ТОМСК, 5 ноя – РИА Томск. Эксперты российской
национальной театральной премии "Золотая маска" завершили отбор 50
спектаклей, из которых жюри выберет лауреатов фестиваля, и топ-100 постановок
России сезона 2017/2018. Впервые в числе девяти экспертов оказалась томский
критик Татьяна Веснина, которая рассказала РИА Томск, почему томские спектакли
номинантами не стали.
По данным сайта фестиваля "Золотая маска",
российская национальная театральная премия учреждена в 1993 году Союзом
театральных деятелей РФ и вручается спектаклям всех жанров: драма, опера,
балет, современный танец, оперетта и мюзикл, кукольный театр. Отбор
спектаклей-участников фестиваля и претендентов на премию осуществляют
экспертные советы, в состав которых входят театральные критики.
"А судьи кто?"
По словам Весниной, в совет "Золотой
маски" сезона 2017/2018 вошли девять критиков, и только двое были не из
Москвы и Санкт-Петербурга – это представители Томской и Челябинской областей.
Томский критик оказался в совете впервые. Примечательно, что это юбилейный –
25-й – фестиваль. Организаторы задались целью отметить самые яркие постановки,
отражающие все разнообразие театральной жизни страны.
"Экспертов в совет рекомендуют региональные
отделения Союза театральных деятелей (СТД). Видимо, Москва обратилась к Томску,
и Томск рекомендовал меня… В октябре 2017 года я получила письмо за подписью
Александра Александровича Калягина (глава СТД России). Для меня это было как с
феей, которая приходит к Золушке и говорит: "Ты поедешь на бал, вот тебе
туфельки!" – рассказала собеседница агентства.
© РИА Томск. Михаил Голубев
.
Она добавила, что задачей экспертного совета
является составление афиши финального конкурса, в которую можно включить до 50
лучших премьер. На следующем этапе спектакли оценивает профессиональное жюри в
составе режиссеров, актеров и других деятелей театра – как правило, очень
известных людей. Именно жюри в конечном итоге присуждает награды и называет
имена лучших театральных деятелей страны.
Театральный марафон
Как пояснила критик, эксперт "Золотой
маски" обязан смотреть спектакли, которые были поставлены на территории
всей России в течение сезона.
"Я согласилась, не представляя масштаба этой
работы. Когда на первом совете опытные его участники сказали, что видео
(театры) будут присылать много – где-то 300-400, я тоже не понимала, насколько
это затратно по времени… Приходилось перемещаться по стране из одной точки в
другую. Например, однажды за три дня я посмотрела четыре спектакля: в Якутске,
Москве и Петрозаводске", – сказала Веснина.
Она отметила, что всего заявок на участие в конкурсе
от театров России поступило около тысячи. Посмотреть все, лично присутствуя на
спектакле, оказалось невозможным даже в течение года, несмотря на то, что почти
весь год эксперты практически жили в самолете. Некоторые постановки все же
приходилось оценивать только по видео.
Гамлет по-якутски
Как говорит Веснина, по условиям конкурса все
участвуют в нем на равных условиях: будь то именитые Большой драматический
театр (БДТ в Санкт-Петербурге), Малый и Большой театры (в Москве) или провинциальные
театры в Минусинске (Красноярского края) и в Таре (Омской области). Мощные, на
взгляд эксперта, премьеры представили национальные театры Якутии, Татарстана и
Башкирии.
"Вот я смотрела "Гамлета", который
шел по-якутски. Я только через переводчика понимала. Принца Гамлета там можно
назвать принцем якутским, потому что там база – якутские эпос и мифология, и
даже больше – вся восточноазиатская культура вошла в сюжет. Но шекспировские
герои там были узнаваемы – сразу видно, где Клавдий, где Гамлет", – сказала
собеседница агентства.
Томские театры в лонг-листе
© РИА Томск. Михаил Голубев
Татьяна Веснина
По словам собеседницы, высшим достижением томских
театров по итогам сезона 2017/2018 оказалось вхождение двух спектаклей в так
называемый лонг-лист – сотню лучших премьер России.
Экспертный совет отметил "Имажинарий мистера
О'Генри" Андрея Черпина, который был поставлен и идет в областном театре
драмы, и спектакль томского ТЮЗа "Крестьяне о писателях" режиссера
Дмитрия Егорова.
"Митя Егоров стал вообще героем сезона! Он
отмечен сразу за три спектакля в разных городах: номинации получили два и
третьим стал наш в лонг-листе. Он поставил "Я. Другой. Такой. Страны"
в Красноярске <…> и в Омской драме "Время секонд хенд" по роману
Светланы Алексиевич. Его спектакли – это выражение его гражданской позиции, и
за это я его очень уважаю. Но по линии художественной формы спектакли
спорные", – сказала Веснина.
Спектакль "Имажинарий мистера О'Генри", по
мнению эксперта, вошел в топ-100 России благодаря тонкой и умной режиссерской
интерпретации американской прозы, а также актерским работам Ирины
Шишлянниковой, Артема Киселева, Веры Тютриной и других. И все же общий уровень
актерского мастерства стал одной из причин, по которой томские театры не попали
в номинации "Золотой маски".
"Вот я приехала в Красноярскую драму, в Омскую
драму – это такие же провинциальные театры, это же не Москва, не Питер, а класс
актерской игры другой. Они (актеры) точно идут за режиссером, они держат форму,
они обладают такой палитрой выразительных средств, они всегда тренированные. Я
бы хотела, чтобы и актеры в томских театрах были в такой же творческой форме,
что и их коллеги в Новосибирске, Омске, Красноярске, Ярославле", –
подытожила собеседница агентства.