ТОМСК, 14 авг – РИА Томск. Тепловой дефектоскоп, который
разработали в Томском политехническом университете (ТПУ) для обнаружения
повреждений в самолетах, может быть использован при производстве нового
российского самолета ТВС-2ДТС, сообщила в понедельник пресс-служба ТПУ.
По данным ТПУ, ТВС-2ДТС спроектирован и построен в Сибирском
научном исследовательском институте авиации имени Чаплыгина (СибНИА) в
Новосибирске. Он стал первым российским самолетом с полностью композитным
фюзеляжем и планером. Применение новых материалов повышает прочность самолета,
а жесткое исполнение верхнего и нижнего крыла позволяет установить
дополнительные топливные баки для увеличения дальности полета.
Первый полет ТВС-2ДТС
состоялся 10 июля 2017 года на Международном
авиационно-космическом салоне "МАКС-2017". Там же томичи презентовали
тепловой дефектоскоп. Разработка ТПУ не имеет аналогов в России, а по сравнению
с мировыми аналогами обладает расширенным набором алгоритмов обработки данных.
"Новосибирцев, занимающихся разработкой первого в
России цельнокомпозитного самолета ТВС-2ДТС, методика заинтересовала, недавно
был подписан соответствующий контракт. <…> Самолет изготовлен из
композиционных материалов, в основном из углепластика. Изготовители хотели бы
сразу, при разработке самолета, включить туда технологию неразрушающего
контроля элементов", – говорится в сообщении.
© предоставлено пресс-службой ТПУ
По информации ТПУ, новосибирцы планируют использовать разработанную
в вузе технологию теплового контроля. Принцип работы томского прибора основан
на инфракрасном термографическом методе неразрушающего контроля дефектов в
композиционных материалах, используемых в авиакосмической промышленности.
Подобная методика используется крупнейшими мировыми компаниями (Boeing, Airbus),
но в России не распространена.
"Работа… разбита на ряд этапов. Мы разрабатываем
методику испытаний, которую заказчик сможет использовать в своей технической
документации. Затем ждем от разработчика образцы... Нам должны предоставить
части различных панелей, в которые будут заложены типичные дефекты. Аппаратура
должна их выявить. Итогом станет поездка в Новосибирск для выездных испытаний",
– цитируется в сообщении завлабораторией тепловых методов контроля ТПУ Владимир
Вавилов.