RIATOMSK.RU
+11°C
19 августа 2022  |  
5:25
  |  
+11°C
9:00  6 января 2022 г.

Киберспорт для науки: ТГУ выводит игры на новый уровень

© предоставил Вячеслав ГойкоКиберспорт для науки: ТГУ выводит игры на новый уровень

ТОМСК, 6 янв – РИА Томск. Томский государственный университет (ТГУ) в 2022 году начнет подготовку киберфизруков и откроет киберкласс для изучения влияния компьютерных игр на современных студентов и процесс обучения в целом. Кому и зачем вуз предложит сыграть в Counter-Strike и DotA – в обзоре РИА Томск.

Ранее сообщалось, что в рамках программы "Приоритет 2030" в ТГУ киберспорт (КС) входит в направление нового социогуманитарного инжиниринга. Вуз изучает КС в трех аспектах – как спорт, как инструмент влияния на когнитивные способности, а также как элемент воздействия на психоэмоциональное состояние человека.

Игры для научных целей

Просторное помещение, оформленное в киберстилистике, 29 мощных компьютеров, на которых можно играть в любые современные игры (к слову, одна такая машина стоит более 250 тысяч рублей), специальные игровые кресла – таким будет киберкласс в научной библиотеке ТГУ. Сейчас здесь завершается ремонт, а открытие класса состоится в феврале – ко Дню российской науки.

По сути, с помощью этого класса ТГУ свяжет науку с "бродилками", стратегиями и командными симуляторами, рассказывает РИА Томск директор Центра прикладного анализа больших данных ТГУ Вячеслав Гойко.

"Киберкласс – это учебная лаборатория, в которой мы будем проводить турниры по киберспорту, наблюдать за студентами и собирать данные: как они играют, как ведут себя и взаимодействуют с другими игроками. Класс – один из элементов большой научной работы в рамках консорциума Н.А.У.К.А", – объясняет Гойко.

Н.А.У.К.А – Национальная ассоциация университетского киберспорта – появилась в 2021 году по инициативе ТГУ и на данный момент объединяет 62 российских вуза. Партнерами этого консорциума стали сеть киберспортивных арен Colizeum и Томское областное отделение Федерации компьютерного спорта.

© предоставил Вячеслав Гойко
Директор Центра прикладного анализа больших данных ТГУ Вячеслав Гойко
Если говорить простыми словами о задачах ассоциации, то вузы стремятся понять, как использовать элементы игр в учебном процессе. Многочисленные исследования последних лет показывают, что игровой подход в образовании – геймификация – может дать отдельному человеку больше по сравнению с традиционными годами на студенческой скамье.

Именно поэтому многие мировые университеты предлагают студентам играть. Разумеется, что игры в данном случае адаптированы под задачи, которые вуз ставит перед собой.

Кейсы со всего мира

Так, например, крупнейший вуз США – Университет штата Аризона (Arizona State University) – использует игру-стратегию Age of Empires. "Они "зашили" туда две игровые кампании по Средневековью и античному миру. Студенты, проходя эти кампании, изучают историю", – говорит Гойко.

Еще один пример – от Высшей школы экономики вместе с Бостонским университетом (Boston University).

"Они предложили компьютерные игры монокультурным и мультикультурным студенческим командам игроков. Выяснилось, что мультикультурные (в которых люди из разных стран и регионов) показывают более высокие результаты. Это знание помогает эффективнее организовывать образовательный процесс для развития умения работать в команде, что принципиально важно в подготовке будущих управленцев", – объясняет собеседник агентства.

По словам Гойко, компьютерные игры и симуляторы используют вооруженные силы разных стран, в том числе России. "Потому что игры хорошо справляются с развитием когнитивных свойств – скорости реакций, внимания, аналитического мышления. Кейс из России: лучшие игроки по Counter-Strike играли с геймерами, которые работают в ОМОНе, и выиграли. Это тренировка и для тех, и для других", – считает Гойко.

© предоставил Вячеслав Гойко
.
Серия стратегических игр DotA вообще чемпион по кейсам. Здесь прокачиваются навыки командной работы, и многие компании используют именно эту игру для так называемых киберёлок – корпоративов нового формата, без банального похода в ресторан, а с турниром среди команд сотрудников.

"Хорошая история с точки зрения тимбилдинга, когда люди совместно что-то делают в игре. По итогу у всех участников процесса остается информация о командном взаимодействии. И на основании этой информации можно планировать реальные, более эффективные стратегии работы в компании, потому что уже известно, кто какой психотип продемонстрировал, как проходит взаимодействие, кто на что способен", – объясняет эксперт.

Кейс федерального масштаба в России – симулятор от команды "Сколково", разработанный по аналогу популярнейшей игры "Цивилизация": в нем полностью отражен процесс работы в университете.

"Проводился турнир по "университетской цивилизации". Наша команда в рамках стратегической сессии университета заняла первое место. И это еще один пример так называемого переноса реальных процессов в игровую реальность и обратно", – отмечает Гойко.

Пример от ТГУ – киберпроекты для студентов высшей IT-школы HITs ТГУ. Здесь используются компьютерные игры для того, чтобы обучающиеся примерили на себя разные роли в командной работе.

© предоставил Вячеслав Гойко
.

"Старт" от ТГУ

ТГУ реализует тренд на геймификацию во многих проектах на протяжении нескольких лет, но в 2022 году это направление выйдет в топ. На первом этапе вуз будет использовать готовые игры от мировых разработчиков.

"Многие вещи освоить через игру проще и быстрее. Быстрее можно выйти на нужный уровень навыков и компетенций. Вся наша жизнь игра. У Эйнштейна есть замечательная фраза, что игра – высшая форма исследования. Мы берем эту идею как одну из ключевых", – говорит Гойко.

В практическом смысле эта идея будет реализована в ТГУ по нескольким направлениям. Первое – исследования в области использования игр в образовании, сбор необходимой аналитики. Создание сети киберклассов поможет выполнить эту работу. Класс в "научке" – первый, в дальнейшем будут открыты другие.

Еще одно направление – подготовка соответствующих кадров.

"У нас есть большой запрос от университетов – участников консорциума Н.А.У.К.А о дополнительном профессиональном образовании в рамках подготовки киберфизруков – тренеров киберспортивной команды. Дело в том, что такой специалист мало отличается от обычного тренера. Он должен понимать, как физиологически и психологически готовить спортсменов, и иметь навыки игровой аналитики", – резюмирует представитель ТГУ.

© предоставил Вячеслав Гойко
.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке