ТОМСК, 31 авг – РИА Томск. Областные депутаты объехали участки лесопереработки Томска, Томского, Зырянского и Тегульдетского районов, чтобы на месте посмотреть, стоит ли ужесточать штрафы за незаконную приемку леса у населения. Почему "сверкали пятки" работников пилорам под Томском, кто в области пилит лес для ИКЕА и как приструнить незаконные пункты приема – в обзоре РИА Томск.

Только пятки засверкали

Увидеть реальную "картинку" было необходимо, поскольку сейчас в думе идет активная работа над региональным законом "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Томской области", который должен предотвратить незаконное лесопользование и сократить "серый" оборот леса. Например, за счет повышения штрафов за нарушения вдвое.

Когда закон обсуждали "в кабинетах", у него нашлось немало критиков. Председатель думского комитета по строительству, инфраструктуре и природопользованию Сергей Автомонов рассказал, что споры были жаркими:

"Многие депутаты, и я в том числе, приняли такое предложение департамента лесного хозяйства едва ли не в штыки. Сколько можно нагружать бизнес, наказывать предпринимателей за малейшие нарушения? В итоге мы решили, что пока не посмотрим своими глазами на работу пунктов приема и отгрузки древесины, мы эти поправки принимать не будем".

Но первый же выезд – в Томск и Томский район – убедил депутатов, что лесной бизнес не такой уж "обездоленный": как только комиссия подъехала к участку лесопереработки в черте Томска, где на небольшой территории расположены 42 пилорамы, работники побросали свои рабочие места и ретировались.

Кроме того, выяснилось, что в нескольких пунктах отсутствовали регистрационные ведомости учета поступающей и отгруженной продукции, нет информационных стендов, сотрудники официально не трудоустроены.

Все по закону

Вторая поездка состоялась в "лесные" районы – Зырянский и Тегульдетский.

"Важно увидеть своими глазами ситуацию на местах и принять норму закона так, чтобы даже в случае нарушений административными мерами не погубить мелкий бизнес в районах, где лесное производство является основным", – подчеркнул председатель комиссии по вопросам природопользования, экологии и земельных отношений Дмитрий Никулин. 

"СибирьЛес" работает с 2006 года, на производстве заняты более 300 человек.

"В планах расширение и увеличение штата до 600 работников. Ведутся переговоры, чтобы начать производить не только полуфабрикат, но и готовые изделия", – рассказал директор предприятия Александр Новиков.

Сергей Автомонов, побеседовав с работницей в цехе производства шпона, задал "контрольный вопрос": как она получает зарплату – перечислением на карту или по ведомости. Ответом "На карту" он был удовлетворен – значит, на предприятии официальное трудоустройство и полный соцпакет, налоговые отчисления поступают в бюджет.

"Мы были приятно удивлены увиденным на этом предприятии, благоустроенная территория, люди работают с улыбкой на лице. Радует и заявленная динамика – увеличение вдвое рабочих мест. Все это нужно поддерживать и развивать", – отметил депутат.

У индивидуального предпринимателя Вилюра Фарахова объемы производства, как и штат работников, значительно меньше. В зимнее время идет заготовка леса, а с мая по октябрь – его переработка. В основном, заняты граждане Узбекистана: по словам предпринимателя, среди соотечественников трудно найти ответственных и дисциплинированных работников. Сейчас даже на складирование досок не могут найти человека.

"При этом служба занятости направляет работников, но они больше двух дней не задерживаются, предпочитают получить штамп и дальше получать пособие. Таким образом мы поощряем тунеядство", – уверен Вилюр Фарахов.

"Профессиональная безработица (в районах) – отдельная тема, нужно отдельно обсудить ее на профильном комитете и подумать, как с ней бороться", – сказал Сергей Автомонов.

Мера ответственности

В Тегульдетском районе поставлено на учет 25 пунктов приема и отгрузки древесины. Выездная рабочая группа побывала на двух из них.

На производстве, которым управляет предприниматель Роман Стельмах, рабочая группа удивилась, увидев за рычагами трактора юную девушку. Анастасия Викулова после окончания ПУ проходит стажировку, с перспективой трудоустройства. Сам Стельмах мечтает об организации замкнутого цикла производства, вплоть до переработки коры на поплавки. Но для всего этого нужны серьезные инвестиции.

По итогам выездного совещания депутаты убедились: в области есть предприятия очень разного уровня и с очень разным, так сказать, подходом к ответственности. Поэтому, считает Автомонов, надо делать градацию по мерам наказания:

"Во-первых, надо обязательно ввести предупреждение, во-вторых, небольшое административное воздействие, и, в-третьих, применять уже более существенное наказание. Потому что штраф, скажем, в 100 тысяч рублей может сразу погубить небольшое предприятие. Все это мы еще будем обсуждать".

"Кроме того, мы услышали от представителей исполнительной власти, что есть неуправляемые предприниматели, которые не соблюдают законов. Если было предупреждение и минимальный штраф, следующий штраф должен быть такой, чтобы другим неповадно было. После ряда санкционных мер решение об их закрытии мы бы предложили принимать департаменту лесного хозяйства", – подытожил депутат.