплавильная машина не спасла. Новосибирцы не меньше томичей жаловались на плохую уборку.

– Сегодня одна тонна снега, вывезенная на снегоотвал, нам обходится в 65 рублей. В эту стоимость включена и подготовка отвала, и его защита, и тракторы, которые это разравнивают, зарплаты, уборка… В соседнем Новосибирске тонна снега, загруженная в снегоплавильную машину, стоит уже 106 рублей. Практически в два раза дороже. И это себестоимость! Если добавить туда затраты на кредитную линию, амортизацию, то там уже и 200 рублей за тонну получится. Это против наших 65 рублей на снегоотвалах.

Конечно, в огромных по площади мегаполисах – Москва, Питер, Новосибирск – без снегоплавильных машин не обойтись – слишком большие расстояния, большие площади, а установки серьезно сокращают сроки вывоза, "оборачиваемость" транспорта. Томск город небольшой, у нас рентабельнее работать со снегоотвалами.

Или еще мне тут советовали: "надо возить, как раньше, на улицу Беленца и в Томь". Говорят: "так все мэры до тебя делали, вот при Макарове так возили". Но советчики одно забывают – ситуация с экологией сильно изменилась, серьезно изменилось природоохранное законодательство.

© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии Томска
Проверка уборки снега в Томске
Да и уважать же себя надо. Мы умный город, нельзя же вот так вокруг себя все загаживать. И потом, в мэрию прокуратура придет сразу после первого "КамАЗа", разгруженного в Томь. И будут правы. В Год экологии мы будем ссыпать грязь с улиц в реку, где это видано!  

В 2015 году даже, когда мы временно начали вывозить снег на Никитина (площади бывшего ТВМИ – Ред.), чтобы потом по ночам без пробок вывозить на снегоотвалы, прокуратура к нам сразу пришла. И оштрафовала. Природоохранное законодательство стало в разы строже, и это правильно.

Или случай уже этого года. Только я сказал открыть снегоотвал в Предтеченске, так сразу пришли с проверкой. Была жалоба. Только и с документами было все в порядке, и все подготовительные работы были уже проведены. Так что проверка ничего не показала.

– История со снегоотвалами, точнее с их нехваткой, на слуху уже больше 20 лет. И при Макарове, и при Николайчуке были разговоры, что Томск не может договориться с Томским районом о выделении земли.

– И сегодня не можем договориться. Есть и поручение вице-губернатора. И они его исполняют, но формально: дают место в 15-20 километрах от города, хотя до Мостовой (действующий снегоотвал – Ред.) даже из Кировского района 10 километров получается. Так что пока мы так и не можем договориться и выбрать место, которое устроит их и нас.

Сегодня мы проблему закрыли. У нас пять снегоотвалов: три основных и два резервных – снег то еще вывозить и вывозить до весны. Кстати, еще одна проблема, с которой столкнулись в праздничные дни.

Кроме того, что были снегопады, еще и до 5 января стояла очень теплая погода – нуль, минус три. В результате на Мостовой тяжелая техника просто вязла в снегу. Чтобы загрузить второй ярус, нужно проливать водой, за ночь она застывает и можно возить. А где оно застынет, если даже ночью едва ниже нуля. Вот и стояли машины того же САХ по несколько часов, пытаясь разгрузиться. Поэтому мы перекидывали вывоз на резервную площадку. Но это тоже не минутное дело. Надо же тралы перевезти, всю эту серьезную технику, которые на полигоне двигают огромные массы снега.

© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии Томска
Снегоотвал
– Возвращаясь к вопросу о советчиках. Звучало, что власти должны были срочно в праздники объявить режим ЧС. А что ЧС может дать: мобилизовать технику коммерческих компаний, поставить "в ружье" людей в погонах?

– Нет, в ружье мы никого ставить не имеем права и технику отбирать, и тысячи людей на улицы выводить. Даже снегоотвал в неподготовленном месте открыть нельзя. Единственное, что по закону нам дает режим ЧС – это упрощение процедуры проведения закупок.

И мы вводили режим ЧС с 8 по 29 декабря 2016 года, чтобы помочь районам заключить контракты на уборку, когда у них уже кончились деньги. Снег то шел не только в январе, а и первые месяцы зимы.

Поэтому советы давать просто, особенно когда ты не знаешь всю специфику. Режим ЧС звучит красиво только в СМИ и соцсетях, но только не в правовом поле.

– Погода действительно всем приносит сюрпризы, уже даже в этом году…

– В этом году с погодой не только в Томске или в Сибири что-то невероятное творится. Москву засыпало, Европу. То, что на днях произошло в Италии (снежная лавина погребла три десятка туристов в отеле – Ред.). Даже в Сахаре снег выпал, что уж про Сибирь говорить. Аномальные погодные явления по всему миру. И, к сожалению, Томск не стал исключением.

© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии Томска
Иван Кляйн на снегоотвале
Смотрите, в прошлые годы рекорды по вывозу снега за сутки – 5 тысяч тонн, а в 2017 году рекорд 13 тысяч за сутки. И все эти массы хлынули на полигон. С начала сезона уже вывезли 360 тысяч тонн, а зима еще в разгаре. Это против 320 тысяч тонн за всю прошлую зиму.

– В САХ уже вкладывались миллионы в последние годы, в том числе и в покупку техники. И все равно зимой не хватает?

– Мы сейчас в очередной раз проверили. Из 147 единиц зимней техники, которая есть в САХ, нужно в течении двух лет заменить 58. Тогда этого будет достаточно для работы в нормальном режиме. Но, подчеркиваю, не в случае ЧП, как это произошло этой зимой. Чтобы нормально зайти в следующую зиму, нам надо уже этой осенью купить 33 единицы – это и роторная техника, и бульдозеры, и МТЗ. Это стоит около 140 миллионов рублей.

И из бюджета 2018 года надо еще примерно столько же. То есть 280 миллионов, плюс еще под ремонт. Получается 300 миллионов рублей из бюджета. А это капремонт двух школ, или то, что мы даем из местного бюджета на ремонт дорог. Как расставить приоритеты? Что нужнее? Получается, что нам либо нужно от чего-то отказаться, либо опять просить область подставить плечо.

Как оценить много-мало? Когда по всем каналам, как сводки с линии фронта, звучит: Москву завалило снегом, на улицы выводят 14 тысяч единиц. Допустим, Томск меньше Москвы в 20 раз. Тогда получается, чтобы убирать снег, "как в Москве", нам надо 700 единиц. Это при условии, что в Сибири снегопады все-таки случаются чаще, чем в столице.

Я хочу еще раз извиниться перед томичами за те недоработки, которые мы допустили в праздничную неделю. И прошу проявить внимательность к тем, кто сегодня работает в круглосуточном режиме и вывозит снег.  

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке