ТОМСК, 14 ноя –
РИА Томск. Участники форума "Студенческое технологическое предпринимательство", который проходит в Томске в эти дни, стремятся найти
ответ на вопрос: как университеты могут выработать необходимые
предпринимательские навыки у своих студентов. На этом пути у вузов есть немало
препон, и экономических, и административных, отмечают эксперты форума.
Подробности – в материале РИА Томск.
Ранее сообщалось,
что форум "Студенческое
технологическое предпринимательство" пройдет в Томском политехническом университете с 14 по 16 ноября. В
нем примут участие более 130 гостей и 35 спикеров. Предполагается, что
участники форума сформулируют рекомендации по обучению предпринимательству в
университетах страны, которые направят в Министерство науки и высшего образования.
Найти работу в
2060 году
Перестройка
образовательной модели университета с целью формирования предпринимательского сознания у студентов необходима для того, чтобы нынешние выпускники были востребованы на
рынке труда в ходе третьей технологической революции, считает ректор ТПУ Петр Чубик.
"Жизнь очень
быстро меняется. Наши нынешние студенты будут работать в 2060 году. Какой будет
экономика – никто сегодня не знает. Есть данные, что информатизация и
роботизация высвободят в обозримом будущем до 2,5 миллиарда рабочих мест.
Единственный выход – подготовить студентов к жизни в условиях этой
неопределенности. А для этого нужны как раз предпринимательские навыки", – считает Чубик.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Ректор ТПУ Петр Чубик
Для вовлечения
студентов в предпринимательскую деятельность
в ТПУ действует порядка 20 конкурсов проектов, которые позволяют им развивать собственные бизнес-идеи. Кроме того, в вузе в качестве обязательных читаются два курса по предпринимательству – в третьем и седьмом семестрах, которые призваны сформировать предпринимательское мышление.
Опыт бизнеса в
университете
По мнению
представителей бизнеса – экспертов форума студенческого предпринимательства,
для формирования у студентов полноценного бизнес-мышления необходима серьезная
перестройка существующей образовательной модели.
"Необходима
полная вариативность вузовских курсов. Нельзя создать предпринимателя из
студента, который ходит не на те лекции, которые ему интересны, а на те, которые
ему навязаны. Необходимо стимулировать у студентов интерес и возможность
выбора. Тогда эти люди и пойдут в бизнес, потому что сами этого хотят. А для
этого бизнес должен оказывать давление на существующую модель образования", – считает гендиректор SibEDGE Александр Калинин.
По его мнению, для
появления массового интереса студентов к предпринимательству необходима среда,
побуждающая к самостоятельности. А в нынешней экономической реальности это
сделать крайне сложно, поскольку за талантливых выпускников борются небольшие
инновационные фирмы и крупные, чаще государственные корпорации, которым нужны
исполнители. "Силы, в общем-то, не равны", – считает он.
© РИА Томск. Андрей Соколов
Форум "Студенческое технологическое предпринимательство"
С коллегой не
вполне согласен основатель компании Rubius Сергей Дорофеев.
"Впервые в
инновационный бизнес я попал через свою профильную кафедру. У нас, как выяснилось,
на кафедре работал преподаватель, который имел уже свой небольшой бизнес.
Буквально через пару лет мы уже продавали свои разработки по всему миру. Спустя
недолгое время я вернулся на кафедру уже преподавателем", – рассказал
Дорофеев.
© Маргарита Волоковых
По его словам, компания Rubius сейчас активно сотрудничает с ТПУ и
Томским госуниверситетом в рамках существующих учебных
курсов. Rubius доплачивает преподавателям (вторая зарплата дополнительно к
вузовской), а те, в свою очередь, готовят для компании кадры, а также в рамках
грантов создают разработки, коммерциализацией которых занимается компания.
В свою очередь директор
филиала МТС в Томске Марина Фещенко привела несколько примеров успешного
взаимодействия МТС с вузами Томска.
"Недавно МТС
и СибГМУ подписали соглашение о создании "цифрового госпиталя". Кроме
того, в рамках своего акселератора мы отбираем талантливых предпринимателей и
разработчиков, даем им доступ к базе данных МТС по Big Data и финансируем их
разработки. Кроме того, у МТС есть программа стажировок для студентов, которые
могут поработать в существующих проектах МТС", – сказала Фещенко.
Впрочем, в одном
бизнес-эксперты форума были согласны – существующие модели преподавания
вузовских дисциплин должны быть гибкими, способными к быстрым изменениям вслед
за рыночной конъюнктурой.
© с трансляции на сайте форума
Форум "Студенческое технологическое предпринимательство"
Административные
рамки
Однако обеспечить
желанную для бизнеса предельно гибкую образовательную модель в существующих
условиях административного контроля за сферой образования практически
невозможно, отметила в своем выступлении замгубернатора Томской области по
научно-образовательному комплексу Людмила Огородова.
"На
сегодняшний день, если ректор позволит бизнес-партнерам перестроить образовательную
модель университета, Рособрнадзор моментально добьется его увольнения и отзыва
аккредитации… (Для создания бизнес-среды в вузах) нужна модель технологического
студенческого предпринимательства от министерства образования и науки. Без
этого никакие масштабные начинания в этой сфере невозможны", – считает
Огородова.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Форум "Студенческое технологическое предпринимательство"
По мнению директора
департамента государственной политики в сфере высшего образования и молодежной
политики министерства науки и высшего образования Артемия Рожкова, который
принял участие в работе форума, такие изменения уже готовятся.
"Современная
система регламентации в высшей школе не позволяет создавать в университете по-настоящему вариативные курсы. Этот вопрос будет обсуждаться в Союзе ректоров
России, и Минобр готов менять систему госаккредитации, чтобы стимулировать
создание современных гибких адаптивных образовательных программ", – сказал
Рожков журналистам.
По его словам, эта
проблема уже обсуждалась в рамках авторитетных ассоциаций российских
университетов, а также в рамках парламентских слушаний в комитете по высшему
образованию Государственной думы.
"В кооперации с работодателями мы можем создать современные образовательные программы, которые способны обеспечить достижения тех национальных целей, которые поставлены перед нами президентом", – сказал Рожков.