ТОМСК, 31
авг – РИА Томск. Полторы тысячи первокурсников Томского политеха (ТПУ) 1
сентября начнут обучение в Школе базовой инженерной подготовки – именно эта
структура будет отвечать за организацию первых двух лет учебы независимо от выбранного
направления. Какие лекции уйдут в онлайн, как философия предотвратит катастрофы
и сколько физики будет у будущих предпринимателей – в нашем материале.
Ранее
сообщалось, что осенью 2017 года в ТПУ началась реструктуризация: кафедры
ликвидированы, вместо научно-образовательных институтов созданы шесть инженерных школ, Школа базовой инженерной подготовки, Школа инженерного
предпринимательства и две исследовательские школы. Теперь подготовкой кадров
для промышленных предприятий занимаются инженерные школы, подготовкой ученых –
исследовательские.
Школа
базовой инженерной подготовки – крупнейшее структурное подразделение вуза. Она
объединила семь отделений: математики и информатики, естественных наук,
социально-гуманитарных наук, иностранных языков, русского как иностранного,
общетехнических дисциплин, физической культуры. Ранее эти отделения находились
в разном подчинении, но все вместе обеспечивали подготовку студентов ТПУ на
первых двух курсах.
© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
По словам директора Школы базовой инженерной подготовки Дениса Чайковского, задача его подразделения – за два года дать каждому студенту ТПУ прочный фундамент, на котором будет выстроено его дальнейшее профессиональное образование.
Вызов для
вузов
Современный
мир меняется очень быстро, а вместе с ним – и рынок труда. Согласно анализу,
проведенному Агентством стратегических инициатив (АСИ), в ближайшем будущем
исчезнут 57 профессий и появятся 186 новых.
"К чему
готовить студентов в условиях постоянно меняющегося будущего? Сегодня это вызов
для всех вузов", – говорит директор Школы базовой инженерной подготовки,
кандидат физических наук Денис Чайковский.
Кроме того,
представители поколения Z (родившиеся на рубеже тысячелетий) уже не связывают
свое будущее только с той специальностью, которую они получили за 4-6 лет
обучения в вузе. Они готовы многократно менять профессию в течение всей жизни.
"Конкуренцию
выиграет тот, кто овладел не только навыками категории hard skills, но и
надпрофессиональными – soft skills. В условиях всеобщей междисциплинарности
мышление будущего инженера должно отличаться системностью, критичностью,
гибкостью и открытостью. Для этого необходимо развить у студента широкий
кругозор, сформировать профессиональную и общекультурную эрудицию", – считает
Чайковский.
И так
формулирует ключевую задачу школы: подготовка широкообразованного человека
будущего, способного максимально быстро ориентироваться в большом массиве
информации, готового к использованию новых, разработке еще несуществующих
технологий и ориентированного на социальную ответственность за них перед
обществом.
Проектная
работа
© Предоставлено пресс-службой ТПУ
Флагманский
курс программы Школы базовой инженерной подготовки – введение в инженерную
деятельность. Основная задача – через раскрытие специфики инженерного труда
сформировать у студента правильную мотивацию к обучению, обеспечить его профориентацию.
"Он
должен знать стратегические приоритеты научно-технического развития страны,
видеть в них возможные траектории своей карьеры, понять, какие компетенции
ему для этого потребуются... Вся логика трансформации образования в ТПУ
предполагает, что студент может поменять после окончания базовой программы свою
образовательную траекторию", – подчеркивает Чайковский.
В качестве
ключевого процесса образования заложена проектная деятельность. В рамках
базовой подготовки студенты должны будут выполнить три проекта. Первый – малый
проект, где формируются общие компетенции проектной деятельности.
"Студенты
должны понять, как ставится проблема, как она декомпозируется на задачи, как в
целом реализуется проект", – поясняет Чайковский.
Следующие
два проекта будут реализовываться совместно с инженерными школами и
"работать" конкретно на будущую профессиональную деятельность. В них
студенты уже продемонстрируют глубокое знание базовых предметов и решат
конкретные инженерные задачи.
