ТОМСК, 8 июн – РИА Томск, Анна Ярославцева. Создатель
первой в Томске студии пантомимы Александр Постников однажды вдохновил студента
Евгения Гришковца связать свою судьбу с театром. Сегодня его самого вдохновляет
Джек Лондон, по самому необычному роману которого он хочет поставить спектакль. Чем живет театр "Индиго", где играют актеры с нарушениями
слуха, РИА Томск рассказал его художественный руководитель.
Александр Постников в 1975 году окончил Высшее театральное училище имени Б.Щукина, после чего был приглашен в Томский драматический театр. В 1977 году создал студию пантомимы в томском Доме ученых. В 2005 году организовал "Школу-студию-театр "ИНДИГО", где занимаются дети и молодежь с нарушениями слуха. Заслуженный артист РФ, лауреат престижных премий, в том числе "Золотая маска" (2000 год). Cыграл одну из главных ролей в фильме "Весенний призыв", эпизодическую – в "Иронии судьбы".
–
Недавно вы получили грант на фильм-экскурсию по городу "История для всех".
На какой он стадии? Когда мы его увидим?
– Сначала нужно решить все технические моменты. Со
сценаристом, режиссером, техниками, которые будут обслуживать камеры, с
операторами, которые будут снимать. Там будет группа наших глухих ребят, будет сурдопереводчик
внизу экрана. В ноябре мы должны отчитаться, поэтому где-то в конце октября, я
думаю, мы уже выдадим его на-гора.
© предоставлено Татьяной Топчий
Международный день театра. Капустник
–
Это будет документальное кино, или с элементами игрового?
– Обязательно должны быть какие-то художественные
сцены, не только материал, набросанный про историю. Всю 400-летнюю историю
Томска охватить невозможно, мы выбираем какие-то отдельные кусочки. Это некий
симбиоз различного взгляда на то, что происходит и происходило. Документальное
кино с конкретными людьми, но и с художественной стороны тоже будут сцены.
Режиссером выступаю я, сценарист у нас Катя
Кирсанова, если вы ее не знаете, познакомьтесь срочно! Она является и основным рассказчиком. Закадровый текст будет вести Володя Козлов, он прекрасно чувствует материал. Основной оператор – Дмитрий
Цехановский. Все – мэтры еще с того времени...
Естественно, директор театра "Индиго"
Татьяна Топчий – в данном случае она является администратором: нужно со всеми
договориться, разрешения получить и так далее. Потому что есть идея даже снять наши
ходы подземные, под Томском.
–
В мае в Томск приезжал писатель Евгений Гришковец. В своей новой книге
"Театр отчаяния. Отчаянный театр" он признался, что лично вам
обязан выбором своей профессии, и посвятил этому целую главу! Как вы это
восприняли?
– Я вообще не знал, что вышла книга. Мне друзья
прислали кусок про меня. Ну, надо же, помнит! Он помнит этот спектакль! И он
описал все достаточно точно, потому что тогда был молод. Я выступал со своей
студией пантомимы, все билеты были проданы. Евгений попросился ко мне на
спектакль, и я ему говорю: "Только на полу если, подушечку дам".
Потом мы с ним виделись в драмтеатре, он приезжал
несколько лет назад. Он меня, конечно, не узнал, потому что я не девочка, и не
молодею. Поговорили с ним. Он: "Да-да-да-да, я все понял". Приятно,
что человек помнит. Приятно, что у него жизнь в какой-то степени изменилась в
связи с тем, что он увидел. Он пишет: "После этого я начал заниматься
театром достаточно серьезно". И вот это радует, конечно.
В свой последний приезд две недели назад он мне
подарил и подписал книгу, мы проговорили в гримерке полтора часа, теперь уж я
вышел совершенно ошеломленный…
© предоставлено Татьяной Топчий
Книга Евгений Гришковца, подписана автором
Из
книги Евгения Гришковца:
" … Я ехал в Томск, ни капельки не предполагая,
что эта поездка станет для меня важнейшим и судьбоносным событием. Как я мог
при своей ненависти к театру предположить тогда, что это выведет меня не
куда-нибудь, а на театральную сцену. А. Постников на меня произвел особое
впечатление, как, впрочем, и вся его студия пантомимы. Спектакль как таковой я
не запомнил. Я запомнил только небывалого качества счастье, которое испытал, да
несколько удивительных открытий, которые удалось сделать за время сидения на
полу на маленькой подушечке.
