ТОМСК, 10 янв – РИА Томск, Елена Тайлашева. Свадебная индустрия в пандемию практически умерла: многомесячный запрет на массовые мероприятия автоматически "отменил" и свадьбы. Как в этих условиях развивать новый локальный бренд, почему невесты не хотят быть диснеевскими принцессами и можно ли из провинции "обогнать" мировой fast fashion – в материале РИА Томск.
Успеть до локдауна
"Даша, нет времени объяснять, но мы сейчас на мосту Александра III проводим съемку нашей коллекции", – такое сообщение Даша Румбешта, создательница свадебного бренда If I Do, получила 29 октября от своего партнера – дизайнера Светланы Ким.
Света – томичка, живущая в Париже, накануне успела одним из последних международных рейсов улететь во Францию. Несколько месяцев она гостила у родителей в Томске, набрела в сети на инстаграм If I Do и, вдохновившись концепцией лаконичных свадебных нарядов, предложила Даше со-творчество.
Вместе девушки создали "французскую" коллекцию "Lumière raffiné / Тонкий свет". Уезжая в Париж, Света прихватила с собой несколько платьев, чтобы сделать профессиональную фотосессию…
"Оказалось, что 30 октября во Франции вводится жесткий локдаун, поэтому некогда было подготовиться: срочно вызвали фотографа откуда-то из пригорода Парижа, модель была вовсе не модель, а обычная парижанка… Но в итоге получилось классно. В пандемию все получается именно "вопреки" и "несмотря на", – улыбается Даша Румбешта.
Буду смелой!
К собственной свадьбе летом 2019 года Даша несколько месяцев искала подходящее минималистичное платье. Невеста 30+ лет уже не хочет быть "диснеевской принцессой". Она хочет веселиться, танцевать, в конце концов, есть торт – а попробуйте сделать это в корсете!
"Я готова была заказать и онлайн, но у свадебных брендов не нашла лаконичных моделей – они по старинке отшивают платья-"торты". В итоге ушла в частное ателье. А после того, как мы поженились, начала работать над собственным свадебным брендом – I do! (позднее переименованный в менее категоричное If I Do).
Решила делать ставку на то, что не смогла найти на рынке сама: во-первых, лаконичный стиль, во-вторых, возможность заказывать онлайн", – рассказывает Даша.
К ноябрю она отшила свою первую коллекцию. В ней были романтические сорочки из французского шелка, изящные платья-футляры из итальянского кружева, смелые костюмы из блузки с открытой спиной и юбки-миди с "ресничками"…
Стартовать пришлось в низкий сезон, но основной проблемой стало даже не это, а то, что невесты в массе своей оказались не готовы к уходу в онлайн.
"Я весь месяц ездила по примеркам и поняла, что для невест все же важен этот ритуал: позвать подружку, выпить шампанское, перемерить кучу платьев и найти то самое… Мы отправляли заказы в Кемерово, Новосибирск и Санкт-Петербург, но, если невеста жила в Томске, она обязательно хотела примерку.
Второе, с чем я просчиталась – это готовность современных девушек проигнорировать традиции и "отклониться" от классического образа. Помню самую первую примерку: невесте очень понравилась сорочка, но ее подруга сидела и фыркала в бокал: "Ты ЭТО собралась надевать на СВАДЬБУ?". В итоге та девушка купила сорочку как второе платье. Это тоже тенденция – покупать помпезный наряд для регистрации и удобный – для неформальной вечеринки", – говорит Даша.
Тем не менее, шелковая коллекция к концу года разошлась полностью – в основном в качестве вечерних платьев на Новый год.
Зимой 2020 года Даша продала квартиру и купила собственное помещение под шоу-рум. Делали ремонт, готовились к высокому сезону – он обычно начинается в апреле-мае, когда "летние" невесты готовят образ. Но вместо этого Томская область весну просидела на карантине.
"Зато благодаря локдауну мы познакомились со Светой Ким, которая не смогла в марте улететь обратно в Париж. В коллаборации с ней разработали новую коллекцию – добавили пышности, торжественности (максимум из того, что может позволить себе минимализм). Но при этом сохранили комфорт. Например, вместо корсетов сделали корсажи – более эластичные и легкие, которые не сковывают движений.
В деталях мы со Светой ориентировались на моду как таковую, а не свадебную, поэтому на наших платьях появились актуальные акценты а-ля "сороковые": рукава-воланы, рукава-фонарики, отрезной лиф", – говорит Даша Румбешта.
Девушки надеялись: к лету пандемия закончится и спрос восстановится. Но – не закончилась… Впрочем, продавать летом все равно было нечего: из-за закрытых границ во Франции зависли ткани. Получить их удалось только ближе к сентябрю, "французская" коллекция была отшита к октябрю – то есть опять к "низкому" сезону, а из-за второй волны и вовсе мертвому…
"С самого начала я делала ставку на люксовые европейские ткани – мне лично важно, ЧТО касается моей обнаженной кожи. И хотя в конкретной ситуации с тканью из Франции у нас возникли сложности, в целом повсеместный уход в онлайн только упростил ведение бизнеса.
Я еще несколько лет назад думала о том, чтобы создать свой бренд одежды, но тогда все упиралось в отсутствие качественных тканей: найти поставщиков в Томске было нереально, в Новосибирске выбор тоже был не очень. Надо было лететь на закупку как минимум в Москву, а еще лучше – в Европу, что для маленькой компании на старте неподъемно", – говорит Даша.
Благодаря пандемии Европа оказалась на расстоянии одного звонка по WhatsApp:
"Я нашла несколько байеров во Франции и в Италии, которые работают со стоковыми складами. У нас общий чат на несколько заказчиков, байер приезжают на склад и выкладывают наличие в мессенджер: "Кому что?". Если сложились дружеские отношения, могут кинуть тебе в личный чат первой… По видеосвязи можно прекрасно рассмотреть ткань и выбрать понравившуюся", – поясняет Даша.
Она отмечает, что сток – это ни в коем случае не брак. Это ткани, оставшиеся после отшива коллекций брендами (например, ее байер работает с тканями, которые используют Kenzo и Louis Vuitton). 20-30 лишних метров, несущественных для мировой корпорации, но таких желанных для локальных брендов!..
Slow fashion из глубинки
Даша признает: ставка на качество в эпоху fast fashion (быстрой моды) – не самое логичное решение с точки зрения прибыли. Основной коммерческий тренд – это быстро и дешево.
"Сейчас покупатели в большинстве своем не смотрят на то, как и из чего вещь сшита – им важно, как она будет смотреться на фото. Нужна также сменяемость картинки, поэтому массовые бренды вынуждены выпускать коллекции раз в месяц. И вещи это зачастую одноразовые – через пару стирок годятся только пыль вытирать...
У меня есть коллега в Англии из индустрии фаст-фешн, она отсматривает подиумные коллекции и уже на следующий (!) день в Китае отшивается коллекция по их мотивам. Понятно, что конструкторы и дизайнеры не успевают толком подумать, делают как попало", – рассказывает Даша.
Но по этой же причине растет спрос на индивидуальность и одежду slow fashion (которая способна прослужить долго и при этом оставаться актуальной). Люди устают от того, что гардероб завален низкопробными вещами, от которых невозможно кайфовать…
Отсюда, по словам Даши, бешеная популярность швей – это сейчас реально востребованная профессия, отсюда же – настоящий ренессанс легкой промышленности: в Томске появилось несколько небольших швейных производств, с одним из них If I Do работает по домашней коллекции (платья по-прежнему шьются вручную у надомниц).
"Вообще, с развитием соцсетей и логистики границы моды, как таковой, стерты. Мы становимся свидетелями уникального явления: мода, в общепринятом понимании, умирает. Чтобы создавать одежду, теперь не обязательно жить в Милане или Москве. Почти любые ткани можно найти онлайн, в регионах открывается все больше швейных цехов разного калибра…
Вещь становится покупаемой не потому, что создана именитым дизайнером, а потому что мелькнула в Инстаграме инфлюенсера", – говорит Даша.
По ее мнению, создание своего бренда одежды на первоначальном этапе это даже не вопрос значительных инвестиций:
"Есть масса примеров локальных брендов, выросших с нескольких единиц товара до сети магазинов (наши соседи из Новосибирска "Achers", специализирующиеся на спорт-кэжуале, или томские "Daisy" – своего рода недорогая Max Mara).
На фоне такого успеха новые бренды открываются с космической скоростью – правда, многие с ней же закрываются: slow fashion это все же узкая целевая аудитория, хотя и растущая. Поэтому для меня мой проект – это романтический триллер, завязанный на любви и доверии к месту, в котором я живу".