ТОМСК, 24 дек – РИА Томск, Валентина Анкудинова. Каждый пятый пользователь приложения Kaspersky Who Calls в Томской области (18%) за 11 месяцев 2022 года получал вызовы с неизвестных номеров от вероятных мошенников, свидетельствуют данные сервиса. При этом спам-звонки поступали подавляющему большинству пользователей в регионе – 95%. Какие новые уловки появились у мошенников в 2022 году? Как себя обезопасить? Об этом – в материале РИА Томск.
Был спад…
По словам главного эксперта "Лаборатории Касперского" Сергея Голованова, бум телефонного мошенничества в РФ пришелся на пандемийный 2020 год.
"Наступает 24 февраля (2022 года), и по очень многим показателям вредоносной активности произошло очень существенное падение. Например, в телефонном мошенничестве, где минимальные значения сохранялись в течение месяца-полутора. Но все поменялось в апреле-мае, когда начался огромный рост телефонного мошенничества", – говорит Голованов.
По его оценкам, новый пик звонков пришелся на лето 2022 года.
Новые и старые уловки
Одним из новшеств 2022 года стало использование номеров других стран. По данным "Лаборатории Касперского", наибольшее количество подобных звонков осенью происходило с номеров Турции, Казахстана и Ирана. Вероятнее всего, используется спуфинг – подмена номеров.
"Нельзя проверить у другой страны, сотового оператора, настоящий этот звонок или нет. Для всех это выглядит как звонок из-за заграницы", – говорит Голованов.
Другая тенденция – звонки в мессенджерах. На них приходится примерно треть жалоб.
"Это особенно актуально для владельцев IPhone. Когда звонок идет через обычную связь, мобильную, то у вас будет написан номер телефона и страна или город – Россия или Москва. А если звонок идет через WhatsApp или Viber, то страны не будет, будет только телефонный номер. То есть разница очень маленькая", – говорит Голованов.
Эксперт отмечает, что в отличие от обычных звонков такие входящие вызовы сейчас нельзя заблокировать или отследить централизованно. "Ведутся" на звонки в мессенджерах чаще всего люди старшего поколения
Меняются и схемы мошенников: чтобы не вызывать подозрений пользователей, злоумышленники стремятся адаптировать свои легенды под актуальную новостную повестку.
"Например, в апреле и в мае злоумышленники пугали тем, что необходимо срочно поменять доллары. Затем звонящие сообщали о том, что у жертвы якобы арестуют счета из-за совершения противоправных действий. Самое последнее и наиболее актуальное – звонок якобы от сотрудников правоохранительных органов. То есть злоумышленники снова вернулись к прежним легендам", – объясняет Голованов.
Как себя обезопасить
Эксперты напоминают основные правила безопасности:
– не передавайте никому конфиденциальные данные: пароли и логины от учетных записей в сервисах, коды из СМС и push-уведомлений;
– при малейших сомнениях завершайте телефонный разговор;
– если у вас есть сомнения, перезвоните самостоятельно в банк или организацию, из которой якобы поступил звонок, по номеру, который указан на официальном сайте организации;
– не перезванивайте на номер, с которого поступил подозрительный звонок;
– используйте специальные решения — определители номеров, которые подскажут, поступали ли на входящий номер жалобы на спам или мошенничество.