ТОМСК, 18 мар – РИА Томск. Томские производители одежды из-за роста курса доллара вынужденно пересматривают свою политику: одни заявляют о повышении цен на 15%, другие – об отмене распродаж или переходе на выпуск базовых вещей. О планах на будущее томских брендов одежды DAISY, Masterskaya и Uzhe vyhozhu – в материале РИА Томск.
Ранее сообщалось, что из-за ситуации в Украине многие иностранные компании, в том числе по производству одежды, объявили о приостановке работы в России. В частности, свои магазины закрыла сеть H&M и Zara, которые были популярны у россиян. Курс доллара за последние недели подскочил почти 1,5 раза, что не могло не сказаться на работе российских производителей одежды, которые покупают ткани и фурнитуру в Европе.
Как рассказал на недавнем форуме для креативных индустрий владелец томского бренда одежды DAISY Максим Рябыкин, санкции, введенные в 2014 году после присоединения Крыма, "раззадорили" российских производителей одежды – за 8 лет появилось большое количество модных отечественных брендов разных сегментов. Они активно зашли в Instagram и к 2021 году захватили 20% "территории" маркетплейсов.
"Мы занимаемся fashion-бизнесом совместно с супругой семь лет, у нас шесть магазинов в РФ. Мы закупали ткани в Европе, в основном это Италия, Португалия, Испания, Болгария, фурнитуру – в Китае. Пока никакого коллапса нет, отгрузки не остановлены, но из-за доллара цена на ткани очень выросла. Поэтому цены на нашу одежду изменятся, но максимум на 15%", – рассказал Рябыкин.
По его мнению, такое повышение цен позволит не остановить пошив новых коллекций, если этого не сделать – оборотных средств на закупку материалов не хватит. Пока у производителя есть запасы, но только на несколько месяцев. Глобально бизнесмен думает о поиске аналогов, например в Турции или Китае, но пока по этим странам есть вопросы. Например, с шерстью, которую отечественные производители одежды часто используют в своих коллекциях.
Удержать цены, но пересмотреть подход
По словам владелицы еще одного модного томского бренда одежды Masterskaya Евгении Костюниной, покупательская активность сегодня снижена, и она, так же, как и все производители одежды в РФ, пересматривает политику бренда, чтобы не потерять оставшихся клиентов. На своей странице в Instagram Костюнина сообщила, что не планирует поднимать цены, как это советуют сегодня делать экономисты, но при этом ей придется отказаться от распродаж.
"Я учитываю риск того, что на следующий сезон нам придется закупить меньше материала, а значит выпустить коллекцию в меньшем объеме. Но все же я буду стараться сохранять цены текущей коллекции на прежнем уровне. Правда, скорее всего, нам придется отказаться от крупных распродаж, которые мы проводили каждый сезон, потому что перепроизводства теперь не будет", – сообщила она в Instagram.
Владелица томского бренда Uzhe vyhozhu ("Уже выхожу") Мария Князева на своей странице в Instagram также сообщила о намерении "держать цены" и о том, что в настоящее время занята разработкой стратегии, адаптированной под новые условия. Один из вариантов, который она видит в нынешней ситуации, – сделать акцент на пошив базовых вещей.
"Хочу сделать больше базы. Топы, футболки, леги, рубашки – то, что нужно всегда и сейчас непонятно где купить, чтобы это было качественно, натурально и не стоило как крыло от самолета. Какие у вас мысли? Что хотите видеть? Будем вместе создавать историю", – обратилась владелица бренда к своим подписчикам.
По словам Максима Рябыкина, несмотря на трудности, с которыми сегодня сталкиваются производители одежды в РФ, есть два положительных тренда, которые, на его взгляд, нужно "хватать здесь и сейчас". Во-первых, многие крупные производства, завязанные на зарубежных фабриках, сегодня вынуждены распускать персонал, и это возможность для мелких представителей fashion-индустрии закрыть болезненный кадровый вопрос. Кроме того, Рябыкин видит будущее в создании коллабораций.
"Если мелкие и средние бренды начнут объединяться совместными разработками, это крутое время, чтобы расти мини-холдингами. И это будет стоить небольших денег и точно приведет рынок (производства одежды в РФ) к росту", – подытожил он свое выступление на форуме креативных индустрий.