RIATOMSK.RU
-2°C
24 апреля 2024  |  
17:24
  |  
-2°C
13:23  13 октября 2021 г.

"Где деньги?" Спикер думы о том, как привлечь миллиарды в Томск

Голубев Михаил Валерьевич
© РИА Томск. Павел СтефанскийГде деньги? Спикер думы о том, как привлечь миллиарды в Томск

ТОМСК, 13 окт – РИА Томск, Михаил Голубев. Дума Томска уже не уступает мэрии по степени влияния, но на выстраивание "рабочей" атмосферы ушел год. Времени на раскачку больше нет, в противном случае город упустит миллиарды рублей инфраструктурных кредитов. На что их потратить и когда весь общественный транспорт станет муниципальным? Об этом в интервью РИА Томск рассказал спикер думы Чингис Акатаев.

Про год работы думы

– Чингис Маметович, не знаю, как вам, а мне показалось, что спустя год работы нового созыва думы Томска заседания стали… скучнее, что ли. Меньше криков и интриг, а предсказуемости, наоборот, больше.

– Я думаю, что это вполне объективный процесс. Прошлой осенью в узком кругу своих товарищей я слышал: "Ой, мы тебе сочувствуем". Я отвечал: "Вы себе сочувствуйте. Я себя в своей тарелке чувствую". А другие говорили: "Ой, слушай, как интересно сейчас в думе, как на вулкане". Но я тогда еще сказал, что на утряску этого "колебания почвы" уйдет около года, что это возбуждение устаканится.

Я такое видел не раз, избираясь три раза в областную думу, тоже разные составы видел. Но если отвлечься от политических разногласий и быть объективным, то, во-первых, депутаты набрались опыта. Во-вторых, у них пришло реальное понимание, что от каких-то лозунгов, криков, которые не подкреплены реальными предложениями, процесс не сдвинется.

Более того, мы перешли в формат рабочих групп и комиссий. Когда говорили: "А давайте расходами на АХУ (административно-хозяйственное управление мэрии) займемся!" Я отвечал: "Создавайте комиссию по АХУ, если считаете, что разберетесь". Пришел Андрей Федченко: "Давайте ТТУ (Трамвайно-троллейбусное управление) займемся?" Пожалуйста!

© РИА Томск. Павел Стефанский
На собрании думы Томска

Я специально поддерживал такой формат, чтобы депутаты реально поняли, что не получится просто взять и наполовину сократить какие-то расходы. Я всем говорил, что, если есть экономическая подоплека, давайте это обсуждать, но только с обоснованием. Ведь каждый раз речь шла о судьбах людей, и просто так резать по живому нельзя.

Погрузившись во многие аспекты хозяйственной жизни (а город – это все-таки хозяйство, а не политика), подавляющее большинство депутатов поняли, с чем сопряжен ежедневный депутатский труд. Вы видите, все комитеты и комиссии у нас открыты – можно смотреть трансляцию или в записи. А на днях мы приняли решение о том, что после каждого заседания будем публиковать, кто и как голосовал по тому или иному вопросу.

В итоге, спустя год, сегодня мы уже не слышим глупых выкриков "А я не понимаю, что мне тут принесли!" или "Давайте сократим!". У депутатов теперь совершенно другой подход к работе. Все понимают, что бюджет у нас дефицитный, что область, к сожалению, в силу объективных причин, особо нам не помогает. И мы не так уж много можем сделать на местном уровне. Это уже хорошо, это нас объединяет для совместных шагов от лица и в интересах Томска.

– Можно ли назвать сегодняшнюю гордуму более работоспособной нежели ту, что мы видели год назад?

– Я считаю, да. Я смотрю, как проходят комитеты, комиссии. То есть технологический путь по принятию решений стал гораздо короче. Ведь год назад, в начале работы думы VII созыва мы тонули в бесконечных выяснениях: "А что это? А почему? Вы, единороссы, что-то не то суете, тут где-то подвох". Сейчас все более-менее нормально. Я думаю, что эта шлифовка и дальше будет происходить, а по ряду депутатов смотрю – уже есть больше понимания.

Про баланс сил: мэрия vs дума

– В то же время перемены происходят в мэрии – туда приходят молодые руководители. И есть ощущение, что в результате центр силы в городе сместился в сторону думы. Согласны?

