ТОМСК, 6 июн – РИА
Томск. Надпись "Мы – буквы, с нами текст", нанесенная на стену Научной
библиотеки Томского госуниверситета (ТГУ) художником Владимиром Абихом в рамках арт-фестиваля "мУкА.
Склады искусства", за неделю стала узнаваемой далеко за пределами Томска. Про
новую достопримечательность написали федеральные СМИ и известные блогеры. О
смысле букв и реакции на них – в материале РИА Томск.
Всероссийский
резонанс
С 28 по 30 мая в ТГУ прошел
паблик-арт-фестиваль "мУкА. Склады искусства", посвященный проблеме сохранения
культурного наследия Томска и его творческому осмыслению современными
художниками. Одним из хедлайнеров фестиваля стал художник из Санкт-Петербурга
Владимир Абих, автор многих известных работ стрит-арта. На своей странице в
Facebook он пояснил, что означает надпись "Мы – буквы, с нами текст":
"Русская культура, на мой взгляд, особенно текстоцентрична.
Нам всегда проще вспомнить великих русских писателей, нежели художников. Фраза "Поэт в России больше, чем поэт" не случайна. Писатели в России постоянно
занимались не только литературой, но и общественной деятельностью.
"Мы – буквы, с нами текст" отсылает к знаменитой фразе
Суворова и основному для нас медиуму – тексту, особенной его роли в нашей
культуре и общей интенции к чему-то большему, чем мы сами. Расположение на
научной библиотеке Томского государственного университета усиливает этот тезис
и делает работу сайт-специфичной".
© РИА Томск. Павел Стефанский
В
интервью для сайта ТГУ руководитель фестиваля Анастасия Куклина отметила, что сделать надпись было очень
амбициозной и сложной задумкой, пришлось пройти длительный процесс
согласования. Но "буквы" вызвали огромный резонанс, и не только среди томичей:
"Про нас написали и Meduza, и Собчак, и Виторган, и
известные арт-критики... И это очень важно – что информация о фестивале
разносится не только в локальном контексте. Отзывов (о работе) больше
положительных, потому что все-таки у нас аудитория воспитанная, и молодежь с
энтузиазмом восприняла этот объект. Конечно, встречаются и критические
комментарии, но в основном от академического сообщества, и это нормально – оно
не столь охотно идет на эксперименты.
Но, собственно, в этом и заключается роль современного
искусства, которое рождается из атмосферы тревоги. В данном случае, я считаю,
мы создали настоящий объект искусства – хотя бы потому, что получили огромный
отклик. И в сети начали рождаться разные интерпретации фразы "Мы – буквы, с
нами текст". Самый смешной вариант, который мне очень понравился: "Мы –
колбасы, с нами мясо".
Не украшение, а высказывание
Серьезные баталии разгорелись в соцсетях по поводу
укороченного тире (дефиса) в надписи – люди требовали "нормального" тире. Но,
по мнению экспертов-филологов, "спорный" знак несет особую нагрузку в
современном искусстве.
"Художник – не тот, кто все продумывает до мелочей, а тот,
кто точно схватывает формой художественный образ. Это схватывание может быть
логически выверенным или интуитивным. Главное, чтобы форма "работала", оказывая
на зрителя (читателя, слушателя) эстетическое впечатление и проявляя для него
художественные смыслы. Форма должна переживаться читателем, создавать в нем
напряжение (об этом писали русские формалисты).
Основной механизм создания этого напряжения – отклонение от
нормы, которое нарушает автоматизм нашего восприятия, заставляет "споткнуться",
задержаться взглядом, а затем и мыслью, и попытаться найти объяснение: а почему
так?" – говорит доцент филологического факультета ТГУ Элеонора Новикова.
© РИА Томск. Павел Стефанский
По ее мнению, в поисках ответа зритель может выйти как к
глубинным смыслам произведения, так и к пониманию того, как этот текст устроен,
почему оказывает на нас именно такой эстетический эффект.
"Именно так работает укороченное тире в
работе Владимира Абиха: с одной стороны, оно привлекает внимание,
заставляет остановить взгляд, с другой стороны, придает тексту динамику. По мнению эксперта, на укороченное тире
обращают внимание только люди, искушенные в типографическом мастерстве. Зато
динамику короткой линии ощущает каждый человек. Так же как разбиение текста на
строки и отсутствие точки в конце предложения.
Важно понимать,
что современное искусство – не украшение, а художественное высказывание, призыв
зрителя к диалогу, к размышлению. Поэтому адекватной реакцией на такое
высказывание будет не "нравится/не нравится", а "понимаю/не понимаю". И "не
понимаю" открывает путь к расширению границ своего понимания", – подытоживает Новикова.© скриншоты
Томский госуниверситет в своем Instagram провел конкурс среди студентов на лучшую интерпретацию надписи.