ТОМСК, 5 ноя – РИА Томск. Пятого ноября исполняется 55 лет с начала движения
троллейбусов в Томске. Одновременно отмечает свое основание и
трамвайно-троллейбусное управление. Сейчас на улицы города ежедневно выходят
около 35 машин, они обслуживают шесть маршрутов. А в 1967 году эра
"рогатого" транспорта в Томске началась с двух веток: по проспектам Фрунзе
и Ленина. О том, как строительство троллейбусной сети изменило город, – в
материале РИА Томск.
К 50-летию революции
Запуск нового для Томска вида транспорта приурочили, как это
было принято в СССР, к крупному празднику. 7 ноября 1967 года отмечался
50-летний юбилей Октябрьской революции. И за два дня до даты на улицы города
выехали семь первых троллейбусов. Они стали курсировать по маршруту №1 – от
Лагерного сада до площади Ленина. В конце этого же года был запущен и маршрут
№2, который и по сей день ходит от троллейбусного депо до Черемошников.
© архив трамвайно-троллейбусного управления
Агитационный троллейбус на первом маршруте
Следующей задачей стало строительство контактной сети троллейбуса от проспекта
Ленина на Иркутский тракт. Оно осложнялось двумя факторами: крутым подъемом на Кузнечный
взвоз и пересечением улицы Пушкина с железной дорогой. Для решения первой
проблемы дорожникам пришлось сделать подъем на Воскресенскую гору более пологим
и широким.
Для разведения троллейбусной линии и железной дороги,
пересечение которых на одном уровне было невозможным, в 1968 году было принято
решение построить путепровод. Мост, соединивший улицу Пушкина и Иркутский тракт,
спроектировали и построили всего за четыре месяца. И 2 ноября 1968 года до
остановки "Черемушки" был продлен маршрут троллейбуса №1. Через год
его конечной станцией стал Приборный завод.
© архив трамвайно-троллейбусного управления
Троллейбус на конечной остановке "Приборный завод"
К общагам и на вокзал
После организации двух троллейбусных маршрутов томские власти обнаружили небольшой парадокс – основные корпуса томских
университетов были охвачены троллейбусной сетью, а студгородок на Южной – нет. В
связи с этим было приятно решение о строительстве контактной сети по улице
Красноармейской.
Вместе с ней улица приобрела новый асфальт, бордюрные
ограждения и озеленение. Третий маршрут троллейбуса, получивший неофициальное
название "студенческий", был запущен к концу летних каникул – 29
августа 1969 года. Первое время "тройка" ходила от площади Южной до площади Ленина, а
1 января 1972 года маршрут был продлен до дома культуры "Авангард" в
конце улицы Сергея Лазо.
© архив трамвайно-троллейбусного управления
Троллейбус на конечной остановке "Южная"
Строительство троллейбусной ветки на вокзал Томск-I потребовало немалых хлопот. Уже в 1970 году транспортная нагрузка на двухполосный проспект Кирова была очень большой, а его участок от площади Дзержинского до площади Кирова
занимал второе место в городе по аварийности. В таких условиях запускать
троллейбус – только усугублять ситуацию.
В итоге власти приняли решение снести на этом участке одноэтажные
дома вместе с огородами, освободив тем самым место еще для двух полос движения.
В результате эта часть проспекта Кирова и приобрела знакомый томичам вид – магистраль с четырехполосным движением, встречные потоки которого разделены бульваром. Вдоль бульвара и проложили трамвайные пути.
К 26 октября 1970 года все работы были
завершены, и в Томске появился маршрут троллейбуса №4, курсировавший от
вокзала Томск-I до площади Ленина.
© архив трамвайно-троллейбусного управления
Троллейбус №4 на техническом обслуживании в депо
Последняя ветка при СССР
В 1976 году томские власти начали строить троллейбусную сеть
к быстрорастущему микрорайону Каштак, где уже начал ощущаться транспортный голод.
Как и в случае прокладки линии по Кузнечному взвозу, строительство осложнилось
крутым подъемом на Каштачную гору. Обустройство трассы потребовало большого
объема земляных работ и укрепления склонов горы. В ноябре 1977 года ветка была построена, и на Каштак
продлили троллейбусный маршрут №4.
На этом масштабное строительство
троллейбусной сети в Томске было закончено, а новые маршруты появились лишь в
90-х годах. Так, в 1993 году была построена ветка по проспекту Комсомольскому – от Фрунзе до Кирова, это позволило запустить троллейбус №7 (от Приборного завода до вокзала Томск-I через проспект Ленина и Дом книги).
В 1994 году контактная сеть была продлена на проспекте Мира – от улицы 79-й Гвардейской Дивизии до Смирнова, благодаря чему появился троллейбусный маршрут №6 (Троллейбусное депо – АРЗ).
© архив трамвайно-троллейбусного управления
В 1990-2000-х годах по Томску ездили два необычных троллейбуса – шарнирно-сочлененные трехосные машины марки "ЗиУ – 683В", которые в народе прозвали "гармошки". В архиве ТТУ сохранилось несколько фотографий этих машин.
А в 2010-м троллейбусная сеть получила прямой выход с Каштака на Комсомольский проспект и вокзал Томск-I. Так появился маршрут троллейбуса №5 (микрорайон Радужный – вокзал Томск I). В это же время городские власти приняли решение убрать седьмой троллейбус с проспекта Ленина и соединить его конечные более коротким путем – через Комсомольский.
В материале использованы данные из книги Я.А. Яковлева "Рассказы о томском электротранспорте".