"Широкий
набор факультативов позволит нашему выпускнику получить дополнительные
компетенции в совершенно другой сфере профессиональной деятельности (например,
в области цифровой экономики, финансово-экономической деятельности)", –
говорит собеседник агентства.
Кстати, в
планах – отказ от промежуточных испытаний в формате традиционных сессий. Акцент
будет смещен на оценку качества усвоения материала в течение семестра и
независимое тестирование по его итогам. По окончанию четвертого семестра каждый
студент должен будет пройти итоговую аттестацию – комплексный экзамен,
включающий вопросы по важнейшим элементам программы.
Фундаментальная
подготовка
Фундаментальная
подготовка сконцентрируется на естественнонаучных и математических дисциплинах.
Независимо от того, на какое направление студенты поступили – хоть на
электроэнергетику, хоть на предпринимательство – они будут усиленно изучать
математику, физику и химию.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Будет такая
дисциплина как предприимчивость – предтеча трека по предпринимательству.
Отдельными блоками – социально-гуманитарная и общетехническая подготовка (графика,
механика, безопасность жизнедеятельности).
"Еще
один инструментарий программы базовой инженерной подготовки – цифровая практика.
Она позволит получить практический опыт работы, с одной стороны, с
узкоспециальным программным обеспечением, с другой – освоить программные
продукты, связанные с тотальной цифровизацией", – говорит Чайковский.
И добавляет,
что "умение оперировать информацией, анализировать ее, делать выводы и принимать
на основе этого взвешенные профессиональные решения, понимая их последствия, – все это связано с умением мыслить в информационном обществе, обществе будущего".
Для каждой
дисциплины существует свой электронный эквивалент. Онлайн-курсы предполагаются
как дополнительное средство и позволят в ограниченный объем учебного времени
дать максимум информации. Например, физика и химия в основном будут изучаться в
классическом варианте – в аудиториях, но в поддержку им преподаватели
разработали интересные виртуальные курсы.
© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Онлайн-курсы помогут подготовить студентов к практическому обучению. Например, они смогут познакомиться с лабораторным оборудованием в виртуальном режиме, понять, как оно работает, какие датчики что показывают. И не будут впадать в ступор, соприкоснувшись в реале с различными сложными приборами.
Студент
сознательный
Отдельно
стоит сказать о системе гуманитарной подготовки. "Зачем нам эта
философия?" – вечный вопрос начинающих инженеров… По словам Чайковского,
чтобы таких дискуссий даже не возникало, гуманитарные предметы адаптировали под
потребности конкретных инженерных направлений. Он приводит в пример эксперимент
с преподаванием философии для энергетиков:
"В
прошлом году мы попробовали сделать так, чтобы постановка философских проблем
происходила в разрезе их профессиональной деятельности. Например, есть
философская проблематика – роль личности. Мы ее подали с точки зрения
ответственности за те решения, которые специалист принимает на своем рабочем
месте. Ведь в основе многих техногенных катастроф лежал человеческий фактор. Все
мы помним Чернобыль…".
По его
словам, в итоге студенты стали более осмысленно подходить к гуманитарным
дисциплинам, воспринимая их как прикладной момент их деятельности.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
После второго курса студент политеха сможет выбрать дальнейшую траекторию: пойти в Школу инженерного предпринимательства и создавать качестве диплома стартап. Или стать практико-ориентированым специалистом, закончив одну из инженерных школ. Или – ученым, выбрав обучение в исследовательской школе.
По окончании
первых двух лет обучения студент, по идее, уже будет готов к сознательному
выбору дальнейшего пути.
"Хорошо
зная математику и физику, понимая профессиональную проблематику, имея
творческие задатки, которые формируются в результате проектной деятельности,
умея коммуницировать и работать в команде, студент заведомо будет более успешен
и сможет легко менять свою профессиональную траекторию", – подытожил
Чайковский.