Вход Господень в Иерусалим, или Вербное
воскресенье православные в России отмечают 12 апреля, за неделю до Пасхи.
Праздник входит в число двунадесятых праздников – двенадцати самых важных
событий церковного года. О его истории, приметах и традициях – в справке РИА
Томск.
Вход Господень в Иерусалим – переходящий праздник, его дата
зависит от даты празднования Пасхи. Вербное воскресенье отмечается в последнее
воскресенье перед Пасхой у православных, католиков и протестантов.
В 2020 году православная Пасха празднуется 19 апреля.
Как томичи отмечают Вербное воскресенье в разгар пандемии. ФОТО >>>
Вербное или пальмовое?
В Вербное воскресенье вспоминается событие евангельской истории:
Иисус после воскрешения им Лазаря въехал в Иерусалим, куда он направлялся,
чтобы принять смерть на кресте. Жители Иерусалима, привлеченные новостью о
чуде, встречали Иисуса как царя и Мессию – они верили, что он поможет им
освободиться от римского владычества.
Они постилали перед ним пальмовые ветви и
свои одежды, выкрикивая: "Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне,
Царь Израилев!" ("Осанна" переводится как "Спасай
нас").
© РИА Томск. Таисия Воронцова
В память о ветвях деревьев, которые жители Иерусалима срезали и
кидали под ноги молодого осла, на котором Иисус въезжал в город, в церкви
сложилась традиция освящать в этот день побеги пальм, а в России – веточки
верб. Поэтому праздник имеет несколько названий: Неделя ваий (вайя с
древнегреческого – пальмовая ветвь), Вербное воскресенье, Пальмовое
воскресенье, Неделя Цветоносная.
Традиции и приметы
Вербное воскресенье не подразумевает пышного застолья – праздник
всегда выпадает на Великий пост. В Вербное воскресенье, согласно уставу,
разрешается рыба.
Главной традицией праздника является освящение веточек вербы. Раньше,
прежде чем принести вербы в церковь, их украшали цветными нитками, перьями,
цветами из бумаги или ткани. Освященные ветки ставят рядом с иконами и хранят
до следующего года.
В старину был обычай слегка ударять друг друга вербой. Молодежь в
ночь с субботы на воскресенье обходила дома с песнями и, войдя в избу, слегка
била ветками вербы спящих. Эта традиция в разных видах распространена у многих
славянских народов, например у белорусов, поляков и чехов. "Битье"
совершается обычно утром, после освящения вербы, у церкви или у дома. Также
веточками вербы выгоняли скот.
Как и на многие другие праздники, по погоде на Вербное воскресенье
судили о грядущем лете: если перед Вербным воскресеньем появилось много
"сережек" вербы (распустились почки), то весь год будет урожайным и
богатым на хорошие события. Любые работы в этот день считались
нежелательными.
Ветки вербы хранили весь год – до следующего Вербного воскресенья.
При этом освященную вербу нельзя было выкидывать. В преддверии нового праздника
вербу сжигали или выбрасывали в ручей.
С праздником связан интересный обряд "Шествия на
осляти", который совершался в Русской церкви на Вербное воскресенье в XVI-XVII веках. В память о входе Иисуса в Иерусалим патриарх
садился на ослика и в сопровождении царя, вельмож и народа въезжал в Спасские
ворота московского Кремля.
Справка составлена по материалам открытых источников