И
вдруг я осознал, чего я хочу… Точнее, не хочу, а что мне необходимо! Жизненно
необходимо!!! Нужно! Совсем-совсем нужно. Я понял, что хочу так жить! Жить так,
как со мной было там, в Доме ученых. Но только хочу жить с другой стороны. Мне
надо туда, за ширму, и чтобы из-за нее выходить. Мне нужна такая жизнь! Другая
не нужна! Другая – не жизнь! Я осознал это с восторгом и ужасом, потому что мне
стало ясно, что это со мной навсегда".
–
А еще вам принадлежит знаменитая фраза из "Иронии судьбы", которую
часто повторяет вся страна: "Пить меньше надо!"
– Да, эти фразы, вы знаете, они крылатые, они уходят
в народ. Я даже не ожидал, что эта фраза у меня вырвется. В сценарии ее не
было. А потом мы с главным героем, который Мягков, квасили стояли. Был холод
собачий. Меня привезли с института, я еще учился на 4 курсе. Мне сказали:
"Сейчас выйдешь, он тебя спросит про автобус, скажешь "там за
углом", и все, свинчивай".
Замерз, как собака. А этот, Мягков достает, знаете,
фляжечку в подъезде. Я к нему подхожу, наглый был, 21 год, говорю: "Дай
хлебнуть", холодно же. "А ты кто?" Я еще с вами буду тут
"автобус за углом". "А!". Хлобысь. "Главное, чтобы
никто не узнал", – говорит. Но пора уже рассказывать все секреты.
© предоставлено Татьяной Топчий
Александр Постников в гримерке
– А почему вы так мало снимались в кино? Потенциал-то беспредельный!
– В
театре "любовницы" не нужны. Выскочить на полгода посниматься, а
потом обратно, к "жене" – это не вариант. Ты же здесь живешь, здесь
твои дети. Творческие.
–
Кстати, про продолжателей. Вокруг вас всегда много молодежи, сколько из них
остались в профессии?
– Много лет назад я открыл студию пантомимы при Доме
ученых – в 1977 году. За 20 лет через студию прошло 800 человек. Вот такая
текучка. Конечно, оставались те, кто хотел, но было много таких, кто пришел,
сказал "хочу", а потом передумал. А ты их учишь, передаешь знания,
делаешь растяжку, учишь актерскому мастерству и пониманию, что такое
пространство и язык тела. Мы же можем заниматься его расшифровкой! Считывать
как с экрана.
Пантомима – это великое царство, люди этого не
понимают. 20 лет я пахал на это дело, выпустил много ребят, потом люди
повзрослели, кто вышел замуж, кто родил детей, кому-то надоело тянуть все это
без денег (были 1990-е), и все прекратилось. А потом я создал этот театр. Сначала
привлекали студентов колледжа культуры, сегодня труппа постоянная. Если замуж
выходишь – то выходи уже надолго.
© предоставлено Татьяной Топчий
Актеры театра "Индиго"
– А какая ситуация сегодня с профессиональной подготовкой кадров?
– Бюджетных мест (в вузах – Ред.) минимальное
количество на культуру. Если раньше были очень большие конкурсы в театральный
институт (когда я поступал в Щукинское в 1971 году, было где-то под 500 человек
на одно место), то сейчас этих мест нет. Это первая проблема. Вторая проблема –
качество выпускников.
Например, завпост (заведующий постановочной частью).
Это очень сложная профессия, которую выпускали только во МХАТе. Прикиньте, да,
уровень? МХАТ. Я помню, завпост Томского драматического театра была Галина
Александровна Михайловская. Какие были люди! Она за каждый гвоздик могла
прибить кого-нибудь: "Не тот гвоздик сделали!". Таких завпостов
сейчас нет.
© предоставлено Татьяной Топчий
Заслуженные артисты России Александр Постников и Александр Ланговой
Потом профессия не просто осветитель, а художник по
свету. Со мной работает Борис Перцев, он у нас является и художником театра. Всячески
помогает нам с декорациями – их производить, делать, рисовать. Афиши нам
создает сказочные. Он это чувствует, он знает, как сделать. Давно очень
работаем.
