ТОМСК, 13 окт – РИА
Томск, Михаил Голубев. Дума Томска уже не уступает мэрии по степени влияния, но
на выстраивание "рабочей" атмосферы ушел год. Времени на раскачку
больше нет, в противном случае город упустит миллиарды рублей инфраструктурных
кредитов. На что их потратить и когда весь общественный транспорт станет
муниципальным? Об этом в интервью РИА Томск рассказал спикер думы Чингис
Акатаев.
Про год работы думы
– Чингис Маметович, не
знаю, как вам, а мне показалось, что спустя год работы нового созыва думы
Томска заседания стали… скучнее, что ли. Меньше криков и интриг, а
предсказуемости, наоборот, больше.
– Я думаю, что это
вполне объективный процесс. Прошлой осенью в узком кругу своих товарищей я
слышал: "Ой, мы тебе сочувствуем". Я отвечал: "Вы себе
сочувствуйте. Я себя в своей тарелке чувствую". А другие говорили:
"Ой, слушай, как интересно сейчас в думе, как на вулкане". Но я тогда
еще сказал, что на утряску этого "колебания почвы" уйдет около года,
что это возбуждение устаканится.
Я такое видел не раз, избираясь
три раза в областную думу, тоже разные составы видел. Но если отвлечься от политических
разногласий и быть объективным, то, во-первых, депутаты набрались опыта.
Во-вторых, у них пришло реальное понимание, что от каких-то лозунгов, криков,
которые не подкреплены реальными предложениями, процесс не сдвинется.
Более того, мы перешли
в формат рабочих групп и комиссий. Когда говорили: "А давайте расходами на
АХУ (административно-хозяйственное управление мэрии) займемся!" Я отвечал:
"Создавайте комиссию по АХУ, если считаете, что разберетесь". Пришел Андрей
Федченко: "Давайте ТТУ (Трамвайно-троллейбусное управление) займемся?" Пожалуйста!
© РИА Томск. Павел Стефанский
На собрании думы Томска
Я специально поддерживал
такой формат, чтобы депутаты реально поняли, что не получится просто взять и наполовину сократить какие-то расходы. Я всем говорил, что, если есть
экономическая подоплека, давайте это обсуждать, но только с обоснованием. Ведь
каждый раз речь шла о судьбах людей, и просто так резать по живому нельзя.
Погрузившись во многие
аспекты хозяйственной жизни (а город – это все-таки хозяйство, а не политика),
подавляющее большинство депутатов поняли, с чем сопряжен ежедневный депутатский
труд. Вы видите, все
комитеты и комиссии у нас открыты – можно смотреть трансляцию или в
записи. А на днях мы приняли решение о том, что после каждого заседания будем публиковать, кто и как голосовал по тому или иному вопросу.
В итоге, спустя год, сегодня
мы уже не слышим глупых выкриков "А я не понимаю, что мне тут
принесли!" или "Давайте сократим!". У депутатов теперь совершенно
другой подход к работе. Все понимают, что бюджет у нас дефицитный, что область,
к сожалению, в силу объективных причин, особо нам не помогает. И мы не так уж
много можем сделать на местном уровне. Это уже хорошо, это нас объединяет для
совместных шагов от лица и в интересах Томска.
– Можно ли назвать сегодняшнюю
гордуму более работоспособной нежели ту, что мы видели год назад?
– Я считаю, да. Я
смотрю, как проходят комитеты, комиссии. То есть технологический путь по
принятию решений стал гораздо короче. Ведь год назад, в начале работы думы VII созыва мы тонули в
бесконечных выяснениях: "А что это? А почему? Вы, единороссы,
что-то не то суете, тут где-то подвох". Сейчас все более-менее нормально.
Я думаю, что эта шлифовка и дальше будет происходить, а по ряду депутатов
смотрю – уже есть больше понимания.
Про баланс сил: мэрия vs дума
– В то же время
перемены происходят в мэрии – туда приходят молодые руководители. И есть
ощущение, что в результате центр силы в городе сместился в сторону думы. Согласны?
– Год назад, когда меня
избрали председателем, я сказал, что моя задача – сделать городскую думу
равноценной мэрии площадкой принятия решений. У нас нет цели превалировать –
это и невозможно, ведь мы (дума и мэрия) в одном бюджете и на одной территории. Вот
если бы мы одним бюджетом управляли, а они – другим, тогда бы мы, наверное, выясняли,
кто сильней. А по факту мы в одной подводной лодке.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
И.о. мэра Томска Михаил Ратнер и спикер гордумы Чингис Акатаев
Так вот сегодня гордума
стала такой площадкой. В качестве примера: число входящих писем депутатам от
томичей выросло в шесть раз по сравнению с тем, что было у предыдущего созыва. Это
говорит о том, что для людей дума стала инстанцией, которая им может помочь.
В силу того, что я
спикер, мне приходится вникать в проблемы всего города, у меня в день от 10 до
15 звонков – люди просят приехать, обсудить, посмотреть. Во время одного из
таких выездов я 3 часа провел на АРЗе, впервые в жизни прошелся по Кольцевому
проезду пешком, впервые посетил поселок Киргизка. Туда 50 человек пришло с
вопросами про газификацию, водоснабжение – почти весь поселок! Я даже не
ожидал.
Но у нас нет задачи
показать мускулы перед мэрией Томска. Другой вопрос, что определенные
объективные обстоятельства прошлого года, конечно, поспособствовали тому, что
сегодня наша площадка перевешивает по степени активности. И новый состав
городской думы нацелен на энергичную
работу. Были моменты, когда у молодых
депутатов эта активность была основана только на критике, причем чрезмерной.
© телеграм-канал "Спикер Акатаев"
В прошлом году мы мэрию "замучили" своими запросами и инициативами. В случае с молодыми депутатами
доходило до оскорблений замов мэра. Взять того же Вячеслава Михайловича
Черноуса – ведь человек атомной лодкой командовал, а на заседаниях комитетов
вынужден слушать подколки. Моя задача как раз – пресекать это, и на сегодня
ситуация уже изменилась.
Да, сегодня центр
водоворота – в думе города Томска, и не радовать нас это обстоятельство не
может. И первые ласточки
нашей работы тоже есть – например, выделение средств на дороги второй и третьей
категории, поддержку ТОСов – это все генерирует дума седьмого созыва.
В ближайших планах депутатов – подступиться к глобальным
проблемам пассажирского транспорта, ремонта дворовых территорий, тротуаров,
внутриквартальных проездов, освещения, бродячих собак. Сейчас начинается
обсуждение проекта бюджета на следующий год, где все наши инициативы будут
обсуждаться.
Про итоги выборов
–
Вы упомянули проект бюджета, над которым уже идет работа, и одновременно
депутатам предстоит выбор нового председателя профильного комитета. Кто,
по-вашему, придет на смену Владимиру Самокишу?
– Есть предварительные
переговоры с рядом фракций. Мы договорились о том, что пока Федченко Андрей
Анатольевич, как зампредседателя комитета, будет им руководить. По регламенту
он имеет право входить в согласительную комиссию. Давайте примем бюджет (на
2022 год – Ред.), а потом посмотрим.
Я всем депутатским
объединениям сказал: "Предлагайте кандидатуру, если вы уверены в своих
силах". Это сложный комитет, особенно сейчас. Я готов к этому диалогу, и на Совете думы
обсудим.
–
А уже были от тех же фракций какие-то предложения?
– Было предложение от
двух фракций, чтобы я сам
лично совмещал эту должность, но, боюсь, что я физически не буду
успевать. Считаю, что кто-то другой должен стать председателем комитета, но пока других
предложений не было.
– Когда будут выборы
председателя комитета?
– Я думаю, что не
раньше Нового года.
–
А Федченко хватит опыта?
– Вот бюджетный процесс
это и покажет, я ему об этом и сказал: "Андрей, у тебя есть сейчас шанс.
Если ты в дальнейшем захочешь быть председателем комитета, то ты должен
бюджетные перипетии все пройти, показать себя человеком, который глубоко туда
погрузился и будет разбираться – уж если не лучше Самокиша, то хотя бы на его
уровне".
© РИА Томск. Павел Стефанский
Когда был Самокиш, я
был спокоен – у него достаточно большой опыт работы, плюс он все-таки человек,
неплохо разбирающийся в финансах и экономике в целом. А сейчас определенные
опасения есть.
–
По итогам прошедших выборов в Госдуму и облдуму свои места в Томске оставят
Владимир Самокиш и Максим Вдовин. Есть ли по этому поводу какие-то ожидания?
– Знаете, много было
дано обещаний кандидатами в депутаты на областной и на федеральный уровень. Я
им уже сказал: "Коллеги,
фамилии известны. Вам всем, конечно, удачи, но раз в полгода мы будем
спрашивать, где ваши обещания".
Ключевой вопрос,
который я отсылаю и Диденко, и Самокишу, и Соломатиной, и Киселеву Мише: вы со
всех экранов говорили о перераспределении налогов. Дайте через год ответ, что
вы там изменили? Соотношение 28 (копеек с рубля собранных налогов остается в
регионе) на 72 (уходит в казну РФ), измените хотя бы до 35 на 65.
Теперь про областных депутатов, которые избирались от
Томска. Пушкарев, Резников, Немцева, Автомонов, Правдин, Базаев, Власов,
Собканюк, Юденко, Рябченко, Чолахян, Валеев и другие – уважаемые коллеги,
подключайтесь! Мы ведь с октября прошлого года "караул" кричим, но
пока, в силу разных причин, от области существенной помощи так и не получили.
Вы тоже давали обещания перед выборами, что займетесь городом. Очень на вас
надеемся!
Про разногласия с областной властью
–
Чингис Маметович, вы неоднократно говорили, что Томск в сравнении с другими
городами несправедливо дорого платит за участие в нацпроектах. Например, на
благоустройство где-то доля муниципалитета 3%, а у нас до 50%. Можете популярно
объяснить, как так получилось?
– Например, "Безопасные
качественные дороги" – шикарная федеральная программа. У нас во всех
регионах федерация участвует в ней не больше, чем на 50%, а остальные 50% – вот
ключевой вопрос, как он делится между субъектами и муниципальным образованием
(в данном случае краевые и областные центры). Есть примеры, когда доля города
равна 3%, где-то 5%, где-то
12%, а у нас 35-40%.
Если наша областная
власть возьмет на себя эти 50% софинансирования, мы бы тогда смогли потратить высвободившиеся
245 миллионов рублей на ремонт дорог 2-3 категорий – то, чего люди ждут. Их
интересуют подъезды к микрорайонам и к домам.
– По-вашему, у
региональной власти есть возможность увеличить свою долю? Они ведь тоже в
долгах.
– Абсолютно точно, эта
возможность есть. А вы можете назвать регионы, которые не в долгах? Таких максимум
пять. Белгороду область дополнительно выделила 3,2 миллиарда рублей. Область очень сильно ему помогает, и федерация тоже.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Давайте возьмем дворовые
территории, которые у нас почему-то не участвуют в нацпроекте "Жилье и
городская среда". Аргументация областного департамента была в том, что надо обязательно делать проектно-сметную
документацию. Но это и долго, и дорого! Мы привели примеры регионов, где для
привлечения федеральных средств делают локально-сметный расчет и дизайн-проект.
Красноярск, Новокузнецк, Кемерово – все получают деньги на замечательные дворы.
Мы же не можем получить
эти федеральные средства. В чем логика непринятия мысли о том, что нужно внести
изменение в соглашение с федерацией? Красноярск, например, только за один год
внес восемь изменений в соглашение с Минстроем. Так что соглашение – это не
константа, а живой документ.
Про кампус и левобережье
–
Ключевой момент взаимодействия города и области в ближайшие годы – это проект
межвузовского кампуса. Какие перемены он сулит на местном уровне?
– Мое видение этой
ситуации можно оспаривать, считать неправильным, но я считаю, что когда-то
Южные Ворота и Северный Парк станут частями Томска. Все поселения у рек в мире
развиваются по этой схеме: сначала осваивается один берег, потом другой. В
данный момент у Томска нет альтернативы, кроме движения на левый берег.
Остальные направления – там либо частные земли, либо уже застроено все.
Объективно подходящего
участка под кампус в самом Томске нет. Но дело даже не только в этом проекте. На левобережье 400
гектаров земли выкуплено частными инвесторами, вплоть до Черной речки – все это
выкуплено под строительство и будет застраиваться.
За счет кампуса город
может развить свою инфраструктуру: не только отремонтировать Коммунальный мост,
но и построить третий. Стремительно растет Радонежский, у нас есть
предварительная информация о переводе соседних бывших промышленных площадок под
жилое строительство. Освоение земли идет вдоль Томи в сторону центра.
Когда будут реализованы
проекты на месте бывшей Карандашной фабрики и завода измерительной аппаратуры,
будет транспортный коллапс. А вот третий мост, если представим, что он
появился, позволяет трети города ездить за город не по проспекту Ленина, а по нему.
Тогда автоматом построится и левобережная дорога, потому что сейчас строить ее
между Коммунальным и новым мостами смысла нет.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Во-вторых, уже сейчас
надо думать о транспортной доступности новых районов на левом берегу – как туда
продолжить маршруты?
Третий вопрос – газификация. Нужно сделать все, чтобы
потом не столкнуться с ситуацией как на Спичфабрике, когда все построили, а
потом оказалось, что нужно еще под дорогой и над дорогой тянуть магистраль.
Левый берег уже сейчас надо включить в план газификации.
–
Про инфраструктурные кредиты, заявки на которые сейчас регионы подают
правительству, – здесь какая ситуация? На ваш взгляд, какие задачи Томск и
область должны решать в первую очередь?
– Если не ограничиваться
только Томском, то это мосты – третий мост в Томске и мост в Колпашеве. Я думаю,
тому человеку, который этого добьется, томичи и колпашевцы поставят памятник,
потому что мост в Колпашеве – стратегически важная вещь.
Я бы еще подал заявку на
строительство второй полосы дороги Томск – аэропорт, тем более, что
там ширина полотна позволяет это сделать. За это томичи и гости города скажут
спасибо. Развязка на транспортном кольце в районе Южной, по предварительным данным, уже
сегодня оценивается в 27 миллиардов рублей, и мы никогда не справимся с этим
силами города и области.
Я бы предложил
реконструкцию улицы Ново-Киевской. Почему бы ее не сделать неким запасным
вариантом параллельно Красноармейской? Если построить мост через Ушайку, можно
соединить с Киевской. Еще хороший проект – проспект Новаторов, параллельно
Иркутскому тракту. Малое транспортное кольцо – куда делась эта концепция? Ее же
защищали. Такие проекты,
считаю, можно было бы включать в заявку на инфраструктурные проекты.
–
Вопрос о присвоении имени Лигачева Коммунальному мосту на какой стадии?
– Загвоздка была
связана с тем, что в соответствующем постановлении мэрии о топонимике назвать
можно было улицу, площадь, а мост – нельзя. На последнем собрании думы мы
добавили в документ фразу "элементы дорожной сети" и этим юридическую
основу подвели. Но торопиться, мне кажется, не стоит. Логичнее будет дождаться
капремонта, и уже обновленному мосту дать название. Надеюсь, что в 2022 году
это произойдет.
Про общественный транспорт
– Вернемся
к происходящему здесь и сейчас. Идет суд о расторжении контракта с перевозчиком
по маршрутам №25/52. Начались разговоры, что другие перевозчики могут уйти с
маршрутов. В Томске снова грядет транспортный кризис?
– Раньше 31 декабря
2024 года мы не сможем кардинально изменить ситуацию. Все 18 муниципальных
маршрутов разыграны, мы не имеем права их расторгнуть, но мы должны готовиться
к 1 января 2025 года. Мы в думе специально создали постоянную комиссию по транспорту
и дорожной деятельности. И ключевой вопрос, который в ноябре будет
рассматриваться, – это новая концепция развития пассажирского транспорта.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Мое видение – он должен с 2025 года полностью
обеспечиваться муниципальным предприятием. И водители, которые
сейчас работают на частника, также смогут работать и на муниципальное
предприятие. Естественно, условия труда должны быть конкурентоспособные. Мы
обязаны думать о будущем всего Томска.
Нам, власти, важно
сейчас разобраться с источниками финансирования, потому что вся мировая
практика показывает, что муниципальный общественный транспорт никогда не будет
приносить прибыль. В европейских городах четко действует принцип: житель платит
налоги, но говорит: "Я хочу хорошие дороги и транспорт". И это
всеобщий тренд – частники уходят из этого бизнеса в силу самой его экономики.
Снова приведу пример
Белгорода – там общественный транспорт полностью муниципальный, обновленный по
большей части на федеральные деньги. Важно при этом еще перейти на условия
брутто-контракта: например, от точки А до точки Б автобус должен ходить восемь
раз в день, пустой или нет – никого не волнует. Он должен ходить, чтобы жители знали:
выйдя из дома, ты сядешь и поедешь.
Нам надо очень
взвешенно подойти к развитию транспорта, чтобы все заинтересованные стороны
приняли эту концепцию. Иначе мы так и будем зависеть от маршрутчиков и от их
прихотей. Ведь это же нонсенс, когда перевозчик самовольно принимает решение об
уходе с маршрута, и город ничего не может предпринять, потому что контракт
де-юре продолжает действовать. Именно так получилось с маршрутом №25/52. С
муниципальным транспортом такой ситуации не случилось бы.