ТОМСК, 13 авг – РИА Томск. Сотрудники Исследовательской
школы химических и биомедицинских технологий Томского политехнического университета (ТПУ) разрабатывают новые методы получения оксо-производных
бетулина, содержащегося в березовой коре; разработка должна удешевить
производство препаратов, применяемых, в том числе, для борьбы с вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ), сообщила в понедельник пресс-служба вуза.
Сообщается, что ученые Исследовательской школы химических и
биомедицинских технологий ТПУ разрабатывают каталитические методы получения
оксо-производных бетулина, содержащегося в березовой коре. Эти производные обладают
иммуностимулирующими, антиоксидантными, гепатопротекторными,
противоспалительными, антивирусными свойствами. В частности, на их основе создан
новый препарат против ВИЧ – бевиримат.
"На сегодняшний день в мире не существует
каталитических методов получения оксо-производных бетулина, хотя гетерогенно-каталитический
подход обладает рядом важных преимуществ перед традиционными методами", –
говорится в сообщении.
Отмечается, что основной существующий метод получения оксо-производных
бетулина с помощью реактива Джонса в сильнокислой среде – малорентабелен и
требует сложной утилизации очень токсичного остаточного ангидрида хрома. В своем
проекте, который получил грант Российского научного фонда на два года, томичи
используют катализаторы на основе наночастиц серебра и золота.
© с сайта Томского политехнического университета
"Это очень перспективное и экономически более
целесообразное направление исследований за счет снижения энергозатрат и затрат
на утилизацию отходов. Оценка каталитических свойств образцов в реакции
жидкофазного окисления бетулина будет проводиться… в условиях, близких к
требованиям "зеленой химии" (безопасных для окружающей среды – Ред.)",
– цитируется в сообщении руководитель проекта Екатерина Колобова.
Добавляется, что на первой стадии реализации проекта ученые ТПУ
с помощью наносеребрянных катализаторов успешно получили бетулон – одно из
оксо-производных бетулина. Результаты исследования опубликованы в журнале
Fuel.