ТОМСК,
24 июл – РИА Томск, Елена Тайлашева. Магистратура в
междисциплинарной области Art&Science, открывшаяся в Томском госуниверситете (ТГУ) год назад, стала одной из трех не столичных программ в
России, на которых пытаются осмыслить через искусство новый технологический
мир. Как коммуницировать с растениями, какие проблемы решат "мусорные"
дома и кто такой "артсайнтист" – в материале РИА Томск.
Отчет
в виде выставки
Горшок с цветком, к листьям которого подведены
провода.
Мусорная корзина, подключенная к 3D-принтеру.
Графоманские стихи, выведенные на большой экран.
Работы, представленные на выставке "(Не)Обязательное
потребление" в галерее "В Главном" (главный корпусе ТГУ), на
первый взгляд выглядят необычно и даже странно. Современное искусство без
объяснений вообще не очень понятно массовому зрителю, но объяснение получив,
зритель присмотрится к экспозиции повнимательнее. Ведь, например, стихи,
похожие на творчество начинающего графомана, сгенерировала нейросеть…
"Эта выставка – критическое высказывание об
обществе потребления с точки зрения дизайна, науки и современного искусства. В ее
основу легли работы магистрантов программы "Art&Science: Искусство. Дизайн. Технологии", которые таким образом отчитались за первый год
обучения", – рассказывает руководитель программы, доктор философских наук,
профессор Института искусств и культуры (ИИК) ТГУ Дмитрий Галкин.
Программа была открыта год назад на базе кафедры
дизайна ИИК ТГУ, сейчас она реализуется совместно с САЕ-4.
© РИА Томск. Павел Стефанский
"Art&Science – это область, в которой художники вместо живописи и скульптуры используют научные методы и передовые технологии. А ученые, в свою очередь, могут воспользоваться средствами искусства и дизайна для решения научных и практических задач", – говорит Дмитрий Галкин.
Концептуальные
решения
Официально магистранты обучаются по направлению "Дизайн",
но Галкин подчеркивает: это не тот случай, когда освоили два инструмента и
пошли работать. Это междисциплинарная программа, на которой из утилитарной
сферы дизайна студенты переходят в креативную сферу искусства и
исследовательскую сферу науки. На программе есть такие предметы, как
практический синтез искусств и 3D-прототипирование,
режиссура и цифровое проектирование.
"Например, для выставки "(Не)Обязательное
потребление" наш магистрант Митя Главанаков попытался создать интерфейс
для общения с растениями. Получилась такая инсталляция, в которой электрические
импульсы от цветка обрабатываются с помощью компьютерной программы и
воспроизводятся в виде текста-глитча. Текст взят из научной статьи, посвященной
электрохимии и коммуникациям растений", – рассказывает Дмитрий Галкин.
© с сайта галереи "В Главном" ТГУ
Инсталляция Мити Главанакова "Потенциал действия"
"Дизайнеры и художники пытаются проектировать
будущее и будущие формы, где решены какие-то актуальные проблемы. Это бывает
сознательно оторвано от реальности сегодня, но может стать реальностью завтра",
– добавляет он.
Например, одна из таких проблем – утилизация мусора.
Анна Сербинова придумала для отчетной выставки концептуальную домашнюю мусорку,
которая перерабатывает отходы в сырье для 3D принтера, и домохозяйки тут же
могут напечатать на нем что угодно – тарелку, погремушку и так далее. Еще
девушка предлагает использовать утилизированный пластик как строительный
материал для домов, то есть в промышленных масштабах.
© с сайта галереи "В Главном" ТГУ
Магистрантка Анна Сербинова предложила визионерскую стратегию утилизации мусора
Передовая
география
Практически половина преподавателей магистратуры –
приглашенные. Есть настоящие звезды в своих областях. Так, Антонио Джеуза – известный
куратор, который занимается видеоартом и медиаискусством. Дмитрий Булатов –
главный специалист по Art&Science в России. Антонио Вильчес-Ногерол – человек
с колоссальным опытом проектирования экспозиций и выставок.
"В первом семестре мы помогали магистрантам
разобраться со своими амбициями и интересами, чтобы во втором они сфокусированно
занимались выбранной темой. Кто-то пошел в дизайн, кто-то захотел реализовывать
себя как художник, кто-то решил стать куратором выставочных проектов", – рассказывает
Дмитрий Галкин.
Например, куратор – относительно новая, но, по его
словам, перспективная профессия:
© РИА Томск. Павел Стефанский
"Это профессионалы, которые способны культуру и
искусство исследовать и превращать в высказывание – в виде выставки, книги,
каталога"
Такого рода интеллектуалы все больше востребованы – арт-рынок
быстро растет. Кирилл Яндулов, который выбрал эту специализацию, только за
первый семестр сделал три выставки в Томске (в том числе выставку современного
искусства на "Сибкабеле"), в следующем году делает совместную
выставку с коллегами в Москве, где будет основным куратором".
Не столичное образование в этой сфере – тенденция, в
которую Томск успешно вписался, отмечает Галкин:
"Мы в ТГУ заслуженно оказались среди пионеров.Есть еще две магистратуры в этой области – одна в
питерском ИТМО, другая – на Дальнем Востоке, в ДВФУ. В Петербурге она также
называется Art&Science, мы открылись одновременно, я помогал ее готовить. Во
Владивостоке – "Цифровое искусство". Сейчас мы пытаемся понять, как
сделать совместную сетевую программу, чтобы студенты могли брать курсы и в
Томске, и в Питере, и во Владике.
Кроме того, у нас есть отличный европейский партнер
– Дунайский университет в Австрии и их магистратура "История
медиа-искусства", с которым готовим обменную программу. Все вместе мы
выстраиваем модель, которая объективно говорит, что уровень провинциальных
вузов уже давно не провинциальный, у нас свой образовательный рынок, в том
числе международный".
Магистратура ТГУ "Art&Science: Искусство. Дизайн. Технологии" была партнером арт-фестиваля в Томске "мУкА: склады искусства"