ТОМСК, 19 окт – РИА Томск. Непосвященный
подумает, что англицизмы compliance
и
best
practice
– это лишь дань моде, однако это самое емкое определение бизнес-процессов,
которые позволяют брокерским фирмам быть конкурентоспособными и избегать
штрафов. О сути комплаенса и "лучшей практики", РИА Томск рассказал аналитик
брокерской компании Freedom Finance Global Владимир Чернов.
По его словам, в начале 2022 года международная
электроэнергетическая компания Enel Energia (тикер на бирже – ENEI) была
оштрафована на 26,5 миллиона евро за нарушение комплаенс-процедур, а именно за ненадлежащее
использование данных клиентов.
Сложно сказать, стало ли этот тем фактором, который
привел к коррекции котировок компании на бирже, однако стоимость одной акции Enel
Energia снижалась в период с 16 января по 6 февраля примерно с 6,9 до уровня
около 6,4 евро.
© фото предоставлено ООО "Арт Медиа"Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов
– Что же такое compliance?
– Комплаенс – это политика, направленная на предупреждение
нарушений бизнес-процессов и противозаконного вмешательства. Сейчас этот вопрос
особенно актуален для тех российских инвесторов, которые ввиду значительных
ограничений на российском фондовом рынке были вынуждены открывать брокерские счета за рубежом.
Комплаенс-процедуры иногда могут восприниматься как
своеобразный барьер, что-то заградительное. Однако аналитики Freedom Finance Global подчеркивают,
что именно высокие стандарты в сфере комплаенса сейчас становятся залогом
успешной работы на бирже.
Не секрет, что в поисках возможностей значительная
часть брокерских "мигрантов" устремилась в соседний Казахстан. В свете этих событий участились разговоры о
вторичных санкциях. Но именно комплаенс позволяет эти риски снизить. Если брокер дорожит своей репутацией и
клиентской базой, он обязан не просто соблюдать все нормы местного и
международного права, но и проверять каждого нового клиента.
Отсюда вытекает необходимость проведения процедур KYC (know your customer) – "знай своего
клиента". Если клиент не находится ни в каких санкционных списках, в
отношении его капитала не введены ограничения и его источники дохода прозрачны,
значит, он в состоянии пройти полноценный комплаенс, процедуру онбординга и
обслуживаться вне российской инфраструктуры.
С другой стороны, тщательные проверки идут на пользу
и инвесторам. Ведь благодаря комплаенс-процедурам каждый новый клиент
брокерской компании, открывая счет, может быть уверен в том, что никто из его "коллег"
не подпадет под ограничения и не навлечет санкции на него самого и на его
операции.
–
А best practice – это опора на чей-то успешный
опыт?
– Передовой опыт, или лучшая практика, – это равнение
на лучших, это то, что помогает оптимизировать бизнес-процессы, повысить их
прозрачность, понятность для потребителя, что позволяет сделать продукт
универсальным, подходящим для разных регионов и клиентов. Суть применения
передовой практики в том, чтобы легко находить и внедрять самые эффективные инструменты.
Образцом best practice может
быть как нечто локальное, например внедрение в бизнес-процессы какой-либо
финансовой модели, так и более масштабный проект, создаваемый с нуля, но с
опорой на чей-то значительный опыт. К наиболее свежим примерам таких проектов в
деловом мире можно отнести построение международных финансовых центров в разных
странах и регионах.
В Европе одним из крупнейших финансовых хабов
является Лондон, в ОАЭ – Dubai International Financial Centre (DIFC).