ТОМСК,
7 сен – РИА Томск. Из 1650 студентов, принятых на бюджет
на программы бакалавриата и специалитета Томского госуниверситета (ТГУ), почти
половина – это олимпиадники или высокобалльники. Как вуз находит таланты и как
их развивает, в интервью РИА Томск рассказал проректор по образовательной
деятельности ТГУ Виктор Демин.
–
Как ТГУ заинтересовывает талантливых школьников на этапе, когда они выбирают
университет?
– Особое внимание уделяется работе со школами – у
ТГУ около 200 школ-партнеров. Мы организовываем профильные программы,
тематические классы (STEM-класс, Liberal Arts, Основы проектирования, Формула
творчества, Предпринимательство и лидерство и другие). События в ТГУ как для
школьников, так и для преподавателей проходят практически каждый день, от форума
"Таланты Сибири" до фестиваля "Я в ТГУ".
Последние годы реализуем программы дополнительной
подготовки для школьников в области математики и IT, вызывающие большой интерес у
родителей и учеников.
В этом году заработал Центр развития современных
компетенций детей и молодежи, созданный в рамках Национального проекта "Успех
каждого ребенка", где реализуются дополнительные общеразвивающие программы
по направлениям НТИ (Национальной технологической инициативы), в том числе для
ребят, прошедших смены образовательного центра "Сириус".
–
Свои олимпиады проводите?
© РИА Томск. Павел Стефанский
– В нашем университете работает Олимпиадный центр,
который организовывает и проводит около 12 олимпиад, через которые в среднем за
год проходят около 25-30 тысяч абитуриентов.
Большинство олимпиад входят в перечень Российского
совета олимпиад школьников и их результаты засчитываются при поступлении в вуз (например,
ОРМО – Открытая региональная межвузовская олимпиада, которая координируется
ТГУ, "Будущее Сибири" и т.п.).
Часть олимпиад учитываются в баллах за
индивидуальные достижения, среди них, например, мультидисциплинарная олимпиада
Ассоциации инновационных регионов России по технологическому
предпринимательству (координируется ТГУ).
В результате такой активности в этом, например, году
среди 1650 студентов, принятых на бюджет на программы бакалавриата и
специалитета – 87 победителей олимпиад (300 баллов – 73 человека, 100 баллов – 14
человек). Высокобалльников с результатом 80+ у нас 606, с результатом 90+ -
227 человек.
–
А как вузу привлекать тех ребят, которые не вовлечены в орбиту мероприятий для
абитуриентов?
– Здесь я бы отметил разработку лаборатории анализа
данных в образовании по поиску и привлечению мотивированных абитуриентов в социальных
сетях. Например, в 2018 году с применением цифровых технологий проанализировано
более 300 тысяч профилей в соцсетях, по цифровому следу отобраны и приглашены в
приемную кампанию ТГУ 25 тысяч абитуриентов, 2500 человек изъявили желание поступать
в ТГУ, 228 человек зачислено.
Привлеченные таким образом студенты показывают
лучшую успеваемость и вовлеченность в процесс образования и исследований.
© предоставлено ТГУ
"Мотивированные талантливые студенты и дальше находятся "под присмотром" – им предлагается индивидуальный учебный план, дополнительные перспективы для повышения своих компетенций, повышенные стипендии, ряд других возможностей", – говорит Виктор Демин.
–
Следующий этап университетской "битвы" -
за магистров, которые сейчас вольны выбрать любой вуз для продолжения
образования. Каков здесь механизм поиска талантов?
– Прежде всего, это олимпиады "Я – профессионал"
и "Open Doors", в организации и проведении которых мы активно
участвуем. Так, в олимпиаде "Я – профессионал" ТГУ организовывает
треки "Биотехнология", "Психология", "Геология", "Экология",
а с 2019/2020 учебного года еще и "Лингвистика и современные языки".
Особенно показательны здесь зимние школы, которые мы
проводим для победителей и призеров олимпиады "Я -
профессионал". В ТГУ приезжают около 150 студентов из всех регионов
страны, они выполняют проектную работу, защищают ее перед индустриальными
партнерами. Как правило, каждый из них получает по нескольку приглашений в
магистратуру, на стажировки и на работу на предприятия.
В олимпиаде "Open Doors", которая
проводится Ассоциацией "Глобальные университеты", мы ведем профили "Филология
и лингвистика", "Психология", "Биология". Олимпиада
проводится на английском языке, в онлайн режиме, победители получают квоту
Минобрнауки на обучение в университетах РФ. В 2019 году в магистратуру ТГУ
таким образом дополнительно поступают около 20 иностранных студентов.
–
Образовательные кредиты еще только закрепляются на рынке России, активно сейчас
обсуждаются студенческие гранты на обучение. Есть такие в ТГУ?
© РИА Томск. Ольга Кадрова
– Предоставление талантливым студентам грантов на
обучение ТГУ практикует с 2014 года, в большинстве случаев мы предлагали их
студентам, которые поступают на новые автономные магистерские программы
(например, на программы "Гуманитарная информатика", "Интеллектуальный
анализ больших данных" и другие).
Кроме этого, есть гранты, которые предлагаются из
средств эндаумент-фонда ТГУ, из средств ВИУ (программа повышения международной
конкурентоспособности университета), для поддержки существующих образовательных
направлений, например, для студентов специальностей "Искусство концертного исполнительства", "Музыкально-театральное
искусство", "Художественное руководство симфоническим оркестром и
академическим хором".
Особо необходимо отметить гранты, которые
предоставляют талантливым студентам наши партнеры, как, например, для
бакалаврской программы параллельной подготовки "Бизнес и менеджмент",
реализуемой совместно с Лондонской школой экономики и политических наук (Университет
Лондона).
–
Для многих студентов большим плюсом является возможность стажировки за рубежом
или даже двойной диплом. Расскажите о ваших партнерах.
– У нас реализуется совместно с зарубежными вузами
около 20 образовательных программ двойного диплома и включенного обучения
(бакалавриат, магистратура), 6 программ аспирантуры (PhD) под двойным
руководством и около 50 программ студенческого обмена.
Более 200 студентов ежегодно проводят часть учебного
времени в других университетах за рубежом. Среди наших партнеров такие ведущие
университеты, как Политехническая школа Эколь Политекник, Парижский
технологический университет ParisTech, Университет Сакле в Париже, Университет
Лондона и многие другие – всего более 100 университетов.
Расширяются возможности реализации программ
студенческого обмена: в дополнение к реализуемым программам с университетами из
Чехии, Германии, Франции, Испании, Италии, в 2019 году подписаны соглашения о
студенческом обмене со Свободным университетом Брюсселя (Бельгия), Университетом
Турина (Италия), Университетом Осло (Норвегия), Институтом оптики (Франция) и
другими вузами.
© предоставлено пресс-службой Томского госуниверситета
На данный момент реализуется 12 межуниверситетских соглашений в рамках Erasmus+ KA107, в их числе Голдсмитс, Университет Лондона (Великобритания), Университет Дикле (Турция), Университет Грайфсвальда (Германия).
–
Каким в итоге вы хотите видеть своего выпускника?
– Мы в ТГУ довольно долго и широко обсуждали
основные принципы образовательного процесса, образовательный ландшафт. Базовыми принципами являются принципы,
сформулированные Джамилем Салми для университета мирового уровня – наличие
талантов (студентов, преподавателей, ученых), достаточное диверсифицированное
финансирование, грамотное управление, а также основания ТГУ как классического
университета – фундаментальность, классичность, открытость.
С учетом этих принципов и мнений наших работодателей
мы сформулировали модель выпускника ТГУ: гармонично развитая личность,
обладающая исследовательским складом ума, способностью к саморазвитию и
лидерству, умением действовать поверх профессиональных границ.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Для формирования таких особенностей выпускника мы
сформулировали образовательные политики ТГУ (четыре "И"): Интеграция
науки и образования, Индивидуализация и развитие талантов, Интернационализация,
Инновационно-предпринимательский трек.
–
Как они реализуются?
– У каждой политики есть механизмы реализации: здесь
и Фестиваль лучших образовательных практик, где преподаватели обмениваются
своим опытом и образовательными разработками, и кампусные курсы, когда каждый
студент может взять любой курс из широкого перечня.
Это и реализация проекта "Ядро бакалавриата",
который направлен на формирование идентичности бакалавра-выпускника ТГУ,
тьюторская служба, автономные междисциплинарные магистерские программы и многое
другое. Только пилотных проектов в области образования в ТГУ осуществляется около
30. Мы постоянно в процессе изменений.
–
Как даются предпринимательские компетенции?
– В 2018 году был открыт Центр предпринимательства,
который обеспечивает подготовку студентов, обучающихся в университете на
образовательных программах бакалавриата, в области предпринимательства. Каждый
студент знакомится с основными принципами, реальными примерами
предпринимательства, понимает, есть ли у него интерес к этой деятельности, и может
далее реализовать свой потенциал в стартапе, малом предприятии.
Для этого у Центра есть тесное взаимодействие с Управлением инновациями
ТГУ, а также с реальными предпринимателями.
Кроме этого, в задачи Центра входит проведение исследований по
предпринимательству (например, участие в известных исследовательских проектах
по Глобальному мониторингу предпринимательства (GEM) и по
Глобальному исследованию предпринимательского духа студентов (GUESSS), а также организация работы студенческого клуба предпринимательства,
различных мероприятий наподобие "Недели предпринимательства", Форума
предпринимателей.
© с сайта ТГУ
В 2019 году в ТГУ начат проект сотрудничества с компанией "Техноспарк", в рамках этого проекта несколько предварительно тщательно отобранных бакалавров и магистров ТГУ пройдут в "Техноспарке" годовую стажировку по проектированию, созданию и развитию технологических стартапов.
В этом же году мы начинаем подготовку образовательной программы по
предпринимательству, известной в России как программа "Капитаны". Эта
программа будет реализована совместно с нашими партнерами - компанией "Фаберлик",
Благотворительным фондом образовательных программ "КАПИТАНЫ" и РЭУ имени
Плеханова.
Цель – подготовка современных предпринимателей в соответствии с мировыми
требованиями. Кроме профессиональной части программы предусмотрены обширная
проектная работа, военная подготовка, занятия каратэ, работа со школьниками и
другие мероприятия.