RIATOMSK.RU
-
22 июля 2019  |  
5:10
  |  
-
13:28  4 июля 2019 г.

Кадры для "цифры": как в ТГУ помогают "голодному" IT-рынку

Тайлашева Елена Владимировна
© из аккаунта BSc Software Engineering at Tomsk State University в FacebookКадры для цифры: как в ТГУ помогают голодному IT-рынку

ТОМСК, 4 июл – РИА Томск, Елена Тайлашева. Большинство третьекурсников программы "Программная инженерия" Томского госуниверситета (ТГУ) с 1 сентября начнут проходить оплачиваемую стажировку в IT-компаниях Томска. Как всего за два года вырастить кадры для цифровой экономики, чем мотивировать студентов учиться и в какой форме математика развивает "мягкие навыки" – в материале РИА Томск.

Реальные знания

– Ваша сфера интересов?

– Мобильная разработка.

– Ваш опыт работы?

– Без опыта.

– Вы приняты!

В обычной ситуации на ответе о нулевом опыте собеседование у эйчара IT-компании может закончиться. Но – не для 20 студентов-второкурсников пилотной программы "Программная инженерия" в ТГУ. В начале июля большинство из них успешно прошли тестовые испытания и с 1 сентября начнут оплачиваемую практику в статусе Junior-разработчиков. Будут работать по 20 часов в неделю и получать за это вполне нормальную зарплату…

Академический руководитель Высшей IT-школы (HITs) ТГУ, проректор по цифровой трансформации вуза Олег Змеев рассказывает, что офферы по результатам собеседований уже получили 80% студентов:

"Наши студенты получили реальный практический опыт – прошли собеседование и устроились на работу после 2 курса. Они выполняли тестовое задание, с которым реально рекрутируют Junior’ов. Места для практики предоставили наши партнеры – NTR Lab, Bitworks и KODE – Coding & Design, которые были с нами с самого начала программы. Мы понимали: без реальных работодателей невозможно построить образование, интегрированное в профессию".

Пилотная программа была запущена в ТГУ два года назад. Основной вызов – как построить современное, качественное IT-образование для практиков, а не теоретиков, как было в Советском Союзе (и по наследству досталось российской системе образования).

"Советская система классно умела отбирать людей, которые будут работать в университетах. И остаться на кафедре было голубой мечтой любого советского студента. Сейчас не так – 90% людей хотят уйти работать в бизнес. Но такое образование невозможно построить без взаимодействия с реальными компаниями, а значит, нужно становиться корпоративным (в хорошем смысле) университетом", – говорит Змеев.

© из официальной группы программы во "ВКонтакте"
"Ты учишься, когда делаешь что-то реальное, а все современные знания и технологии – они там, в бизнесе, а не в учебных аудиториях", – говорит Олег Змеев.

Четыре угла образования

Актуальное профессиональное ядро – это, по мнению руководителя программы, один из четырех углов фундамента хорошего образования. Что бы мы не говорили про фундаментальные знания, про неопределенность новых рынков труда, но изначально человек пришел в университет за профессией, и должен получить там что-то, что позволит устроиться на работу после выпуска…

Вторым углом Змеев называет профессиональное мышление – оно поможет не просто найти работу, но и стать в ней успешным. Например, инженеру (программному в данном случае) нужно ставить конструктивное мышление – чтобы решать нетипичные задачи, развивать свое профессиональное ядро, осваивать новые технологии, а значит – двигаться вверх по карьерной лестнице.

"Третий угол – то, что сейчас называется "мягкими навыками": умение организовать свое рабочее время, коммуницировать, вести проектную работу. Наличие soft skills обеспечивает скорость твоей карьеры. Если ты умеешь вписываться в профессиональную среду и продавать себя внутри этой среды – ты растешь, если нет – тебя никто не замечает", – говорит Змеев.

Но, кроме карьеры, есть еще реальная жизнь. Пообсуждать с друзьями хоть Пелевина, хоть "Игру престолов"… И это как раз четвертый угол – общее интеллектуальное развитие: "Определенный порог интеллектуального уровня делает тебя по жизни интересным человеком, у которого нормально складываются человеческие отношения, а не только профессиональные", – подчеркивает Олег Змеев.

"Хорошая образовательная активность, которую мы по привычке называем дисциплиной, она про минимум два угла. Самый лучший вариант – про три-четыре", – считает он.

В пример приводит предмет "Инновационное проектирование", в котором студенты изучают механизм работы стартапов:

"Работая в команде, они должны придумать идею айтишного стартапа и получить возможность реализовать его на 3-4 курсе. Это, с одной стороны, про профессиональное ядро. С другой стороны, это soft skills – работа в команде, презентация проекта. С третьей – это про интеллектуальный уровень: в рамках предмета мы рассказываем, как вообще выглядит современная экономика, почему вокруг стартапов такой бум".

© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии
Один из стартапов, предложенных студентами, – софт для очков виртуальной реальности, который распознавал бы идущих навстречу людей. VR-очки пока не массовый продукт, но стартап всегда про рынки будущего. "Мы пытаемся воспитать лидеров, которые будут мечтать и мечты реализовывать", – говорит Змеев.

Вернули интерес

Профессиональные навыки (hard skills) студентам "пилота" все два года помогали развивать компании – партнеры программы, начиная с предмета "Введение в компьютерные науки", куда приходили директора IT-компаний, IT-архитекторы, разработчики игр и мобильных приложений, специалисты по управлению качеством. 

Но как научить студента-программиста, по природе часто интроверта, "мягким навыкам"?..

"Чтобы научить человека любому навыку, его надо поставить в ситуацию, когда этот навык жизненно необходим, от него напрямую зависит результативность этого человека. Например, у нас на первом курсе есть предмет, называется дискретными структурами. Он изучается в формате "группового перевернутого класса": поток случайно делится на группы, группа получает пул задач и за определенное время должна их решить и сдать.

Как члены группы это делают – неважно: каждый по одной или оптом все... Важно, что в тот момент, когда группа задачу сдает, преподаватель выбирает любого студента, и он должен объяснить, как задача решена. Результат – групповой. И это soft skills под соусом hard: фактически это предмет про hard skills, но основные навыки, которые он ставит, – умение объяснять свои решения и прислушиваться к мнению собеседника, распределять время", – поясняет Змеев.

© с сайта ТГУ
На втором курсе "Программной инженерии" 80% учебного времени было посвящено практике программирования, что позволит на третьем курсе уже решать реальные задачи в бизнесе.
Конечно, не все было идеально в эти два экспериментальных года. Руководитель программы признает, что если первый курс команда спроектировала "на ура" и было мало предметов, которые после первого года хотелось бы переделать, то второй курс перекраивается сейчас кардинально.

"Некоторые предметы разбиваем на части, по-другому распределяем желаемые образовательные результаты между предметами, меняем отдельных преподавателей или педагогические приемы. Я в этом не вижу ничего плохого – признаком хорошей программы, на мой взгляд, является то, что изменения в образовательную активность вносятся непрерывно. Никто же раньше не делал так и никто не знает, как правильно!" – говорит Олег Змеев.

Но главный итог он видит в том, что студенты реально начали учиться:

"Есть некоторые дисциплины, которые сдает весь поток (студенты Института прикладной математики и компьютерных наук). И у группы программных инженеров результаты аномально выше. Откуда у них такая мотивация учиться?

Из интереса к тому, что с ними происходит в университете. Ты поступил сюда, чтобы стать программным инженером и ожидаешь много программирования? Лови! Работодатель приходит и говорит, что им нужна мобильная разработка, бэкенд, фронтенд? Вот, изучай прямо сейчас! А когда тебе понятно, что с тобой делают и для чего, и это совпадает с твоими жизненными целями, чего бы не учиться?".

Проморолик "Высшей IT-школы" (HITs) ТГУ

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством «Томск» (РИА Томск). РИА Томск зарегистрировано в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Томской области 20 марта 2014 г.
Свидетельство о регистрации ИА № ТУ70-00327. Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке