ТОМСК, 26 апр – РИА Томск. Ученикам томских школ после перехода на дистанционное обучение приходится проводить за компьютером дни напролет: до обеда – уроки, после – домашнее задание. О том, как сегодня устроен школьный учебный процесс и с какими трудностями приходится сталкиваться, рассказали родители томских школьников, 11-классница и учитель. Подробности – в материале РИА Томск.
Ранее сообщалось, что из-за распространения коронавирусной инфекции в Томской области c 31 марта по 30 апреля действует режим полной самоизоляции. С 6 апреля все школы Томска и муниципальные учреждения допобразования перешли на дистанционное обучение. Накануне власти рекомендовали учреждениям завершить обучение в 1-8 классах 15 мая 2020 года, в 9-х и 11-х классах – 30 мая, а также отменить последние звонки.
Опция "Родительский контроль"
По словам родителей, с переходом на дистанционный формат обучения время, которое дети проводят за компьютером, сильно увеличилось. Уроки проходят в разных формах: видеоконференции, аудиозвонки, выполнение заданий по самостоятельно изученному материалу.
Одной из главных проблем стали сложности с концентрацией внимания на учебе и самоорганизацией. Если дети, которые учатся в старших классах, осознанно подходят к урокам и домашним заданиям, то за учениками младшей школы приходится следить родителям.
"Я должна ему напомнить, что у него конференция. Он обычно сам помнит, но может и забыть… Получается, когда он что-то сделал, я должна спросить, сделал он или не сделал, мне нужно сфотографировать, отправить учителю, потом учитель дает обратную связь. Если нужно что-то доделывать, я его должна убедить, что нужно доделать", – рассказала томичка Екатерина про своего сына-второклассника.
Она дополнила, что детям, которые учатся в старших классах, тоже приходится помогать, так как из-за большого объема домашней работы они не все успевают: "Я даже за одну из дочерей (8 класс) делала тесты по музыке, потому что она просто не успевала чисто физически".
По словам родителей, детям не хватает визуального контакта с учителем, из-за чего страдает усвоение материала на уроках. Однако, как рассказали опрошенные родители, преподаватели остаются на связи с детьми и родителями с утра и до позднего вечера. Вопросы по пройденным темам и домашнему заданию ученики могут задавать им лично во время занятий, включившись в звонок или написав в специальный чат, или же после них.
"Они помогают детям ориентироваться, если что-то непонятно. Например, у нас на днях была такая ситуация, что ребенок не понял тему на уроке... Учитель спросила, все ли поняли. Моя дочь сказала, что не поняла. И учитель перезвонил ребенку в течение получаса и объяснил лично", – рассказывает томичка Мария Булычева, у которой на данный момент в школе учатся двое детей.
В онлайн-обучении есть и плюсы, считает мама ученика четвертого класса Ольга: "Для ребенка онлайн-обучение открывает полезные навыки: он сам заходит в Zoom, подключается к онлайн-конференции, проверяет электронную почту, скачивает презентации и отправляет выполненные задания на проверку".
Физкультура онлайн
Вместо привычной физкультуры, по рассказам родителей, детям приходится записывать процесс выполнения упражнений на видео и высылать его преподавателю, писать рефераты и сочинения на тему спорта и здорового образа жизни, а также участвовать в тренировках в формате видеоконференций.
"Поначалу у них была только теория, они читали учебники и писали какие-то сочинения… Потом стали скидывать видео с различными гимнастиками, упражнениями: поделать, попрыгать, побегать, понаклоняться", – рассказала Мария Булычева.
На уроках музыки, как поясняют родители, обычно дети изучают презентации, готовят свои доклады, слушают различные музыкальные записи и смотрят видео по теме, а затем делятся своими рассуждениями.
На домашних уроках ИЗО и труда дети, как и обычно, выполняют творческие задания. Учителя предварительно высылают видео или презентации с подробными инструкциями. Поделки и рисунки нужно после этого снять на видео и отправить преподавателю.
ЕГЭ VS "дистанционка"
Ранее сообщалось, что специалисты томского городского департамента образования выявили несколько проблем дистанционного обучения школьников, одна из них заключается в том, что дети проводят много времени за компьютером, поэтому онлайн-уроки сократили до 30 минут.
Как рассказала РИА Томск одиннадцатиклассница Анна, после того как уроки сократили, в ее школе еще и отменили "пары" (сдвоенные уроки). Теперь в расписании старшеклассников каждый день стоит семь разных уроков, из-за чего увеличился и объем домашних заданий.
"Каждый день задают по большому количеству "домашки", и сначала ты действительно сидишь до 3-4 часов перед компьютером на уроках, потом ты сидишь до 10 часов вечера делаешь всю эту "домашку", – рассказала Анна.
По ее словам, из-за режима, в котором проходит дистанционное обучение, и большого количества домашних заданий времени для подготовки к ЕГЭ не хватает: "Сейчас вообще невозможно делать что-либо во внеурочное время, потому что хочется только лечь и отдохнуть. В принципе вся эта непонятная ситуация с экзаменами очень сильно действует на нервы и очень сильно напрягает".
По ее мнению, именно сейчас общения с учителями не хватает: "Не через монитор, когда вы не можете объяснить друг другу, в чем конкретно у тебя ошибка или что именно ты не понимаешь. Когда, например, в классе ты можешь нормально один на один поговорить с учителем, и он тебе может нормально объяснить".
Кроме того, по словам собеседницы, в таком режиме информация на уроках усваивается хуже, а настроить себя на работу сложно. "Организовывать себя очень сложно, заставить себя что-либо сделать сложно, а заставить себя учиться в 100 раз сложнее", – пояснила она.
Списывают или нет?
По мнению учителя английского языка Натальи, уроки на самом деле сейчас стали менее эффективными: "Это воспринимается как игра, то есть это здорово – с учителем по Zoom поговорить. А я по нему веду уроки".
Она отметила, что сейчас особенно остро встал вопрос, пользуются ли ученики интернетом при подготовке ответов, кроме того, актуализировалась проблема списывания: "Через видео невозможно отследить, кто списывает, кто не списывает. Кто-то не включает камеры, у кого-то не работают микрофоны, они пишут в чат, что микрофон не работает… Технически это все очень сложно".
Решение, как пояснила преподаватель, можно искать в разных формах заданий: "Стала задавать самостоятельные задания, типа эссе, составления предложений, рассказ-описание и так далее".
Тяжело, по ее словам, отследить, как учениками усваивается материал, однако и здесь находится решение – со всеми вопросами можно обращаться лично к учителю: "Практически все дети знают мой номер телефона, пишут в WhatsApp, с некоторыми классами есть там чаты. С некоторыми есть чаты "ВКонтакте". Все знают электронную почту. Поэтому контактируем почти постоянно".
Учебный режим
Как ранее сообщалось, школам рекомендовано сократить онлайн-уроки до 30 минут. Кроме того, по данным пресс-службы обладминистрации, во время урока акцент необходимо делать на изучении нового материала, а домашние задания давать не ежедневно, а раз в неделю, чтобы у учеников была возможность спланировать свое время за компьютером.
По таким предметам, как физкультура, ОБЖ, музыка, изобразительное искусство, технология и так далее школьники смогут завершить обучение раньше – до 30 апреля.
Для выпускников в июне планируется организовать консультации по подготовке к итоговой аттестации, присутствовать на которых будет не более 10 человек, а помещения для занятий будут регулярно обрабатываться дезинфицирующими растворами и проветриваться. Досрочный этап проведения ЕГЭ и ОГЭ в этом году совмещен с основным экзаменационным периодом и пройдет в июне – точные даты определят позже.