Томичу Владимиру Кудряшову 49 лет, последние 15 он коллекционирует атрибутику Нового года. Большая часть его советских, французских и немецких елочных игрушек, гирлянды, мишура, новогодние музыкальные пластинки и марки, первые звезды и искусственные елки выставлены до февраля в Доме искусств.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Томичу Владимиру Кудряшову 49 лет, последние 15 он коллекционирует атрибутику Нового года. Большая часть его советских, французских и немецких елочных игрушек, гирлянды, мишура, новогодние музыкальные пластинки и марки, первые звезды и искусственные елки выставлены до февраля в Доме искусств.
Сам Кудряшов называет себя "коллекционером праздника". Он собрал уже почти 3 тысячи новогодних экспонатов, которые почти все время хранятся у него дома в коробках и чемоданах. Текущая выставка – второй выход коллекции в свет для томской публики.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Сам Кудряшов называет себя "коллекционером праздника". Он собрал уже почти 3 тысячи новогодних экспонатов, которые почти все время хранятся у него дома в коробках и чемоданах. Текущая выставка – второй выход коллекции в свет для томской публики.
Часть новогодних игрушек украсила сразу шесть елок, все остальные разместились в выставочном зале на витринах и в чемоданах. Некоторые экспонаты – это личные игрушки Владимира, оставшиеся с детства. Например, семейная реликвия – елочная игрушка в виде будильника.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Часть новогодних игрушек украсила сразу шесть елок, все остальные разместились в выставочном зале на витринах и в чемоданах. Некоторые экспонаты – это личные игрушки Владимира, оставшиеся с детства. Например, семейная реликвия – елочная игрушка в виде будильника.
Среди наряженных елок есть одна особенно интересная – 1961 года выпуска. Это одна из первых искусственных елок, которые были сделаны взамен настоящих. Она сделана из проволоки и полипропилена. На ощупь – очень твердая и колючая.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Среди наряженных елок есть одна особенно интересная – 1961 года выпуска. Это одна из первых искусственных елок, которые были сделаны взамен настоящих. Она сделана из проволоки и полипропилена. На ощупь – очень твердая и колючая.
По словам Кудряшова, наряжать елки стали почти два столетия назад. В то время была популярна бижутерия из стекла. Девушки приходили на балы, снимали с себя бусы и украшали ими елку. Тогда стеклодувы стали делать для новогоднего дерева отдельные бусы, "чтобы и елки, и девушки были красивыми".
© РИА Томск. Таисия Воронцова
По словам Кудряшова, наряжать елки стали почти два столетия назад. В то время была популярна бижутерия из стекла. Девушки приходили на балы, снимали с себя бусы и украшали ими елку. Тогда стеклодувы стали делать для новогоднего дерева отдельные бусы, "чтобы и елки, и девушки были красивыми".
Первыми елочными игрушками были шарики из толстого стекла, покрытые серебром с помощью амальгамации: серебро растворяется со ртутью в пропорции 1 к 1. Получается "серебряная ртуть", которую заливают в игрушку. Дальше при высокой температуре ртуть испаряется, а серебро остается на стенках шарика.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Первыми елочными игрушками были шарики из толстого стекла, покрытые серебром с помощью амальгамации: серебро растворяется со ртутью в пропорции 1 к 1. Получается "серебряная ртуть", которую заливают в игрушку. Дальше при высокой температуре ртуть испаряется, а серебро остается на стенках шарика.
"Я считаю, что это самое хрупкое на планете, что можно коллекционировать. Например, я беру игрушку из старинного набора в руку, а она взрывается от тепла руки. Такие вещи надо хранить в одном месте, чтобы они оставались целыми", – говорит Кудряшов.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
"Я считаю, что это самое хрупкое на планете, что можно коллекционировать. Например, я беру игрушку из старинного набора в руку, а она взрывается от тепла руки. Такие вещи надо хранить в одном месте, чтобы они оставались целыми", – говорит Кудряшов.
Коллекционер рассказал, что в конце XIX века мишура была очень дорогой, потому что ее делали из серебра или золота: серебро покрывалось защитной пленкой и тускнело. Есть в коллекции и разноцветная мишура 1950-1960-х годов – из металла и из полиэтилентерефталатной пленки.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Коллекционер рассказал, что в конце XIX века мишура была очень дорогой, потому что ее делали из серебра или золота: серебро покрывалось защитной пленкой и тускнело. Есть в коллекции и разноцветная мишура 1950-1960-х годов – из металла и из полиэтилентерефталатной пленки.
А первые звезды на верхушке ели стали делать во время Великой Отечественной войны солдаты в госпиталях: из пробирок, трубок для крови и проволоки. Потом такие звезды запустили в массовое производство. В конце 1950-х к звездам стали приматывать изолентой лампы, чтобы они светились.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
А первые звезды на верхушке ели стали делать во время Великой Отечественной войны солдаты в госпиталях: из пробирок, трубок для крови и проволоки. Потом такие звезды запустили в массовое производство. В конце 1950-х к звездам стали приматывать изолентой лампы, чтобы они светились.
Кудряшов сам приводит в порядок большинство предметов коллекции. Например, гирлянду "польский фонарик" – рабочую, как и все представленные на выставке, – чинил он сам. "Мне приходится абсолютно все делать самому", – говорит он.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Кудряшов сам приводит в порядок большинство предметов коллекции. Например, гирлянду "польский фонарик" – рабочую, как и все представленные на выставке, – чинил он сам. "Мне приходится абсолютно все делать самому", – говорит он.
Еще один предмет ностальгии – старинный перекидной календарь 1950-х годов, который был сделан на Ленинградском монетном дворе. Его коллекционеру подарила мать, как и небольшие старые счеты. На выставке они стоят рядом: на календаре выставлено "1 января, суббота", а на счетах – "2022".
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Еще один предмет ностальгии – старинный перекидной календарь 1950-х годов, который был сделан на Ленинградском монетном дворе. Его коллекционеру подарила мать, как и небольшие старые счеты. На выставке они стоят рядом: на календаре выставлено "1 января, суббота", а на счетах – "2022".
"Яблоки на снегу, яблоки на снегу…", – раздается из винилового проигрывателя в выставочном зале. Это звучит музыка с пластинки – одной из десятка "новогоднего" винила.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
"Яблоки на снегу, яблоки на снегу…", – раздается из винилового проигрывателя в выставочном зале. Это звучит музыка с пластинки – одной из десятка "новогоднего" винила.
Отдельная витрина на выставке посвящена новогодним изделиям, сделанным в Томске. Тут можно найти дождик из меди, изготовленный на "Сибкабеле" в конце 1960-х или елочную игрушку в виде дирижабля, сделанную на томском электроламповом заводе в 1936-1937 годах.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Отдельная витрина на выставке посвящена новогодним изделиям, сделанным в Томске. Тут можно найти дождик из меди, изготовленный на "Сибкабеле" в конце 1960-х или елочную игрушку в виде дирижабля, сделанную на томском электроламповом заводе в 1936-1937 годах.
Кудряшов хочет открыть в Томске постоянную выставку не только с атрибутами Нового года, но и с другими своими коллекциями – так и экспонаты будут сохраннее, и посмотреть на них можно будет в любое время. "А пока люди не могут увидеть эту красоту, потому что она хранится в чемоданах", – грустит он.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Кудряшов хочет открыть в Томске постоянную выставку не только с атрибутами Нового года, но и с другими своими коллекциями – так и экспонаты будут сохраннее, и посмотреть на них можно будет в любое время. "А пока люди не могут увидеть эту красоту, потому что она хранится в чемоданах", – грустит он.
Он даже отправлял просьбу о постоянной экспозиции президенту, но пока что собственная выставочная площадка остается мечтой.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Он даже отправлял просьбу о постоянной экспозиции президенту, но пока что собственная выставочная площадка остается мечтой.