ТОМСК, 31 янв – РИА
Томск, Елена Тайлашева. Ни одной тройки по истории не получили в минувшую
сессию студенты-айтишники и журналисты Томского госуниверситета (ТГУ). Курс аналитической истории сподвиг их
самостоятельно изучать события давно минувших дней. Сколько зарабатывал Петр I, против кого Византия "договорилась" с Тевтонским орденом и почему эти знания полезней заученных дат
– в материале РИА Томск.
Встреча с Великим
"Как вы относитесь к бегству царевича Алексея в Европу?"
"Почему вы все время прощаете князя Меншикова, ведь он
ворует из казны?"
"Какую свою реформу считаете самой успешной?"
Семинар по курсу "История России" у студентов специальности "Программная инженерия" ТГУ проходит в форме интервью с Петром I: один
студент исполняет роль первого российского императора, другие задают ему
вопросы. Пять-шесть вопросов – и на место интервьюируемого садится следующий
студент…
"Мы сразу объясняли – это не экзамен для Петра I и
не его речь в суде, где нужно говорить правду и ничего, кроме правды. Формат
интервью предполагает вопросы неоднозначные, которые помогают выяснить
позицию. Например, не в каком году была Полтавская битва, а как вы относитесь к
ее итогам?
Предупреждали студентов: если не знаете ответ – практикуйте
навык ухода от ответа, тоже в жизни может понадобиться (но придумывать факты
запрещалось). Например, был сакраментальный вопрос: "Сколько вы
зарабатываете?". Наш Петр нашелся: "Я служу России, а не зарабатываю", – рассказывает старший преподаватель кафедры истории древнего мира, средних веков
и методологии истории ТГУ Александр Юшников.
© предоставлено пресс-службой ТГУ"За семинар выставляется оценка, в зачетку идет средняя за семестр. Не устраивает – сдаешь экзамен, где проверяется не заучивание дат событий, а способность их осмыслить. Например, назовите предпосылки Отечественной войны. В эту сессию было две четверки, остальные – пятерки", – говорит Юшников.
Понятно, что для того чтобы задавать вопросы про реформы,
войны и исторических личностей, нужно было про них что-то прочитать. И студенты
прочитали – сначала Википедию, потом учебник, потом дополнительную литературу. Постановка
задачи оказалась для них реально увлекательной. Кстати, на занятиях и даже на
экзаменах можно было гуглить, потому что запоминание дат – вообще не главное в
этом курсе.
Баттлы vs лекции
Эксперимент с преподаванием истории по-новому начался в
сентябре 2017 года на пилотной программе ТГУ "Программная инженерия". Ее
руководитель Олег Змеев решил использовать этот предмет для развития
профессиональных скиллов программистов, главный из которых – умение
анализировать.
© предоставлено пресс-службой ТГУ"Берем абсолютно другую предметную область (историю) и учимся ее анализировать, находить закономерности, строить предположения, проверять гипотезы. Попутно учимся обсуждать, доказывать свою точку зрения, работать в группах. Формируем такую важную вещь, как soft skill", – поясняет Олег Змеев.
Истфак инициативу поддержал. Во-первых, за державу (то есть
за предмет) было обидно: "Из замечательного предмета, из прекрасных
сюжетов сделать одну из наиболее неинтересных дисциплин, какой сейчас
является история в вузах, – это надо сильно постараться!" – говорит доцент
исторического факультета ТГУ Дмитрий Коньков.
Во-вторых, профессиональные историки понимали: в той форме,
в какой история преподается на непрофильных факультетах, ее изучение мало что
дает для развития. То же самое – от Рюрика до Ельцина – и практически в том же
объеме студенты проходили в школе, и много ли отложилось в головах?..
"Мы решили почти полностью отказаться от лекций – за семестр
проходит всего две лекции и 14 семинаров. Лекционная форма хороша, когда мы
хотим конкретный объем информации вложить в голову студента. Но совсем не факт,
что, заучив какую-то дату, он сможет оценить значимость события, выработать к
нему свое отношение", – рассказывает Коньков.
Поэтому, например, период революции 1905-1907 годов
программисты изучали с помощью баттлов. Особенно наглядно получилось на примере
группы иностранных студентов. Ее поделили на три условные парламентские партии – монархисты, коммунисты и либералы, и каждая должна была аргументировать свою
позицию.
"Победили коммунисты – там нашелся зажигательный лидер,
студент из Туниса, против его аргумента "Защитим всех обездоленных" никто не
смог возразить", – улыбается Коньков.
канал BSc Software Engineering at Tomsk State University в youtube.comКруглый стол-дискуссия "Общественно-политические движения в России 2-й половины XIX века"
Кстати, для иностранцев (которых в ТГУ много) российская
история – вообще темный лес. Их общее впечатление: Россия – древняя страна, с
богатой историей, где что-то происходило, кто-то кого-то завоевывал.
Более-менее наслышаны они лишь о Сталине, Великой Отечественной войне и СССР (к
которому относятся хорошо).
"И если не связывать нашу историю со знаниями об истории их
страны, с собственным контекстом, все будет бесполезно", – говорит Дмитрий. В
пример он приводит тему "Государственное строительство":
"У нас госстроительство происходит с периода Киевской Руси и,
в общем-то, вплоть до XIX
века. А в Африке этот процесс был ужат в XIX – начало XX
веков. Для нас создание государства шло более-менее естественным образом – через
объединение племен, через создание законов, госадминистрации, системы
налогообложения и всего прочего.
У африканцев племенная структура существует до сих пор, при
этом на нее извне был привнесен весь комплекс госинститутов. У них государство
сейчас – это некий синтез Киевской Руси и современной России, и все эти
контексты мы подробно разбирали и сопоставляли", – поясняет преподаватель.
© с сайта ТГУ"Русским студентам сложнее всего дается, пожалуй, период Смутного времени – о нем практически не рассказывают в школе, между тем это уникальный период, когда государство практически исчезло как структура. Это был кризис рождения и созревания новой страны", – рассказывает Дмитрий Коньков.
Переговоры XIV века
Для студентов-журналистов и международников, которые
присоединились к эксперименту в сентябре 2018 года, курс по аналитической истории
разрабатывался уже с учетом требований их специальностей. Для гуманитариев в
принципе не проблема поговорить, порассуждать, коллективно поработать, поэтому
навыки надо прокачивать другие. Журналистов, например, учили работать с
источниками:
"На одном из семинаров студенты-журналисты с преподавателем Галиной
Алишиной разбирали текст летописи "Повесть временных
лет". Пытались понять: почему было написано именно так? Исходя из каких
исторических контекстов? Или – разбирали исторические фильмы: насколько они
искажают историческую реальность? Одна группа анализировала "Солнечный удар" Михалкова, другая – "Список Шиндлера", – рассказывает Александр Юшников.
А студенты отделения "Международные отношения" факультета
исторических и политических наук "тренировали" дипломатию во время
гипотетических четырехсторонних переговоров XIV века с участием московского князя, ордынского хана,
византийского императора и магистра Тевтонского ордена. Думали над тем, кому
что предложить, на каких противоречиях сыграть, с кем и против кого заключить
союз… Юшникову результат понравился:
"В одной группе московский князь перетянул одеяло на себя: у
него не было реальных ресурсов, но блефовал он очень уверенно и добился
многого. В другой группе стороны устроили серию двухсторонних локальных
перешептываний, в конце оказалось, что Византия договорилась с Тевтонским
орденом против орды, а с ордой – против Тевтонского ордена".
Самым ценным итогом всей этой работы стали слова одного студента
в конце семестра: "Нам не ставили задачи запомнить весь изучаемый период. Но
почему-то я до сих пор помню все, что мы учили".
© Алена ХлестуноваЧтобы дети заинтересовались историей, профессионалы советуют предлагать им читать соответствующие художественные книги (типа романов Дюма) или смотреть фильмы. Они не претендуют на историческую достоверность, но могут стать иллюстрациями культурных и бытовых особенностей того времени.
Топ исторических
фильмов, после которых захочется залезть в энциклопедию:
По истории Древней Руси: "Монгол" (2007), "Викинг" (2016), "Легенда о Коловрате" (2017).
Средние века: "Иван Грозный" (2009), "1612. Хроники Смутного
времени" (2007).
Строительство и расцвет Российской Империи: "Гардемарины,
вперед!" (1988), "Екатерина Великая" (2015), "Пушкин. Последняя дуэль" (2006).
Гибель Империи и рождение СССР: "Батальонъ" (2014), "Троцкий" (2017).
Великая Отечественная война: "Брестская крепость" (2010), "28 панфиловцев" (2016), "Т-34" (2018).