ТОМСК, 14 фев – РИА Томск. Цифровые технологии в последнее десятилетие
совершили настоящий переворот в системе университетского образования. Вузы
доказали, что "цифра" позволяет студентам учиться эффективнее, быть
"быстрее, выше, сильнее", что в итоге делает молодежь более
конкурентоспособной в требовательном мире новых профессий.
Какие разработки использует один из лидеров цифрового образования в России
– Томский государственный университет (ТГУ), в интервью РИА Томск рассказала
проректор по информационной политике и цифровым коммуникациям вуза Юлия Эмер.
Цифровая "вершина" для гибридного обучения
– ТГУ вот уже несколько лет внедряет "цифру" во всех сферах. Эти
технологии усиливают интеллектуальные возможности студентов и позволяют
реализовать индивидуальную траекторию обучения, которая является трендом
современного образования.
Еще один вызов, для которых нужна "цифра", – это гибридное
обучение, когда студенты учатся офлайн и онлайн одновременно. Пандемия показала
всем нам, как важно обладать технологиями для такого смешанного обучения. И не
просто обладать, а прокачать их так сильно, чтобы не потерять в качестве самого
образования.
Наш, пожалуй, наиболее яркий пример цифровых технологий в этом направлении
– аудитории "Актру".
канал ТГУ в www.youtube.comАудитория "Актру" для гибридного обучения
Ранее РИА Томск сообщало, что в 2020 году ТГУ презентовал собственную
систему с искусственным интеллектом (ИИ) для проведения массовых
онлайн-конференций и занятий "Актру". Она самостоятельно записывает
лекции и позволяет преподавателям легко вести занятия одновременно в онлайн- и
офлайн-формате, автоматически записывает занятия и накладывает субтитры.
Для справки: именем Актру названа одна из основных вершин Северо-Чуйского
хребта в Республике Алтай. Такое же название получила расположенная здесь
исследовательская станция ТГУ. Станция была открыта в 1956 году и работает до
сих пор.
– Сколько аудиторий было оснащено этой системой в ТГУ с момента ее
презентации?
– Начав разработку системы два года назад с нашим промышленным партнером –
компанией "Актру", к сегодняшнему дню мы вышли уже на 70 готовых
аудиторий. Сделать этот большой шаг вузу помогла федеральная субсидия – мы
получили деньги на приобретение аппаратного комплекса и в сжатые сроки
установили, апробировали и начали работу не в тестовом, а в полноценном режиме.
– Где еще в России студенты и преподаватели имеют доступ к
"Актру"?
© РИА Томск. Анна Глушенкова
– ТГУ в свое время организовал университетский консорциум больших данных, в
котором участвует 61 вуз. Там мы все вместе обсуждаем различные цифровые
разработки, рассказываем о новинках, которые есть в Томске, проводим обучение
коллег по необходимым компетенциям, делимся опытом как лидеры онлайн-обучения.
Уже в 20 российских университетах стоит данный комплекс.
"Актру" – уникальная в своем роде разработка. Это начинка для
аудитории с камерами, ноутбуками, микрофонами, программным обеспечением. Часть
студентов сидит в аудитории, а часть, например, дома. "Удаленщики"
подключаются по любому виду видеоконференцсвязи, например, в Zoom или
Яндекс-классе. И преподаватель одновременно работает на два типа аудитории.
Важно, что параллельно идет запись контента и текстовая расшифровка. То
есть студент потом сможет в два клика получить доступ к записанным лекциям.
Аналогов системы на международном и российском рынке, как это ни странно, нет.
Еще одно достоинство этой системы в том, что у преподавателя накапливается
этот контент. Он заходит в аудиторию, работает, лекция записывается, и, таким
образом, создается банк материалов. Этим банком микроконтента преподаватель
может пользоваться и для других лекций, курсов, студентов.
– Какие возможности это открывает перед вузом в траектории развития
образования в "цифре"?
– Это позволяет сохранять и повышать качество образования. Проблема, о
которой заявили многие вузы во время пандемии, – это именно потеря в качестве.
В основе проблемы много факторов: плохая связь, неподготовленность
преподавателей и аудитории, несоответствие имеющихся цифровых систем задачам образования
и так далее.
"Актру" – это готовый "умный" инструмент, чтобы закрыть
многие из этих проблем.
Цифровой репетитор
– Если "Актру" – это больше про процесс обучения, то какие
разработки используются в ТГУ, чтобы улучшать содержание обучения и повышать
успеваемость студентов?
© предоставлено пресс-службой ТГУ
Проректор ТГУ Юлия Эмер
– ТГУ является идеологом университетской инициативы по повышению качества
образования. И понятно, что мы работаем не только с организацией гибридного и
классического обучения, но и с содержанием. Только такой комплексный подход позволяет
отвечать на боли, которые есть у самого вуза и высшего образования в целом.
Возьмем за пример математику. По статистике, высокий процент студентов
отчисляется после первого-второго курса из-за неуспеваемости по математике.
Потому что они начали учебу с разным уровнем, и их необходимо дотягивать.
Как студентов обычно дотягивают? Это либо специальный курс в университете,
либо индивидуальный репетитор. И то, и другое повышает и без того большую
нагрузку студента, а в случае с репетитором это еще и дорого.
Что сделали мы: придумали цифрового репетитора, который бесплатно доступен
студентам. Этот проект существует уже несколько лет, и когда мы его запускали,
открыли доступ не только студентам, но и школьникам, чтобы они могли подтянуть
себя перед ЕГЭ. Апробация прошла успешно.
Там все очень просто: на входном тестировании обучающийся узнает, где у
него пробелы, затем получает микродозы теоретического материала и дальше решает
задания, отслеживая свой прогресс. Это продвинутая компьютерная программа для
самообучения и самоконтроля.
– Цифровой репетитор базируется только на математике?
© предоставил Дмитрий Бубнов
– Мы взяли математику первой, потому что это наиболее проблемное
направление для многих студентов. А теперь эксперты ТГУ разрабатывают
аналогичного цифрового репетитора по физике.
Есть и другие EdTech-продукты для работы с содержанием образования и
успеваемостью студентов. Это, например, курсы английского языка и русского
языка как иностранного на платформе "Английский пациент" и
"СпикРус". Принцип тот же: есть модули по темам разных направлений,
есть мониторинг пройденного материала, комментарии и индивидуальная траектория.
– Как ТГУ использует эти разработки во вне? Есть ли интеграция с
образовательными проектами не для студентов?
– Конечно. Тут два направления. Первое – все эти продукты могут и должны
продаваться. Специфика рынка EdTech в России такова, что большинство продуктов
принадлежат и продвигаются стартапами. Если вы забьете в поиске в интернете
"курсы английского языка", то увидите в первую очередь предложения и
платформы от частного бизнеса и стартапов.
В системе университетского образования EdTech-продукты очень долго
рассматривались как сфера дополнительного образования. Почему ТГУ зашел на этот
рынок: потому что у нас есть сильные разработки, компетенции для поддержания и
повышения качества образования.
Я уже говорила, что эти и другие разработки позволяют преподавателям
создавать свою базу микроконтента. И здесь мы как раз выходим на интеграцию с
другими проектами. Возьмем всем известный проект "Содействия
занятости": преподаватели вуза могут использовать банк микроконтента для
обучения участников этого проекта, работать на большое количество людей и
давать им нужные компетенции очень быстро.
Как ранее сообщало РИА Томск, цифровые разработки ТГУ используется во
многих образовательных проектах вуза, в том числе с партнерами университета.
Так, в 2022 году представители Национального университета Узбекистана имени
Мирзо Улугбека (НУУз) заявили, что хотят расширить сотрудничество с ТГУ не
только по программам двойного диплома для экономистов и математиков, но и
использовать EdTech-продукты – систему "Актру", онлайн-платформы
"Английский пациент", "СпикРус" и другие.