25 апреля 2024  |
13:03  30 июля 2021 г.

Еще одна загадка ТГУ: обсерватория с телескопом вновь открылась в вузе

Масляева Мария Сергеевна
© РИА Томск. Никита ГольцовЕще одна загадка ТГУ: обсерватория с телескопом вновь открылась в вузе

ТОМСК, 30 июл – РИА Томск. Обсерватория Томского госуниверситета (ТГУ), в которой находится советский телескоп 1978 года, спустя семь лет, наконец, открыта по инициативе студентов. О том, что именно можно увидеть через этот телескоп, и как со временем преобразится сама обсерватория – в материале РИА Томск.

Потайная комната

Как рассказала журналистам студентка четвертого курса кафедры астрономии и космической геодезии физического факультета ТГУ Полина Бокова, которая была в чиcле инициаторов открытия обсерватории, о том, что в главном корпусе вуза находится телескоп, ей рассказали буквально на улице.

© пресс-служба ТГУ
Купол обсерватории ТГУ
"Когда я впервые увидела странный купол на здании главного корпуса, то поинтересовалась, что это такое, тогда и узнала про обсерваторию. Сюда хотела попасть не только я, но и мои однокурсники, в конце каждой пары, когда преподаватель спрашивала, остались ли у нас вопросы, мы спрашивали про телескоп. Но позже выяснилось, что ключ от обсерватории потерян, и несколько месяцев ушло на решение этой проблемы", – вспомнила Бокова.

По ее словам, когда студенты и преподаватели впервые попали в обсерваторию, то обнаружили здесь горы каких-то бумаг, документов, папок. "Позже нам рассказали, что когда переезжал какой-то кабинет, то часть вещей оказалась здесь. Мы разгребали их несколько часов, потом два раза в неделю убирались в помещении", – сказала студентка.

Полина Бокова

АВР-3

Заведующая кафедрой астрономии и космической геодезии ТГУ Татьяна Галушина рассказала журналистам, что обсерватории университета почти 100 лет. Ее открыл в 1923 году заведующий кафедрой Николай Горячев. Это небольшое помещение – самая высокая точка в главном корпусе, под металлическим куполом. Здесь же находится и старенький телескоп.

Телескоп АВР-3

"Это АВР-3 – астрономический визуальный рефрактор, то есть телескоп с оптическими линзами. Он появился в обсерватории в 1978 году и использовался для наблюдения тел Солнечной системы и покрытия звезд Луной. Но время не стоит на месте, техника устаревает, поэтому в настоящее время он не представляет научной ценности", – пояснила Галушина.

Сейчас АВР-3 может использоваться для учебных наблюдений, популяризации астрономии, работы со школьниками и населением. Однако посмотреть через телескоп будет возможным только во время экскурсий.

Телескоп АВР-3

Она уточнила, что обсерватория ТГУ была закрыта с 2014 года, а в дневнике астрономических наблюдений, который вел бывший сотрудник кафедры Михаил Федянин, последняя запись датирована 5 декабря 2013 года. С 2014 года по состоянию здоровья он больше не мог вести наблюдения, а кроме него этим никто не занимался.

"Телескоп практически исправен. Нам нужно только отремонтировать часовой механизм, который будет вращать телескоп со скоростью вращения Земли. На нем также раньше крепился фотоаппарат "Зенит". Сейчас мы перетачиваем переходники на Canon и Nikon, чтобы фотографировать. Фактически сами собираем его по частям", – добавила Галушина.

© РИА Томск. Никита Гольцов
Вид на телебашню через телескоп

Как рассказал РИА Томск научный сотрудник физического факультета Дмитрий Капарулин, еще одна сложность, связанная с телескопом, заключается в том, что на него отсутствует инструкция. "Инструмент выпускался достаточно большой серией и устанавливался, как правило, в небольших обсерваториях во дворцах детского творчества. Во дворце в Архангельске установлен точно такой же телескоп, поэтому и инструкцию мне обещали прислать оттуда", – рассказал он.

В самой обсерватории сотрудники вуза планируют провести небольшой косметический ремонт, а также нарисовать на полу стороны света – когда долго находишься в обсерватории, где круглые стены и вращается купол, при смене объекта наблюдения можно легко потерять ориентацию в пространстве.

Что можно увидеть через телескоп

По словам Капарулина, через телескоп ТГУ можно увидеть небесные тела: звезды, планеты, туманности, галактики, звездные скопления, спутники планет, кометы и астероиды. В вузе мечтают о большом современном телескопе, но, во-первых, это очень дорого, а во-вторых, поскольку телескоп установлен в городе, где ночное небо подсвечивают фонари, новый телескоп не покажет многого.

"Томск вообще не самый лучший город для астрономических наблюдений. У нас в году около 40 ясных дней, когда на небе вообще нет облаков. Для сравнения, в Краснодарском крае таких дней в году в два раза больше. Кроме того, с 15 мая по 1 августа у нас белые ночи, они не такие светлые, как в Санкт-Петербурге, но на небе в этот период что-то увидеть также сложно", – сказал Капарулин.

Дмитрий Капарулин