– Год назад, когда меня избрали председателем, я сказал, что моя задача – сделать городскую думу равноценной мэрии площадкой принятия решений. У нас нет цели превалировать – это и невозможно, ведь мы (дума и мэрия) в одном бюджете и на одной территории. Вот если бы мы одним бюджетом управляли, а они – другим, тогда бы мы, наверное, выясняли, кто сильней. А по факту мы в одной подводной лодке.

© РИА Томск. Таисия Воронцова
И.о. мэра Томска Михаил Ратнер и спикер гордумы Чингис Акатаев

Так вот сегодня гордума стала такой площадкой. В качестве примера: число входящих писем депутатам от томичей выросло в шесть раз по сравнению с тем, что было у предыдущего созыва. Это говорит о том, что для людей дума стала инстанцией, которая им может помочь.

В силу того, что я спикер, мне приходится вникать в проблемы всего города, у меня в день от 10 до 15 звонков – люди просят приехать, обсудить, посмотреть. Во время одного из таких выездов я 3 часа провел на АРЗе, впервые в жизни прошелся по Кольцевому проезду пешком, впервые посетил поселок Киргизка. Туда 50 человек пришло с вопросами про газификацию, водоснабжение – почти весь поселок! Я даже не ожидал.

Но у нас нет задачи показать мускулы перед мэрией Томска. Другой вопрос, что определенные объективные обстоятельства прошлого года, конечно, поспособствовали тому, что сегодня наша площадка перевешивает по степени активности. И новый состав городской думы нацелен на энергичную работу. Были моменты, когда у молодых депутатов эта активность была основана только на критике, причем чрезмерной.

В прошлом году мы мэрию "замучили" своими запросами и инициативами. В случае с молодыми депутатами доходило до оскорблений замов мэра. Взять того же Вячеслава Михайловича Черноуса – ведь человек атомной лодкой командовал, а на заседаниях комитетов вынужден слушать подколки. Моя задача как раз – пресекать это, и на сегодня ситуация уже изменилась.

Да, сегодня центр водоворота – в думе города Томска, и не радовать нас это обстоятельство не может. И первые ласточки нашей работы тоже есть – например, выделение средств на дороги второй и третьей категории, поддержку ТОСов – это все генерирует дума седьмого созыва.

В ближайших планах депутатов – подступиться к глобальным проблемам пассажирского транспорта, ремонта дворовых территорий, тротуаров, внутриквартальных проездов, освещения, бродячих собак. Сейчас начинается обсуждение проекта бюджета на следующий год, где все наши инициативы будут обсуждаться.

Про итоги выборов

– Вы упомянули проект бюджета, над которым уже идет работа, и одновременно депутатам предстоит выбор нового председателя профильного комитета. Кто, по-вашему, придет на смену Владимиру Самокишу?

– Есть предварительные переговоры с рядом фракций. Мы договорились о том, что пока Федченко Андрей Анатольевич, как зампредседателя комитета, будет им руководить. По регламенту он имеет право входить в согласительную комиссию. Давайте примем бюджет (на 2022 год – Ред.), а потом посмотрим.

Я всем депутатским объединениям сказал: "Предлагайте кандидатуру, если вы уверены в своих силах". Это сложный комитет, особенно сейчас. Я готов к этому диалогу, и на Совете думы обсудим.

– А уже были от тех же фракций какие-то предложения?

– Было предложение от двух фракций, чтобы я сам лично совмещал эту должность, но, боюсь, что я физически не буду успевать. Считаю, что кто-то другой должен стать председателем комитета, но пока других предложений не было.

– Когда будут выборы председателя комитета?

– Я думаю, что не раньше Нового года.

– А Федченко хватит опыта?

– Вот бюджетный процесс это и покажет, я ему об этом и сказал: "Андрей, у тебя есть сейчас шанс. Если ты в дальнейшем захочешь быть председателем комитета, то ты должен бюджетные перипетии все пройти, показать себя человеком, который глубоко туда погрузился и будет разбираться – уж если не лучше Самокиша, то хотя бы на его уровне".

Когда был Самокиш, я был спокоен – у него достаточно большой опыт работы, плюс он все-таки человек, неплохо разбирающийся в финансах и экономике в целом. А сейчас определенные опасения есть.

– По итогам прошедших выборов в Госдуму и облдуму свои места в Томске оставят Владимир Самокиш и Максим Вдовин. Есть ли по этому поводу какие-то ожидания?

– Знаете, много было дано обещаний кандидатами в депутаты на областной и на федеральный уровень. Я им уже сказал: "Коллеги, фамилии известны. Вам всем, конечно, удачи, но раз в полгода мы будем спрашивать, где ваши обещания".

Ключевой вопрос, который я отсылаю и Диденко, и Самокишу, и Соломатиной, и Киселеву Мише: вы со всех экранов говорили о перераспределении налогов. Дайте через год ответ, что вы там изменили? Соотношение 28 (копеек с рубля собранных налогов остается в регионе) на 72 (уходит в казну РФ), измените хотя бы до 35 на 65.

Теперь про областных депутатов, которые избирались от Томска. Пушкарев, Резников, Немцева, Автомонов, Правдин, Базаев, Власов, Собканюк, Юденко, Рябченко, Чолахян, Валеев и другие – уважаемые коллеги, подключайтесь! Мы ведь с октября прошлого года "караул" кричим, но пока, в силу разных причин, от области существенной помощи так и не получили. Вы тоже давали обещания перед выборами, что займетесь городом. Очень на вас надеемся!

Про разногласия с областной властью

– Чингис Маметович, вы неоднократно говорили, что Томск в сравнении с другими городами несправедливо дорого платит за участие в нацпроектах. Например, на благоустройство где-то доля муниципалитета 3%, а у нас до 50%. Можете популярно объяснить, как так получилось?

– Например, "Безопасные качественные дороги" – шикарная федеральная программа. У нас во всех регионах федерация участвует в ней не больше, чем на 50%, а остальные 50% – вот ключевой вопрос, как он делится между субъектами и муниципальным образованием (в данном случае краевые и областные центры). Есть примеры, когда доля города равна 3%, где-то 5%, где-то 12%, а у нас 35-40%.

Если наша областная власть возьмет на себя эти 50% софинансирования, мы бы тогда смогли потратить высвободившиеся 245 миллионов рублей на ремонт дорог 2-3 категорий – то, чего люди ждут. Их интересуют подъезды к микрорайонам и к домам.

– По-вашему, у региональной власти есть возможность увеличить свою долю? Они ведь тоже в долгах.

– Абсолютно точно, эта возможность есть. А вы можете назвать регионы, которые не в долгах? Таких максимум пять. Белгороду область дополнительно выделила 3,2 миллиарда рублей. Область очень сильно ему помогает, и федерация тоже.

Давайте возьмем дворовые территории, которые у нас почему-то не участвуют в нацпроекте "Жилье и городская среда". Аргументация областного департамента была в том, что надо обязательно делать проектно-сметную документацию. Но это и долго, и дорого! Мы привели примеры регионов, где для привлечения федеральных средств делают локально-сметный расчет и дизайн-проект. Красноярск, Новокузнецк, Кемерово – все получают деньги на замечательные дворы.

Мы же не можем получить эти федеральные средства. В чем логика непринятия мысли о том, что нужно внести изменение в соглашение с федерацией? Красноярск, например, только за один год внес восемь изменений в соглашение с Минстроем. Так что соглашение – это не константа, а живой документ.

Про кампус и левобережье

– Ключевой момент взаимодействия города и области в ближайшие годы – это проект межвузовского кампуса. Какие перемены он сулит на местном уровне?

– Мое видение этой ситуации можно оспаривать, считать неправильным, но я считаю, что когда-то Южные Ворота и Северный Парк станут частями Томска. Все поселения у рек в мире развиваются по этой схеме: сначала осваивается один берег, потом другой. В данный момент у Томска нет альтернативы, кроме движения на левый берег. Остальные направления – там либо частные земли, либо уже застроено все.

Объективно подходящего участка под кампус в самом Томске нет. Но дело даже не только в этом проекте. На левобережье 400 гектаров земли выкуплено частными инвесторами, вплоть до Черной речки – все это выкуплено под строительство и будет застраиваться.

За счет кампуса город может развить свою инфраструктуру: не только отремонтировать Коммунальный мост, но и построить третий. Стремительно растет Радонежский, у нас есть предварительная информация о переводе соседних бывших промышленных площадок под жилое строительство. Освоение земли идет вдоль Томи в сторону центра.

Когда будут реализованы проекты на месте бывшей Карандашной фабрики и завода измерительной аппаратуры, будет транспортный коллапс. А вот третий мост, если представим, что он появился, позволяет трети города ездить за город не по проспекту Ленина, а по нему. Тогда автоматом построится и левобережная дорога, потому что сейчас строить ее между Коммунальным и новым мостами смысла нет.

Во-вторых, уже сейчас надо думать о транспортной доступности новых районов на левом берегу – как туда продолжить маршруты?

Третий вопрос – газификация. Нужно сделать все, чтобы потом не столкнуться с ситуацией как на Спичфабрике, когда все построили, а потом оказалось, что нужно еще под дорогой и над дорогой тянуть магистраль. Левый берег уже сейчас надо включить в план газификации.

– Про инфраструктурные кредиты, заявки на которые сейчас регионы подают правительству, – здесь какая ситуация? На ваш взгляд, какие задачи Томск и область должны решать в первую очередь?

– Если не ограничиваться только Томском, то это мосты – третий мост в Томске и мост в Колпашеве. Я думаю, тому человеку, который этого добьется, томичи и колпашевцы поставят памятник, потому что мост в Колпашеве – стратегически важная вещь.

Я бы еще подал заявку на строительство второй полосы дороги Томск – аэропорт, тем более, что там ширина полотна позволяет это сделать. За это томичи и гости города скажут спасибо. Развязка на транспортном кольце в районе Южной, по предварительным данным, уже сегодня оценивается в 27 миллиардов рублей, и мы никогда не справимся с этим силами города и области.

Я бы предложил реконструкцию улицы Ново-Киевской. Почему бы ее не сделать неким запасным вариантом параллельно Красноармейской? Если построить мост через Ушайку, можно соединить с Киевской. Еще хороший проект – проспект Новаторов, параллельно Иркутскому тракту. Малое транспортное кольцо – куда делась эта концепция? Ее же защищали. Такие проекты, считаю, можно было бы включать в заявку на инфраструктурные проекты.

– Вопрос о присвоении имени Лигачева Коммунальному мосту на какой стадии?

– Загвоздка была связана с тем, что в соответствующем постановлении мэрии о топонимике назвать можно было улицу, площадь, а мост – нельзя. На последнем собрании думы мы добавили в документ фразу "элементы дорожной сети" и этим юридическую основу подвели. Но торопиться, мне кажется, не стоит. Логичнее будет дождаться капремонта, и уже обновленному мосту дать название. Надеюсь, что в 2022 году это произойдет.

Про общественный транспорт

– Вернемся к происходящему здесь и сейчас. Идет суд о расторжении контракта с перевозчиком по маршрутам №25/52. Начались разговоры, что другие перевозчики могут уйти с маршрутов. В Томске снова грядет транспортный кризис?

– Раньше 31 декабря 2024 года мы не сможем кардинально изменить ситуацию. Все 18 муниципальных маршрутов разыграны, мы не имеем права их расторгнуть, но мы должны готовиться к 1 января 2025 года. Мы в думе специально создали постоянную комиссию по транспорту и дорожной деятельности. И ключевой вопрос, который в ноябре будет рассматриваться, – это новая концепция развития пассажирского транспорта.

Мое видение – он должен с 2025 года полностью обеспечиваться муниципальным предприятием. И водители, которые сейчас работают на частника, также смогут работать и на муниципальное предприятие. Естественно, условия труда должны быть конкурентоспособные. Мы обязаны думать о будущем всего Томска.

Нам, власти, важно сейчас разобраться с источниками финансирования, потому что вся мировая практика показывает, что муниципальный общественный транспорт никогда не будет приносить прибыль. В европейских городах четко действует принцип: житель платит налоги, но говорит: "Я хочу хорошие дороги и транспорт". И это всеобщий тренд – частники уходят из этого бизнеса в силу самой его экономики.

Снова приведу пример Белгорода – там общественный транспорт полностью муниципальный, обновленный по большей части на федеральные деньги. Важно при этом еще перейти на условия брутто-контракта: например, от точки А до точки Б автобус должен ходить восемь раз в день, пустой или нет – никого не волнует. Он должен ходить, чтобы жители знали: выйдя из дома, ты сядешь и поедешь.

Нам надо очень взвешенно подойти к развитию транспорта, чтобы все заинтересованные стороны приняли эту концепцию. Иначе мы так и будем зависеть от маршрутчиков и от их прихотей. Ведь это же нонсенс, когда перевозчик самовольно принимает решение об уходе с маршрута, и город ничего не может предпринять, потому что контракт де-юре продолжает действовать. Именно так получилось с маршрутом №25/52. С муниципальным транспортом такой ситуации не случилось бы.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке