RIATOMSK.RU
0°C
26 апреля 2024  |  
6:54
  |  
0°C
8:57  15 августа 2022 г.

Обменный фонд и видеокамеры: что необходимо мусорным площадкам Томска

Анкудинова Валентина
© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии ТомскаОбменный фонд и видеокамеры: что необходимо мусорным площадкам Томска

ТОМСК, 15 авг – РИА Томск, Валентина Анкудинова. Власти Томска прогнозируют в сентябре новый поток жалоб на переполненные мусорные баки. Однако, несмотря на то, что закрытие дачного сезона и череда субботников впереди, сообщения о ненадлежащем состоянии контейнерных площадок мэрия получает регулярно. Как же можно повлиять на ситуацию? В администрации Томска прошло двухчасовое совещание, участники которого попытались найти ответ на этот вопрос.

Ранее сообщалось, что в Томске мусорная реформа стартовала в июле 2019 года. С этого времени заниматься вывозом твердых бытовых отходов (ТБО) мог только специальный региональный оператор. В Томске и в Томском районе им стало "Спецавтохозяйство". Когда реформа только стартовала, томичи жаловались на заваленные мусорные площадки. С тех пор жалобы периодически повторялись.

Томичи жгут

Первый раз с нехваткой мусорных контейнеров Томск столкнулся как раз 1 июля 2019 года. Тогда одна из компаний, ушедших с рынка, просто забрала или перевернула принадлежавшие ей баки, отказавшись их обслуживать. Область экстренно выделила субсидию, которая позволила закупить около 2 тысяч контейнеров.

"Сейчас нужен обменный фонд в тысячу баков. Из них, напоминаю сразу, 247 штук уйдут на замену баков частной компании – АБФ. Когда началась реформа, в 2019 году, их попросили эти баки оставить. Три года прошло, и сейчас они все чаще говорят, что хотели бы их забрать", – сообщает директор компании-регоператора Михаил Курилов.

Он отметил, что лучше всего себя показали в деле оцинкованные контейнеры, которые нередко критикуют за внешний вид.

© предоставлено пресс-службой мэрии Томска
Оцинкованные контейнеры для мусора в Томске

"Они легкие, их легко перемещать, они не горят. У тех, которые изготавливалась сотрудниками ФСИН, все время отваливаются колеса. Цена одного колеса – 1 200 рублей, плюс стоимость работ. Получаем, что восстановление бака по деньгам стоит примерно как покупка нового", – рассказывает Курилов.

Пластиковые евроконтейнеры, по его словам, стоят дешевле, но летом их поджигают, а зимой, бывает, они трескаются от морозов.

Помимо контейнеров замены требует и техника. Сейчас ее не хватает, а у имеющихся на предприятии машин высокий износ. "Немедленной замены требуют 17 единиц техники. Но, понимая ситуацию, просим выделить деньги хотя бы на пять", – добавляет Курилов. 

Комментируя сложившуюся проблему, и.о. мэра Михаил Ратнер отмечает, что сейчас город находится в ловушке. Основная причина затруднений – низкий тариф, который не позволяет говорить о развитии. Сегодня он составляет 60,4 рубля с человека в месяц, в то время как реальная стоимость услуги примерно на 25 рублей выше. Сейчас регоператор продолжает судиться с департаментом тарифного регулирования. 

Однако помимо тарифа свою роль играет и норматив накопления ТКО на одного человека, который также занижен: в Томске он составляет три кубометра на человека в год, в то время как средний показатель по стране – 4,75.

"Сейчас ведется работа – замеряем норматив. На прошлой неделе пошел второй этап замеров по Томску", – сообщил на совещании и.о. начальника департамента природной деятельности Максим Кривов. 

Надзор парализован

Сейчас томичи продолжают жаловаться на завалы на контейнерных площадках. И это не только ТБО и крупногабаритные отходы, но и ветки, отходы с дачных участков. Не теряет актуальности и проблема вывоза строительного мусора в несанкционированные места. 

Власти Томска надеялись, что снижению количества подобных свалок поспособствует принятый Госдумой закон, увеличивающий штрафы за их организацию. Согласно нормам, теперь физлицам грозит штраф до 70 тысяч рублей, а юридическим и должностным – до 200 тысяч с возможной конфискацией имущества. Однако закон в полную силу так и не заработал. 

"К сожалению, сейчас надзор в некоторой степени парализован. Даже пресловутые предостережения, которые можно было выносить в ковидный период, сейчас выдавать нельзя. Более того, этот надзор с недавнего времени не могут осуществлять и органы полиции", – говорит Кривов, отмечая, что надзорные каникулы сейчас действуют до конца года. 

