RIATOMSK.RU
+2°C
20 апреля 2019  |  
11:55
  |  
+2°C
11:36  31 января 2019 г.

Интервью с Петром I: как в ТГУ история учит студентов аналитике

Тайлашева Елена Владимировна
© группа "Программная инженерия (Бакалавриат ТГУ)" "ВКонтакте"Интервью с Петром I: как в ТГУ история учит студентов аналитике

ТОМСК, 31 янв – РИА Томск, Елена Тайлашева. Ни одной тройки по истории не получили в минувшую сессию студенты-айтишники и журналисты Томского госуниверситета (ТГУ). Курс аналитической истории сподвиг их самостоятельно изучать события давно минувших дней. Сколько зарабатывал Петр I, против кого Византия "договорилась" с Тевтонским орденом и почему эти знания полезней заученных дат – в материале РИА Томск.

Встреча с Великим

"Как вы относитесь к бегству царевича Алексея в Европу?"

"Почему вы все время прощаете князя Меншикова, ведь он ворует из казны?"

"Какую свою реформу считаете самой успешной?"

Семинар по курсу "История России" у студентов специальности "Программная инженерия" ТГУ проходит в форме интервью с Петром I: один студент исполняет роль первого российского императора, другие задают ему вопросы. Пять-шесть вопросов – и на место интервьюируемого садится следующий студент…

"Мы сразу объясняли – это не экзамен для Петра I и не его речь в суде, где нужно говорить правду и ничего, кроме правды. Формат интервью предполагает вопросы неоднозначные, которые помогают выяснить позицию. Например, не в каком году была Полтавская битва, а как вы относитесь к ее итогам?

Предупреждали студентов: если не знаете ответ – практикуйте навык ухода от ответа, тоже в жизни может понадобиться (но придумывать факты запрещалось). Например, был сакраментальный вопрос: "Сколько вы зарабатываете?". Наш Петр нашелся: "Я служу России, а не зарабатываю", – рассказывает старший преподаватель кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории ТГУ Александр Юшников.

© предоставлено пресс-службой ТГУ
"За семинар выставляется оценка, в зачетку идет средняя за семестр. Не устраивает – сдаешь экзамен, где проверяется не заучивание дат событий, а способность их осмыслить. Например, назовите предпосылки Отечественной войны. В эту сессию было две четверки, остальные – пятерки", – говорит Юшников.

Понятно, что для того чтобы задавать вопросы про реформы, войны и исторических личностей, нужно было про них что-то прочитать. И студенты прочитали – сначала Википедию, потом учебник, потом дополнительную литературу. Постановка задачи оказалась для них реально увлекательной. Кстати, на занятиях и даже на экзаменах можно было гуглить, потому что запоминание дат – вообще не главное в этом курсе.

Баттлы vs лекции

Эксперимент с преподаванием истории по-новому начался в сентябре 2017 года на пилотной программе ТГУ "Программная инженерия". Ее руководитель Олег Змеев решил использовать этот предмет для развития профессиональных скиллов программистов, главный из которых – умение анализировать.

© предоставлено пресс-службой ТГУ
"Берем абсолютно другую предметную область (историю) и учимся ее анализировать, находить закономерности, строить предположения, проверять гипотезы. Попутно учимся обсуждать, доказывать свою точку зрения, работать в группах. Формируем такую важную вещь, как soft skill", – поясняет Олег Змеев.

Истфак инициативу поддержал. Во-первых, за державу (то есть за предмет) было обидно: "Из замечательного предмета, из прекрасных сюжетов сделать одну из наиболее неинтересных дисциплин, какой сейчас является история в вузах, – это надо сильно постараться!" – говорит доцент исторического факультета ТГУ Дмитрий Коньков.

Во-вторых, профессиональные историки понимали: в той форме, в какой история преподается на непрофильных факультетах, ее изучение мало что дает для развития. То же самое – от Рюрика до Ельцина – и практически в том же объеме студенты проходили в школе, и много ли отложилось в головах?..

"Мы решили почти полностью отказаться от лекций – за семестр проходит всего две лекции и 14 семинаров. Лекционная форма хороша, когда мы хотим конкретный объем информации вложить в голову студента. Но совсем не факт, что, заучив какую-то дату, он сможет оценить значимость события, выработать к нему свое отношение", – рассказывает Коньков.

Поэтому, например, период революции 1905-1907 годов программисты изучали с помощью баттлов. Особенно наглядно получилось на примере группы иностранных студентов. Ее поделили на три условные парламентские партии – монархисты, коммунисты и либералы, и каждая должна была аргументировать свою позицию.

"Победили коммунисты – там нашелся зажигательный лидер, студент из Туниса, против его аргумента "Защитим всех обездоленных" никто не смог возразить", – улыбается Коньков.

канал BSc Software Engineering at Tomsk State University в youtube.com
Круглый стол-дискуссия "Общественно-политические движения в России 2-й половины XIX века"
Кстати, для иностранцев (которых в ТГУ много) российская история – вообще темный лес. Их общее впечатление: Россия – древняя страна, с богатой историей, где что-то происходило, кто-то кого-то завоевывал. Более-менее наслышаны они лишь о Сталине, Великой Отечественной войне и СССР (к которому относятся хорошо).

"И если не связывать нашу историю со знаниями об истории их страны, с собственным контекстом, все будет бесполезно", – говорит Дмитрий. В пример он приводит тему "Государственное строительство":

"У нас госстроительство происходит с периода Киевской Руси и, в общем-то, вплоть до XIX века. А в Африке этот процесс был ужат в XIX – начало XX веков. Для нас создание государства шло более-менее естественным образом – через объединение племен, через создание законов, госадминистрации, системы налогообложения и всего прочего.

У африканцев племенная структура существует до сих пор, при этом на нее извне был привнесен весь комплекс госинститутов. У них государство сейчас – это некий синтез Киевской Руси и современной России, и все эти контексты мы подробно разбирали и сопоставляли", – поясняет преподаватель.

© с сайта ТГУ
"Русским студентам сложнее всего дается, пожалуй, период Смутного времени – о нем практически не рассказывают в школе, между тем это уникальный период, когда государство практически исчезло как структура. Это был кризис рождения и созревания новой страны", – рассказывает Дмитрий Коньков.

Переговоры XIV века

Для студентов-журналистов и международников, которые присоединились к эксперименту в сентябре 2018 года, курс по аналитической истории разрабатывался уже с учетом требований их специальностей. Для гуманитариев в принципе не проблема поговорить, порассуждать, коллективно поработать, поэтому навыки надо прокачивать другие. Журналистов, например, учили работать с источниками:

"На одном из семинаров студенты-журналисты с преподавателем Галиной Алишиной разбирали текст летописи "Повесть временных лет". Пытались понять: почему было написано именно так? Исходя из каких исторических контекстов? Или – разбирали исторические фильмы: насколько они искажают историческую реальность? Одна группа анализировала "Солнечный удар" Михалкова, другая – "Список Шиндлера", – рассказывает Александр Юшников.

А студенты отделения "Международные отношения" факультета исторических и политических наук "тренировали" дипломатию во время гипотетических четырехсторонних переговоров XIV века с участием московского князя, ордынского хана, византийского императора и магистра Тевтонского ордена. Думали над тем, кому что предложить, на каких противоречиях сыграть, с кем и против кого заключить союз… Юшникову результат понравился:

"В одной группе московский князь перетянул одеяло на себя: у него не было реальных ресурсов, но блефовал он очень уверенно и добился многого. В другой группе стороны устроили серию двухсторонних локальных перешептываний, в конце оказалось, что Византия договорилась с Тевтонским орденом против орды, а с ордой – против Тевтонского ордена".

Самым ценным итогом всей этой работы стали слова одного студента в конце семестра: "Нам не ставили задачи запомнить весь изучаемый период. Но почему-то я до сих пор помню все, что мы учили".

© Алена Хлестунова
Чтобы дети заинтересовались историей, профессионалы советуют предлагать им читать соответствующие художественные книги (типа романов Дюма) или смотреть фильмы. Они не претендуют на историческую достоверность, но могут стать иллюстрациями культурных и бытовых особенностей того времени.

Топ исторических фильмов, после которых захочется залезть в энциклопедию:

По истории Древней Руси: "Монгол" (2007), "Викинг" (2016), "Легенда о Коловрате" (2017).

Средние века: "Иван Грозный" (2009), "1612. Хроники Смутного времени" (2007).

Строительство и расцвет Российской Империи: "Гардемарины, вперед!" (1988), "Екатерина Великая" (2015), "Пушкин. Последняя дуэль" (2006).

Гибель Империи и рождение СССР: "Батальонъ" (2014), "Троцкий" (2017).

Великая Отечественная война: "Брестская крепость" (2010), "28 панфиловцев" (2016), "Т-34" (2018).

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством «Томск» (РИА Томск). РИА Томск зарегистрировано в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Томской области 20 марта 2014 г.
Свидетельство о регистрации ИА № ТУ70-00327. Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке