ТОМСК, 4 июл
– РИА Томск, Елена Тайлашева. Большинство третьекурсников программы "Программная
инженерия" Томского госуниверситета (ТГУ) с 1 сентября начнут проходить
оплачиваемую стажировку в IT-компаниях Томска. Как всего за два
года вырастить кадры для цифровой экономики, чем мотивировать студентов учиться
и в какой форме математика развивает "мягкие навыки" – в материале
РИА Томск.
Реальные знания
– Ваша
сфера интересов?
– Мобильная
разработка.
– Ваш опыт
работы?
– Без
опыта.
– Вы
приняты!
В обычной
ситуации на ответе о нулевом опыте собеседование у эйчара IT-компании может закончиться. Но – не
для 20 студентов-второкурсников пилотной программы "Программная инженерия"
в ТГУ. В начале июля большинство из них успешно прошли тестовые испытания и с 1
сентября начнут оплачиваемую практику в статусе Junior-разработчиков. Будут работать по 20
часов в неделю и получать за это вполне нормальную зарплату…
Академический руководитель Высшей IT-школы (HITs) ТГУ, проректор по цифровой
трансформации вуза Олег Змеев рассказывает, что офферы по результатам собеседований уже получили 80%
студентов:
"Наши студенты получили реальный практический
опыт – прошли собеседование и устроились на работу после 2 курса. Они выполняли
тестовое задание, с которым реально рекрутируют Junior’ов. Места для практики
предоставили наши партнеры – NTR Lab,
Bitworks и KODE – Coding
& Design, которые были с нами с самого начала программы. Мы понимали: без
реальных работодателей невозможно построить образование, интегрированное в
профессию".
Пилотная программа была запущена в ТГУ два года
назад. Основной вызов – как построить современное, качественное IT-образование для практиков, а не
теоретиков, как было в Советском Союзе (и по наследству досталось российской
системе образования).
"Советская система классно умела отбирать людей,
которые будут работать в университетах. И остаться на кафедре было голубой
мечтой любого советского студента. Сейчас не так – 90% людей хотят уйти работать
в бизнес. Но такое образование невозможно построить без
взаимодействия с реальными компаниями, а значит, нужно становиться корпоративным (в хорошем смысле) университетом",
– говорит Змеев.
© из официальной группы программы во "ВКонтакте"
"Ты учишься, когда делаешь что-то реальное, а все современные знания и технологии – они там, в бизнесе, а не в учебных аудиториях", – говорит Олег Змеев.
Четыре угла образования
Актуальное
профессиональное ядро – это, по мнению руководителя программы, один из четырех
углов фундамента хорошего образования. Что бы мы не говорили
про фундаментальные знания, про неопределенность новых рынков труда, но
изначально человек пришел в университет за профессией, и должен получить
там что-то, что позволит устроиться на работу после выпуска…
© предоставлено пресс-службой ТГУ
Вторым углом Змеев называет
профессиональное мышление – оно поможет не просто найти работу, но и стать в
ней успешным. Например, инженеру (программному в данном случае) нужно ставить конструктивное
мышление – чтобы решать нетипичные задачи, развивать свое профессиональное ядро,
осваивать
новые технологии, а значит – двигаться
вверх по карьерной лестнице.
"Третий угол – то, что
сейчас называется "мягкими навыками": умение организовать свое
рабочее время, коммуницировать, вести проектную работу. Наличие soft skills обеспечивает скорость твоей карьеры. Если ты умеешь вписываться
в профессиональную среду и продавать себя внутри этой среды – ты растешь, если
нет – тебя никто не замечает", – говорит Змеев.
Но, кроме карьеры, есть еще
реальная жизнь. Пообсуждать с друзьями хоть Пелевина, хоть "Игру престолов"…
И это как раз четвертый угол – общее интеллектуальное развитие: "Определенный
порог интеллектуального уровня делает тебя по жизни интересным человеком, у которого
нормально складываются человеческие отношения, а не только профессиональные",
– подчеркивает Олег Змеев.
"Хорошая образовательная активность, которую мы
по привычке называем дисциплиной, она про минимум два угла. Самый лучший
вариант – про три-четыре", – считает он.
В пример приводит предмет "Инновационное проектирование", в котором студенты изучают механизм работы стартапов:
"Работая в команде, они
должны придумать идею айтишного стартапа и получить возможность реализовать его
на 3-4 курсе. Это, с одной стороны, про профессиональное ядро. С другой
стороны, это soft skills – работа в
команде, презентация проекта. С третьей – это про интеллектуальный уровень: в
рамках предмета мы рассказываем, как вообще выглядит современная экономика,
почему вокруг стартапов такой бум".
© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии
Один из стартапов, предложенных студентами, – софт для очков виртуальной реальности, который распознавал бы идущих навстречу людей. VR-очки пока не массовый продукт, но стартап всегда про рынки будущего. "Мы пытаемся воспитать лидеров, которые будут мечтать и мечты реализовывать", – говорит Змеев.
Вернули интерес
Профессиональные навыки (hard skills) студентам
"пилота" все два года помогали развивать компании
– партнеры программы, начиная с предмета "Введение в компьютерные науки",
куда приходили директора IT-компаний, IT-архитекторы, разработчики игр и
мобильных приложений, специалисты по управлению качеством.
Но как научить
студента-программиста, по природе часто интроверта, "мягким навыкам"?..
"Чтобы научить человека
любому навыку, его надо поставить в ситуацию, когда этот навык жизненно
необходим, от него напрямую зависит результативность этого человека. Например,
у нас на первом курсе есть предмет, называется дискретными структурами. Он
изучается в формате "группового перевернутого класса": поток случайно
делится на группы, группа получает пул задач и за определенное время должна их
решить и сдать.
Как члены группы это делают – неважно: каждый по
одной или оптом
все... Важно, что в тот момент, когда группа задачу
сдает, преподаватель выбирает любого студента, и он
должен объяснить, как задача решена. Результат – групповой. И это soft skills под соусом hard: фактически это предмет про
hard skills, но основные навыки, которые он ставит, – умение объяснять свои решения и
прислушиваться к мнению собеседника, распределять время", – поясняет Змеев.
© с сайта ТГУ
На втором курсе "Программной инженерии" 80% учебного времени было посвящено практике программирования, что позволит на третьем курсе уже решать реальные задачи в бизнесе.
Конечно, не все было
идеально в эти два экспериментальных года. Руководитель программы признает, что
если первый курс команда спроектировала "на ура" и было мало предметов,
которые после первого года хотелось бы переделать, то второй курс перекраивается сейчас кардинально.
"Некоторые предметы
разбиваем на части, по-другому распределяем желаемые
образовательные результаты между
предметами, меняем отдельных преподавателей или педагогические приемы. Я в этом
не вижу ничего плохого – признаком хорошей программы, на мой взгляд, является
то, что изменения в образовательную активность вносятся непрерывно. Никто же
раньше не делал так и никто не знает, как правильно!" – говорит Олег
Змеев.
Но главный итог он видит в
том, что студенты реально начали учиться:
"Есть некоторые
дисциплины, которые сдает весь поток (студенты Института прикладной математики и
компьютерных наук). И у группы программных инженеров результаты аномально выше.
Откуда у них такая мотивация учиться?
Из интереса к тому, что с
ними происходит в университете. Ты поступил сюда, чтобы стать программным
инженером и ожидаешь много программирования? Лови! Работодатель приходит и
говорит, что им нужна мобильная разработка, бэкенд, фронтенд? Вот, изучай прямо
сейчас! А когда тебе понятно, что с тобой делают и для чего, и это совпадает с твоими
жизненными целями, чего бы не
учиться?".
Проморолик "Высшей IT-школы" (HITs) ТГУ