Чтобы хоть как-то решить проблему на своем уровне, городские власти ищут варианты размещения пунктов сбора строительных отходов на территории муниципалитета. Есть предложение, что мусор там будут принимать бесплатно. Сейчас же такие отходы принимают только на полигоне у села Сурово-Сухоречье под Томском.

"Нам проще организовать бесплатный сбор, чем потом по разным городским контейнерным площадкам собирать кирпичи и остатки бетона", – считает заммэра Вячеслав Черноус. 

Кроме того, обсуждается вопрос установки видеокамер у точек, где часто незаконно выбрасывают мусор. Но это сработает только если удастся наладить взаимодействие с полицией по оперативному предоставлению информации о владельце автомобиля. Сейчас получить данные по уже имеющимся фото- и видеофактам нарушений не получается.

Кто хозяин?

По словам Ратнера, ситуация усугубляется тем, что на контейнерной площадке нет одного хозяина.

"Законодательство говорит, что регоператор должен забрать мусор с баков, забрать то, что выпало в процессе загрузки и уехать. Собственник площадки должен обеспечивать порядок на площадке в период ее эксплуатации. На территориях, которые прикреплены к жилым домам, эта проблема решается. Проблема возникает с теми площадками, которые находятся на муниципальной земле, но фактически предназначены для конкретных домов, которых не торопятся обслуживать их УК", – говорит заммэра Черноус.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Вывоз мусора

Он поясняет, что не у каждого многоквартирника есть придомовая территория для установки баков (в некоторых ее случаях, не хватает площади или к земле дома не может подъехать специализированная техника). В этом случае контейнеры для ТКО устанавливаются на муниципальной земле. Уборка таких площадок ложится на плечи районных администраций, хотя пользуются ими жильцы, которые, по правилам, и должны ее содержать.

В ходе совещания Ратнер поручил главам районов в течение месяца заключить с УК и ТСЖ договор на обслуживание таких контейнерных площадок.

"Меня волнует другое: у нас традиционно пики были в Новый год, на майские и осенью. Но, будем честными, это перешло в такую перманентную ситуацию. А в частном секторе ситуация всегда близка к острой. По большому счету, у нас с регоператором работают еще четыре регоператора – это главы районов, которые и решают эту ситуацию", – подчеркивает Ратнер. 

© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии
Говоря о частном секторе, Курилов отмечает, что частично решить причину скопления мусора в ИЖС можно, если переставить баки.

"Если мы проанализируем, где больше всего завал – это площадки, которые стоят на дороге. На той же Степановке нет завала, если площадки стоят чуть-чуть в глубине. Поэтому я бы начал с того, чтобы убрал площадки с транзитных путей, немного в сторону, вглубь. Чтобы возможность проезда к ним сохранялась, но они не были на виду", – говорит он. 

Усугубляет ситуацию и неразбериха с СНТ. По последним данным, в Томске около 400 садовых товариществ, однако договоры на вывоз мусора есть только у 114. Один из примеров – поселок Апрель, рядом с которым расположено 29 СНТ, а договоры есть только у восьми. 

"Куда они выбрасывают мусор? В контейнеры жителей поселка, которые стоят на выезде, ежедневно образуя огромную свалку. Если контейнерные площадки расформировать и расположить баки внутри поселка, как это сделали, например, в Аникине, то дачники с СНТ вряд ли будут ездить по поселку в поисках бака, и в итоге будут вынуждены заключить договор на вывоз и складировать свои отходы в свой бак", – считает Курилов.

Какие итоги?

Комментируя итоги совещания, Ратнер отмечает, что сейчас система часто работает только в ручном режиме. "Звонки, СМС-ки, бесконечные фотографии, бесконечные жалобы. Так продолжаться долго не может", – считает он.

Из мер, которые может принять муниципалитет на своем уровне, –  установка табличек с графиком вывоза мусора у каждого контейнера. В перспективе может появиться интерактивная карта, при помощи которой все желающие смогут отслеживать движение мусоровозов в реальном времени. 

"При том тарифе, который существует, региональный оператор не может полноценно работать. Да, в Томске это муниципальное предприятие, и многие критикуют нас за это. Я же считаю, что это оптимальный вариант. Практика показала, что в других территориальных зонах регоператор просто ушел. А в Томске он не без нареканий, но работает", – говорит Ратнер.

Чтобы повлиять на принятие обновленного тарифа, мэрия города планирует обратиться в обладминистрацию. 

"Пока мы видим, что в существующих экономических реалиях регоператор просто захлебывается. Сейчас мы пытаемся спасать ситуацию силами районных администраций. Но мусорная реформа должна работать не так", – резюмирует и.о.мэра.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке