ТОМСК, 16 апр – РИА
Томск, Елена Тайлашева. Зарубежные вузы заинтересовались платформой для
создания онлайн-курсов с применением технологий виртуальной и дополненной
реальности (VR/AR),
разработанной Томским госуниверситетом (ТГУ) и компанией Rubius. С ней любой преподаватель, даже
не айтишник, легко соберет курс с элементами VR/AR. В
мире такие "конструкторы" ранее использовались только для научных исследований.
Ранее сообщалось, что
летом 2018 года ТГУ и компания Rubius приступили к
реализации digital-проекта "Виртуальный университет 4.0" – открытой
IT-платформы UniVRsity для разработки
образовательных приложений и сервисов с использованием технологий VR/AR.
Введение первого модуля в реальный образовательный процесс запланировано на
2019-2020 годы.
Гуманитарию по плечу
© Маргарита Волоковых
Презентация платформы UniVRsity широкой образовательной
общественности прошла на завершившемся на днях Московском международном салоне
образования. Интерес к ней российских вузов был ожидаем – в нашей стране до
сего момента не предлагалось IT-решения,
которое позволило бы собирать онлайн-курсы с использованием технологий
виртуальной и дополненной реальности.
Впрочем, и в масштабах всего мира разработка ТГУ и Rubius
оказалась уникальна: как говорит технический директор Rubius Антон Кудинов, подобные
"конструкторы" ранее использовались только для научных исследований
(самый известный мировой аналог – виртуальные лаборатории Labster), максимум –
для обучения в корпоративных центрах (например, такой технологией обладает
Volkswagen).
"В мировом образовательном сообществе очень большой
интерес ко всем новинкам в этой области. К
нашему стенду на салоне в Москве подходил, например, советник по образованию
посла Турецкой республики. Один из
руководителей Лондонского университета просил держать его в курсе новостей –
они намерены стать партнерами или потребителями этой платформы", – рассказывает
руководитель проекта, директор Центра компьютерных наук и технологий
ТГУ Александр
Замятин.
© предоставил Александр Замятин
Директор Центра компьютерных наук и технологий ТГУ Александр Замятин.
По его мнению, главнейшая, принципиальная особенность UniVRsity, которая позволит "захватить"
широкую публику, – это простота инструмента:
"Благодаря ему любой преподаватель с помощью
конструктора сценариев сможет реализовать свой образовательный продукт с
элементами VR/AR. И
здесь неважно, гуманитарий он или технарь. Не нужны особые компетенции не
только в области этих технологий, но и вообще в сфере IT".
Например, "пилот" на платформе сделал преподаватель
безопасности жизнедеятельности Николай Сайнаков, доцент факультета исторических
и политических наук ТГУ, создатель онлайн-курса "История и технологии
выживания". Также с помощью
платформы уже разработано VR-занятие
"Изучение строения кожи".
Видео предоставлено "Рубиус"VR-занятие "Изучение строения кожи" для обучения диагностике кожных образований.
В ногу с MIT
"Студентам в процессе обучения не нужно будет какого-то
специального оборудования – потребуется обычный ноутбук или планшет. Хотя,
конечно, в полной мере возможности платформы раскроются при использовании
очков, шлемов виртуальной или дополненной реальности, которые также можно применять",
– добавляет Антон Кудинов.
В перспективе платформа станет коммерческим продуктом – ее
продажей займется специальная компания, которую на базе "Сколково"
сейчас создают ТГУ и Rubius.
© предоставлено компанией Rubius
Чем проще инструмент для пользователя, тем сложнее его техническая и методическая разработка. По словам Антона Кудинова, над проектом UniVRsity больше полугода работали 20 человек.
Александр Замятин рассказывает, что платформа интересна не
только сетевому университетскому сообществу, но и бизнес-структурам,
занимающимся образованием. Так, уже есть запросы от корпоративных центров
обучения российских нефтегазовых компаний.
Для университета это, помимо всего прочего, часть большой
истории – создания в ТГУ центра компетенций в области технологий виртуальной и
дополненной реальности. В сентябре 2019 года открывается магистратура, где
будут готовить профильных специалистов. Замятин подчеркивает, что это
уникальный опыт не только в масштабах России:
"Несколько месяцев назад я был на встрече в Брюсселе,
где европейские университеты обсуждали образование в сфере VR/AR. Такие гиганты, как MIT (Массачусетский технологический институт) или Технический
университет Мюнхена, только-только приступили к профильной подготовке, а
большинство ведущих европейских университетов лишь обсуждают запуск таких
программ. Так что ТГУ – один из лидеров в этом направлении".
Видео предоставлено "Рубиус"VR-занятие "Изучение строения кожи" для обучения диагностике кожных образований.