ТОМСК, 6 сен – РИА Томск. Год исполнился со дня старта в России
программы "Наука", запущенной Минобрнауки РФ для помощи выпускникам вузов в
трудоустройстве. Она предполагает, что молодые специалисты могут быть приняты
на научно-исследовательские позиции в университеты и НИИ, а зарплата им
выплачивается из средств работодателя и из федерального спецфонда.
Одной из участниц
программы стала аспирантка Томского госуниверситета (ТГУ) Наталья Зюзькова.
Этот пилотный проект позволил ей "активировать" профессиональную карьеру в
альма-матер. Подробности – в обзоре РИА Томск.
Программа для старта
Программа "Наука" официально
называется "Содействие занятости выпускников 2020 года на
научно-исследовательские позиции в образовательные организации высшего
образования и научные организации". Эта инициатива Минобрнауки реализуется с 1
сентября 2020 года.
Как сообщают федеральные
СМИ, по программе около 2,5 тысячи выпускников бакалавриата, специалитета, магистратуры
и аспирантуры 2020 года трудоустроились на научные позиции в подведомственные
министерству организации.
Проект продолжается и в
новом учебном году.
"Это одна из
возможностей, которую мы, выпускники, получили в пандемию. Я работаю в вузе с
2019 года в качестве младшего научного сотрудника на минимальной ставке – 0,1.
Программа поддержки позволяет работать на полную ставку. Это уже взрослая нагрузка и ответственность", – рассказывает РИА Томск 25-летняя Наталья
Зюзькова.
В университете она участвует
в нескольких научных и исследовательских проектах и преподает кампусные курсы:
в минувшую субботу провела первую лекцию в ТГУ как преподаватель русского
языка для иностранных студентов.
Как родилась мечта работать в альма-матер
В ТГУ Наталью привело не
желание встать за преподавательскую кафедру, а любовь к русскому языку. После
девятого класса она поступила в техникум и там отучилась по направлению "Туризм". Проработав некоторое время в туристическом агентстве, поняла, что
возникший еще в школе интерес к филологии и лингвистике проснулся вновь и
требует сменить профиль.
В 2015 году поступила на
бакалавриат "Отечественная филология", а спустя несколько лет – в магистратуру "Русский язык как иностранный". И как раз в магистратуре потихоньку пришло
понимание: "Преподавательская деятельность – это то, чем хочется заниматься".
© предоставила Наталья Зюзькова
Во время учебы в магистратуре в 2019 году Наталья участвовала в организации празднования Нового года для иностранных студентов
"Когда поступала в вуз,
не было представления, что я буду преподавателем. А сейчас я точно понимаю, что
назад дороги нет. ТГУ стал вторым домом. Атмосфера, наука, студенты, старшие
коллеги – мне нравится все. И язык – я всегда была им увлечена", – говорит
Наталья.
© РИА Томск. Алена Палехова
После года работы в
должности научного сотрудника ее желание расти в университете совпало с
возможностями вуза: количество иностранных студентов в ТГУ увеличивается
ежегодно, всем им нужны курсы по русскому, а для этого необходимо привлекать
новых специалистов.
"Моя должность, на
которую я оформляюсь в данный момент, звучит как "ассистент кафедры". В
университете преподаватели делятся на несколько категорий, и ассистент – это
сотрудник без научной степени. Я поступила в аспирантуру, и после того как
защищу кандидатскую, смогу "вырасти", – объясняет собеседница агентства.
Родная речь
Наталья преподает иностранным
студентам: в прошлом учебном году это были ребята из Афганистана,
Колумбии, Китая, Ирана, Индии, а новый учебный год начался с лекции в группе
китайских студентов.
"Мы в онлайне, но даже
здесь лекции начинаются в 08.45. Китайский и русский языки – это, конечно, две
разные вселенные. Поэтому я считаю, что мои студенты – очень смелые, не
побоялись выбрать русский как объект для изучения. Непросто им дается
грамматика и фонетика. Было бы проще работать вживую, но и в дистанте возможно
освоить язык", – делится молодой преподаватель.
Она отмечает, что самый
сложный период работы с иностранцами – это именно первые лекции, когда студенты
знакомятся с алфавитом и произношением звуков. Язык-посредник (обычно это
английский) использовать нельзя. В ход идут картинки, презентации и жесты.
"Студентов цепляет
интерактив. Это мы прекрасно поняли в пандемию. Плюс нужно уметь расслаблять
ребят через квизы, викторины, легкие игры, иначе можно с ума сойти от нагрузки
в дистанте", – резюмирует Наталья.
© предоставила Наталья Зюзькова
Мастер-класс по росписи матрешки в Первом музее славянской мифологии для студентов из Китая