Но штука вот какая: сегодня существует колоссальное
количество курсов повышения квалификации. Если вы сантехник, вы завтра будете
крутить гайку еще лучше. А чтобы быть настоящим художником по свету, для этого
талант нужен.
–
Меняет ли что-то в вашей жизни Год театра?
– Ничего не меняет, к сожалению. Его назвать-то
назвали "годом театра", но вы видите, что происходит, да? Если
раньше, например, театр получал "постановочные" (деньги на постановку
спектакля. – Ред.), то сегодня нужно самим покупать эти деревяшки, тряпки,
костюмы, декорации ставить, платить признанному режиссеру, который приедет.
Театры в принципе серьезно не поддерживаются
государством. А мы знаем, что в такой ситуации любой театр не выживет хоть в
какой стране.
–
Над какими проектами вы работаете сейчас?
– У нас в работе три спектакля. "Нотки
любви" – шоу ретро-песен на жестовом языке. Это такая история двора.
Томского дворика. У каждого героя там свои чувства, своя линия. Много всего
переплетено.
© предоставлено Татьяной Топчий
Спектакль "Нотки любви"
Второй – новый для Томска спектакль-трансформер
"В эту ночь". Там собрано колоссальное количество направлений театров:
кукольный, драматический, пластический, визуальный. Используется принцип "черного
кабинета" – оптического эффекта, который достигается при помощи
ультрафиолета, флуоресцентных костюмов и декораций.
Третий спектакль – "Из жизни манекенов" –
мы возили на конкурс "Золотая маска" в Москву. Он получил очень
высокую оценку. То есть уровень достойный. А у вас есть возможность посмотреть
их здесь, в Томске. Кстати, по спектаклю "Из жизни манекенов" хотим
снять художественный фильм небольшой, как до этого уже сделали по "ЗЛОумышленникам"
и "Слепцам".
© предоставлено Татьяной Топчий
Спектакль "Из жизни манекенов"
–
У вас есть какие-то наблюдения, без чего спектакль не будет успешным?
– Неважно, ставите вы спектакль, готовите котлету или пишете статью про Толстого, помните: проклят тот, кто делает свою работу
плохо. Это самый главный принцип.
Второе – должна быть ИДЕЯ, как отмечал Ленин. Нет
идеи – до свидания. Если есть идея, вы начинаете ее разрабатывать, разминать. Когда
вы наковыряли вот это все, вы начинаете ВИДЕТЬ. Потом это надо оформить
творчески, художественно, и преподнести зрителю. Григорян говорил, что
спектакль – это как айсберг. Мы видим только верхушку. В конечном итоге
спектакль или концерт должны человеку что-то давать. А сейчас вы приходите в
театр, вас грузят, а вы не понимаете, для чего.
© предоставлено Татьяной Топчий
Спектакль "Слепцы". Актер Саша Ларионов
–
Чем еще вы хотите удивить на сцене? Прежде всего, самого себя?
– Я уже столько лет мечтаю об одном проекте, и все
как-то нет возможности. Вы читали Джека Лондона? Всего? В Советском Союзе был
выпущен сборник его произведений, 7-8 томов. Но не было там этого романа! Я его
уже случайно нашел во взрослом возрасте в Санкт-Петербурге, на книжном развале
возле метро. Беру книгу, листаю, вижу в конце: "Смирительная рубашка, или Странник
по звездам". Роман.
Я проглотил его так же, как "Мастера и
Маргариту" Булгакова. За одну ночь. Оторваться не смог. Этот роман меня
давно уже держит. Я долго думал, как это сделать, и прихожу постепенно к
выводу, что мы с Борисом Перцевым все-таки начнем этот проект реализовывать.
Там штука в том, что человека завязывали в кожаную
рубашку, шнуровали, мочили кожу, а потом она высыхала. И человек научился
выходить из своего тела, чтобы не чувствовать боли. Он летал по разным
временным точкам. И возвращался. Когда вы прочитаете роман, вы поймете, что это
необыкновенный Джек Лондон! Такого он нигде никогда не писал.
Если я это сделаю, значит, я уже подхожу к тому
моменту, когда это можно назвать паратеатр. Видимо, вся предыдущая работа была подготовкой
к такому серьезному роману.