ТОМСК, 23
дек – РИА Томск. В
интернете существует "презумпция виновности" власти: любой негативной
информации доверяют, а позитивная вызывает как минимум скепсис. Изменить эту
ситуацию может только прямое, честное и открытое общение, а самая удобная
площадка для такого общения – социальные сети, уверен вице-губернатор по
внутренней политике Сергей Ильиных. О каких именно соцсетях идет речь, как
складывается общение с пользователями, и боятся ли чиновники троллинга – в
материале РИА Томск.
Запрос
на искренность
По
словам главы облдепартамента информационной политики Алексея Севостьянова, активный
мониторинг постов в соцсетях, а также комментариев к ним в администрации Томской
области начали вести с осени 2018 года. Тогда эта информация после обработки
стала попадать на столы чиновникам, курирующим те сферы, о которых
высказываются пользователи, – чтобы власть почувствовала пульс реальной жизни.
"Мы
должны быть там, где люди. А они все активнее используют для общения интернет.
Совокупная телевизионная аудитория топовых событий федерального масштаба – таких,
например, как прямая линия президента, – в среднем вдвое меньше, чем у
трансляций всего в двух соцсетях – "ВКонтакте" и "Одноклассниках".
В Томской области это соотношение примерно 1:1, и доля соцсетей продолжает
расти", – сказал руководитель департамента.
Летом
2019 года, продолжил собеседник, началось продвижение официальных пабликов
администрации Томской области в самых популярных у жителей региона соцсетях: "ВКонтакте",
"Одноклассники" и Instagram. Сейчас общее число их подписчиков
приближается к 40 тысячам, и это живые сообщества, участники которых активно
комментируют публикации, участвуют в обсуждениях и, конечно, задают вопросы.
© РИА Томск. Павел Стефанский
.
"Большие
компании, корпорации давно работают в соцсетях, причем "в обе стороны"
– доносят свои сообщения, получают обратную связь и работают с жалобами и
проблемами клиентов. Это общепринятая практика.
Государство
же, по сути, самый крупный поставщик услуг с самой широкой аудиторией, и мы
просто не можем игнорировать растущий запрос общества на открытость, честность,
оперативность, чуткость в конце концов. Конечно, по традиционным каналам –
через приемные по личным вопросам, пресс-релизы, публикации в газетах – мы не
можем в полной мере на него ответить. Поэтому мы переформатировали свою работу
и системно занялись онлайном", – подчеркнул Севостьянов.
Индивидуальное
vs общественное
По
мнению вице-губернатора по внутренней политике Сергея Ильиных, ключевой задачей
власти в соцсетях и является получение качественной обратной связи. Уже давно
никого не удивляют опросы по выбору улиц для ремонта в предстоящую кампанию или
электронное рейтинговое голосование, через которое определяются площадки для
благоустройства. Новый вызов – реагировать на частные проблемы томичей.
"Привычный
уклад, когда общественное считалось важнее частного, закономерно сменяется
приоритетом индивидуальных вопросов. Разговоры о глобальных проектах, о ремонте
дорог или благоустройстве, о развитии образования и здравоохранения стали для
человека менее интересным, чем ответы по конкретным проблемам. Причем человек ждет
решения не когда-то в далеком будущем, а здесь и сейчас", – отмечает
Ильиных.
По
неписаному правилу на ответ каждому жителю Томской области в соцсетях
чиновникам дается 24 часа, сказал замгубернатора. Это буквально в 30 раз
быстрее, чем установленный законом максимальный срок, в течение которого власти
обязаны ответить на "бумажное" обращение.
© РИА Томск. Павел Стефанский
.
О чем
просят власть в соцсетях?
Как
признается Севостьянов, один из самых напряженных периодов (точнее, сразу два)
в работе с обращениями в соцсетях был связан с реализацией "мусорной"
реформы.
"Первая
волна комментариев и постов была в июле, когда в Томске не хватало баков, а
вторая – в ноябре из-за проблем с раздельным сбором мусора. Тогда на всех
уровнях власти эти вопросы были в приоритете. Конфликт решали практически
точечным мониторингом жалоб, оперативным устранением стихийных свалок и
контролем", – говорит глава департамента.
Из часто
задаваемых – вопросы про очередь в детсады, добавляет собеседник. Здесь
городской и областной профильные департаменты объединились и решают проблемы
индивидуально. Конечно, не в ста процентов случаев обратившемуся выдают путевку
именно в желаемый детсад, но все-таки нередко пользователь получает ответ: "Мы
нашли садик для вашего ребенка".
Вообще, вопросы поступают самые разные. Один
из жителей Томска, например, попросил убрать из центра памятник Ленину и
поставить на его месте монумент Николаю Второму.
"Однажды
написала из Стрежевого дочь ветерана войны. Пожилая женщина не может сама дойти
до аллеи, где стоят лавочки, просила установить скамейку у подъезда. Мы звонили
в местную администрацию и спрашивали: "Нельзя ли что-нибудь для нее
сделать?" Помочь получилось, хотя конечно, у региональной государственной
власти нет формальных оснований требовать чего-то от муниципалитетов", –
подчеркнул Севостьянов.
© РИА Томск. Павел Стефанский
.
В свою
очередь Ильиных приводит любопытную статистику работы с обращениями в соцсетях.
По ней, примерно 20-25% – это нерешаемые вопросы, когда человек просит купить
квартиру или погасить за него кредит в банке. 25-30% – решаемые вопросы, где,
действительно, требуется оперативное вмешательство. А 50% вопросов снимаются
предоставлением информации.
"Человек
пишет: "Дедушка оказался в трудной жизненной ситуации, ему не на что
купить лекарства". Ответ: "В Томской области действует закон о
единовременной материальной помощи. Для ее получения дедушке нужно обратиться
по такому-то телефону в центр соцподдержки", – и все! Люди, зачастую не
знают, что у нас из бюджета выделяется 7 миллиардов рублей на эти цели", –
говорит замгубернатора.
Как быть
с троллями?
Для того
чтобы ответы давались доступным языком, а не привычным "чиновничьим",
сотрудников обладминистрации и муниципалитетов департамент информационной
политики обучает на своих семинарах.
Если в соцсети жалуются на отсутствие горячей
воды, то ссылки на пункты в правилах предоставления жилищно-коммунальных услуг
или рассказ о масштабных планах ремонта человеку не помогут. Нужно объяснять,
почему не выполняется график, что делается для исправления ситуации и когда
наконец включат воду. Ну а "за кадром", конечно, происходит серьезная
"работа" с виноватыми.
"По
поводу троллинга мы всех собрали и сказали: "Коллеги, не обращайте на это
внимания. Для вас ценность и результат вашей работы – это ответ на обращение и
решение проблемы, а высшим пилотажем будет, если человек еще и поблагодарил за
это". А дальше неминуемо будет происходить следующее: один человек,
десять, сто – они расскажут другим, что это работает. Скепсис нужно перетерпеть",
– сказал вице-губернатор Сергей Ильиных.
Проблема
недоверия, по его словам, постепенно сама сойдет на нет, когда человек
уверится, что по другую сторону с ним общается такой же житель Томской области.
"Ведь бывают такие проблемы, которые не решить и за год, и нужен честный
ответ: "Марья Петровна, мы выбрали для ремонта 30 улиц, на которых
наибольший трафик, наибольшая аварийность, а не потому, что мы там живем. А
ремонт на этой улице возможен тогда-то" – мы не решили проблему человека,
но дали честный ответ", – отметил Ильиных.
© РИА Томск. Василий Гумилевский