25 апреля 2024  |
9:04  24 января 2020 г.

Разобрали на цитаты: чем исследования ученых ТПУ интересны всему миру

Тайлашева Елена Владимировна
© Игорь ЩегликРазобрали на цитаты: чем исследования ученых ТПУ интересны всему миру

ТОМСК, 24 янв – РИА Томск. Физики Томского политехнического университета (ТПУ) стали чемпионами вуза по количеству публикаций в высокорейтинговых журналах – на них пришлась четверть всех статей за 2019 год. Как их исследования повлияют на энергетическую безопасность, за какими открытиями томских химиков следит мир и как бакчарская руда помогла геологам пробиться в Science – в материале РИА Томск.

Наши в Science

По данным международной базы данных Scopus, у Томского политеха в 2019 году было 1350 публикаций, из них 638 – в верхних квартилях (Q1 и Q2), то есть высокорейтинговых журналах.

"Наибольшая публикационная активность сотрудников ТПУ сосредоточена в следующих областях знаний: физика – 25%, инженерные науки – 14%, материаловедение – 14%, химия – 7%, энергетика – 7%. Количество статей политехников в топ-10% самых цитируемых статей мира увеличилась с 10,6% в 2018 году до 16,4% в 2019-м. А в топ-1% – с 1,4% до 1,9%", – рассказала РИА Томск начальник развития публикационной активности вуза Ирина Лариошина.

Главная "вершина", взятая политехниками – журнал Science, один из самых топовых в мире, с импакт-фактором 41,063. Доцент отделения геологии ТПУ Максим Рудмин стал соавтором статьи, опубликованной в журнале международной группой ученых во главе с израильскими исследователями из Института Вейцмана.

Они изучили изменения изотопного состава кислорода в гидроокислах железа за 2 млрд лет, это важно для фундаментальных исследований глобальной эволюции состава и температуры Мирового океана.

"Это крайне непростая задача. Ведь как изучить эти изотопы кислорода? Надо взять минерал, который сформировался из морской воды, затем понять его возраст и степень постосадочных изменений, определить и изучить состав. Для этого ученым нужно было найти образцы таких минералов, в данном случае это окислы и гидроокислы железа. Меня они нашли по еще первым моим научным публикациям. Их заинтересовали наши данные по Бакчарскому железорудному месторождению.

И в этом исследовании мы взяли на себя отрезок времени, соответствующий возрасту нашего месторождения, – это поздний мел (вторая и последняя эпоха мелового периода, началась 100,5 миллиона лет назад и закончилась 66 миллионов лет назад)", – цитировала Максима Рудмина пресс-служба вуза.

© предоставила пресс-служба Томского политеха
Образец руды с Бакчарского месторождения
Он рассказал, что ученые обменялись материалами, потом информацию по бакчарским минералам коллеги сравнили с данными с других территорий, в итоге удалось построить кривую изменений изотопного состава кислорода.

"Опубликованные данные помогут в дальнейших исследованиях эволюции океана, палеогеографии, геохимии древних осадочных систем и морских месторождений. Это исследование открывает новые горизонты и для нашей работы. Мы изучаем источники формирования огромных запасов железа в Западной Сибири. Сейчас уже можно сказать, что данные наших израильских коллег точно не противоречат нашей теории. Мы продолжаем поддерживать с ними контакт", – отметил политехник.

"Гринфилд" в области химии

Рекордсменами по публикациям в журналах первого квартиля стали сотрудники Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий (ИШХБМТ) ТПУ. Руководитель школы Марина Трусова поясняет в разговоре с РИА Томск:

"Наша исследовательская школа была открыта сравнительно недавно – всего два года назад. Тем не менее, на сегодняшний день реформирование ТПУ, начатое ректором Петром Чубиком, уже показало значительные результаты, выражающиеся в росте публикационной активности и заметности научных разработок коллектива школы в мировой науке. Про наш "гринфилд" в области химии, материаловедения, биомедицины знают во многих странах.

© сайт Томского политехнического университета
У нас очень сильные группы по материаловедению, в частности доцента Романа Сурменева и доцента Павла Постникова (оба по итогам года вошли в топ-10 ученых ТПУ по публикациям в высокорейтинговых журналах).

Они ведут исследования по разработке новых материалов, в том числе с использованием аддитивных технологий и химии плазмона, которые позволяют, например, создавать медицинские имплантаты или создавать сенсоры для определения важных экотоксикантов".

Еще один сильный, активный и молодой коллектив по материаловедению – это команда профессора нашей школы Родригеса Рауля, совместно с профессором Евгенией Шеремет. В 2019 году их команда разработала графеноподобный модифицированный материал для создания гибких сенсоров для определения отдельных параметров здоровья человека.

Также сильны команды, работающие в традиционных для школы областях – органической и аналитической химии, разработке новых катализаторов и каталитических превращений.

Трусова приводит в пример исследования в области радиофармпрепаратов, которые настолько широко известны в мире, что в 2019 году ученый из Швеции, профессор Владимир Толмачев приехал в рамках выигранного мегагранта на работу в ТПУ и руководит теперь научно-исследовательским центром "Онкотераностика".

"В рамках гранта разрабатывается персонализированная диагностика и терапия онкологических заболеваний, это исследование объединит химиков, физиков и специалистов по ядерной медицине.

Хочу также отметить группу под руководством профессора Алексея Пестрякова, которая работает над вопросом создания новых лекарственных препаратов на основе наносеребра, препараты уже используются в том числе на территории России", – подчеркивает Трусова.