ТОМСК, 16 сен – РИА Томск, Ольга Трепова. Вместо книги – соцсети, вместо пряток – игра в Minecraft. Как виртуальный мир отражается на детской психике, стоит ли волноваться, если ребенок проводит за компьютером несколько часов в день и какие дети входят в группу риска, рассказала РИА Томск клинический психолог Томской областной психиатрической больницы Наталья Щелина.
Иллюзорный
мир
"Интернет
активно вошел в нашу жизнь. Несмотря на несомненные плюсы данного процесса,
связанные со множеством информационных ресурсов, наблюдаются и негативные
тенденции", – говорит психолог.
Она поясняет: "У нас были случаи, когда приходит мама в больницу и сообщает, что не может
привести сына на прием, так как он не в силах отвлечься от компьютера. Или
другой пример: семья едет в отпуск, но ребенок всего два раза купался в море, а
в остальное время сидел в номере и играл. Наверное, так не должно быть".
© предоставлено Натальей Щелиной
Клинический психолог Томской областной психиатрической больницы Наталья Щелина
По ее словам, у детей и подростков в отличие от взрослых
недостаточно развиты волевые функции. Взрослый человек в любой момент может
остановиться и встать из-за компьютера, а детям это сделать сложнее, как и в
целом регулировать время пребывания в интернете.
"Дети,
особенно дошкольники, очень эмоциональны. И часто эмоции, которые ребенок должен
испытывать в реальной жизни, он получает в игре. Например, радость от победы или
перехода на новый уровень. Хотя очевидно, что радость можно получить от
прогулки, путешествия или общения с друзьями", – считает психолог.
Щелина
отмечает, что все начинается с безобидного на первый взгляд развлечения –
поиграть и отдохнуть. Просто развлечение плавно и незаметно превращается в
зависимость. Ребенку становится трудно отвлечься от игры, и родители справиться
с этим не могут. Все попытки пресечь затянувшееся пребывание за компьютером
вызывают у ребенка всплеск негативных эмоций, вспышки агрессии.
"Наибольшую
тревогу вызывают онлайн-игры, которые не имеют конца, YouTube-каналы,
общение в различных группах, в том числе и деструктивных. Был период, примерно
год назад, когда детям предлагались различные группы, побуждающие к тому, чтобы
свести счеты с жизнью. В настоящее время они запрещены, но, к сожалению, могут
появиться новые им подобные", – пояснила специалист.
Слушать
или читать блогеров – тоже только на первый взгляд безопасное занятие. Одним из
недавних пациентов психолога был подросток, подписанный на канал блогера,
который обесценивал традиционные ценности, такие как работа, семья и учеба.
"Блогер
создавал иллюзорный мир, в котором не нужно учиться и работать, а подросткам
очень трудно перед этим устоять. В результате такой "пропаганды" у
ребенка начали возникать проблемы, связанные с мотивацией, – прежде всего в школе", – пояснила Щелина.
© РИА Томск. Павел Стефанский
По ее словам, первым знаком, что что-то идет не так, может стать
снижение успеваемости в школе, сужение круга интересов и общения.
Кто
подвержен
Психолог
уточнила, что играют и имеют странички в соцсетях многие, но далеко не каждый
становится зависимым от компьютера или гаджетов. Есть определенные личностные
качества, которые предрасполагают к этому: азартность, высокая возбудимость
нервной системы, слабость волевых процессов.
Кроме того, неуверенные в себе дети, со слабо развитыми
коммуникативными навыками, заниженной самооценкой легко рискуют попасть в
зависимость от социальных сетей.
"В
реальности человек не может реализовать себя, научиться устанавливать контакты.
В интернете создается иллюзорный мир, в котором он чувствует себя успешным,
уверенным, повышается его самооценка", – уточнила специалист.
Что
делать
Если
подросток по 10 часов сидит за компьютером и не может его выключить (а такие
примеры в практике врачей психиатрической больницы есть), нужно попытаться
наладить диалог. Запрещать или отключать интернет – это не выход. Ребенок
пойдет в интернет-кафе или отреагирует на запрет раздражением, протестом,
например, перестанет ходить в школу или уйдет из дома.
"Важно
найти замещение сети. Например, занятие, в котором ребенок может себя
реализовать, самоутвердиться. Но это непросто. Он длительное время просиживал
за компьютером: играл, общался, испытывал положительные эмоции, одним словом,
ему было комфортно. Поэтому избавить ребенка от зависимости – это колоссальная
работа родителей, педагогов, врачей и психологов", – считает собеседница
агентства.
Как
не допустить
© РИА Томск. Павел Стефанский
Специалист
рекомендует для профилактики компьютерной зависимости по возможности отсрочить
знакомство ребенка с интернетом и онлайн-играми. Например, купить ребенку
телефон только для общения, без выхода в интернет. Чем позднее телефон будет
подключен к интернету, тем лучше: интернет отвлекает от учебы и мешает
сосредоточиться.
Щелина советует структурировать день и определить время для
домашних обязанностей, учебы, прогулок, посещения различных секций. Время
проведения за компьютером должно быть ограничено.
"Родители
сами не должны демонстрировать зависимое поведение. Бывает, что школьника
приводят на прием и начинаются споры, кто сидит в соцсетях больше –
ребенок или мама", – говорит собеседница агентства.
Она
добавляет, что, когда ученик делает домашнюю работу, у него не должно быть
доступа в интернет (за исключением подготовки докладов и презентаций), нельзя разрешать
есть перед монитором, брать с собой сотовый с подключенным интернетом в
спальню.
"Смартфон
– это большая проблема. Когда подросток ложится спать, он часто включает его и
в результате засыпает в три часа ночи, а утром его невозможно поднять в школу.
Поэтому в семье должно быть правило – в спальне никаких телефонов, причем это
касается и родителей", – заметила специалист.
И
самая главная рекомендация – установить доверительные отношения с ребенком.
Если доверие не утрачено, то сына или дочь всегда можно убедить, что реальный
мир намного интереснее виртуального.