ТОМСК, 15 июн – РИА Томск. Фестиваль "Есть!" в августе этого года пройдет в Томске в пятый раз; организаторы ожидают порядка 100 тысяч гостей, в том числе из соседних регионов, и не менее 60 ресторанов-участников. О том, сколько стоит организовать мероприятие городского масштаба, каков средний чек ресторанов, и при чем здесь Уфа, РИА Томск рассказала организатор гастрофеста Дарья Буркотова.
От идеи до фестиваля
Фестиваль городских ресторанов "Есть!" стал не просто любимым мероприятием у томичей, а мощным региональным туристическим брендом. На площадке в несколько тысяч квадратных метров в течение двух дней работают полсотни ресторанов, фудкорты и маркеты.
"Так, в прошлом году наш фестиваль посетили более 100 тысяч человек, при этом 85 тысяч из них – это уникальные посетители... Из Новосибирска было 3,6 тысячи человек. У нас стоят радары по IP-адресам. И мы заказывали специальный отчет у МТС по считыванию абонентов, поэтому мы знаем, кто и откуда к нам приезжает", – рассказывает Буркотова.
Впервые мероприятие прошло в 2019 году. Тогда четыре томички и не думали, во что обернется идея объединить на одной территории не более 15 представителей местных рестораций.
"Приходит ко мне как-то Рита Горезина, на тот момент владелица кулинарной студии "Хорошая кухня", и говорит: "А давай, Даш, фестиваль еды на 800 человек в закрытом пространстве сделаем". И я согласилась... Взяли в команду Оксану Альбину (управляющий партнер TORTA, NOVA, "Гости") Марину Вшивкову – еще одну мою подружку, и решаем делать фестиваль", – вспоминает Дарья.
За советами и рекомендациями, как делать подобные мероприятия, девушки стучались к организаторам разных фестивалей, которые на тот момент проходили в России. Одни предлагали приобрести франшизу, другие – купить консультацию за сумму, которая им была непосильна.
"Чтобы вы понимали: франшиза фестиваля "О, да! Еда!" стоила 2,5 миллиона рублей. А мы на тот момент все в найме. Ни у кого, кроме Риты, своего бизнеса нет. О каких деньгах может идти речь? За консультацию организаторы фестиваля "Гастроном" (Екатеринбург) с нас просили 400 тысяч рублей. Спасибо, конечно, но мы в год столько не зарабатываем", – продолжает она.
В итоге ту самую информацию девушки получили, совершенно случайно попав в рамках крупнейшего фестиваля Gastreet в Сочи на лекцию ресторатора и одного из организаторов уфимского фестиваля городских ресторанов "Есть" Сергея Белкина.
"Фестиваль "Есть!" впервые прошел в Уфе в 2018 году. Его придумали ресторатор Дима Левицкий (основатель HURMA Group, соорганизатор фестиваля Gastreet) и Сережа Белкин... Он все нам рассказал бесплатно. И они, посоветовавшись с Димой Левицким, предложили нам забрать бренд "Есть!" без денег. Просто чтобы фестиваль шел по городам", – рассказывает Дарья.
Таким образом, с августа 2019 года фестиваль "Есть!" проходит в двух городах – Томске и Уфе. Как отмечает Буркотова, главный успех того, что мероприятие получилось и актуально до сих пор, в том, что его организаторы не ивент-менеджеры, а рестораторы.
"Для ивентщиков – это чисто работа: организовать мероприятие и заработать на нем, а для нас – это хобби. В Москве, наверное, можно на этом заработать, но Томск только в прошлом году показал "плюс". В первый год мы ушли в минус 1 миллион. И чтобы рассчитаться с подрядчиками, мы у всех, у кого можно, заняли по 250 тысяч", – добавляет собеседница агентства.
Цена вопроса
В прошлом году при среднем чеке в 682 рубля, медиана выручки у рестораций составила порядка 285 тысяч рублей. В целом, товарооборот томского фестиваля за два дня оценивается в 21 миллион рублей. По словам Буркотовой, для 85 участников (60 ресторанов и маркетов) – это очень приличная сумма.
"У нас было совещание с Минпромторгом Москвы, мы им доказывали, зачем там нужно провести фестиваль "Есть". Показали цифры Уфы и наши. Они сказали: "Что? Томск? У вас там всего 600 тысяч человек. Как вы за два дня 20 миллионов сделали?". А это говорит о том, что людям нравится, и мотив у них отдохнуть и не включать на фестивале режим "что же подешевле взять", – добавляет она.
Фестиваль – мероприятие не из дешевых: общая смета прошлого года составила порядка 10 миллионов рублей, в этом году – 12 миллионов. Покрывают организаторы эту сумму за счет участников и спонсоров. Так, например, рестораны за аренду места (домик плюс электричество) и участие платят 70 тысяч рублей.
"Раньше мы приходили к потенциальным спонсорам, говорили: "Будет фестиваль, 15 тысяч человек...". На нас смотрели как на странных. А сейчас у нас есть отчеты, цифры, которые мы можем показать. Компании сами приходят. К сожалению, мы маленький регион и не интересны большим федеральным компаниям. Но ничего, справимся", – отмечает Буркотова.
Гастрофест–2025
В этом году пятый юбилейный "Есть!" пройдет в последние выходные лета, 30 и 31 августа, он будет называться "Есть фест". Площадка прежняя – территория рядом с ТРК "Лето". При этом организаторы планируют ее увеличить за счет перекрытия сквозного проезда с улиц Нахимова и Учебной. Еще из новинок – в этом году у фестиваля впервые появилась тема.
"Мы решили, что раз путешествовать стало чуть сложнее и чуть дороже, тема будет – "Кухни мира"... Хотим такие разные штуки из стран сделать, чтобы человек в какой-то момент почувствовал себя, будто он и не в Томске вовсе. Мы реально хотим ногами давить виноград, но пить это вино, конечно, потом не будем", – делится планами Буркотова.
На нынешнем фестивале планируется усилить и детскую тематику: "Потому что понимаем, что точно есть запрос. Родители хотят оставить ребенка со своими развлечениями, а сами походить по площадке. Поэтому мы будем добавлять нянь и усиливать развлечения для детей".
Для взрослой аудитории организаторы также расширят сферу развлечений. По словам собеседницы агентства, в первую очередь это необходимо с точки зрения экономики – удержание аудитории на площадке позволит увеличить чек. В вечерней программе по традиции будут участвовать музыкальные группы, но не стоит ожидать выступления "звезд". От этой затеи организаторы решили отказаться.
"Самый частый вопрос – "почему?". Мы целенаправленно не хотим задавать себе планку привезти, допустим, Агутина за 25 миллионов. Просто потому, что мы не сможем ее потом перекрыть. Это опыт "Гастрита", когда они первый раз привезли большую звезду и люди стали ждать – "А, что? А, кого?". Мы не музыкальный фестиваль, а фестиваль еды в первую очередь", – поясняет Дарья.
Любопытные цифры
По данным организаторов, в 2024 году на фестивале "Есть!" было съедено 1,1 тысячи штук моти, 600 литров супа фо-бо, 250 килограммов мяса, 70 килограммов винного мороженого, по одной тысячи драников и вафель и 300 килограммов креветок, а также выпито 150 литров кофе (только на дегустации в кофейном шатре) и более одной тысячи напитков bubble tea.