ТОМСК, 21 апр – РИА Томск, Валентина Анкудинова. "Специализированной организации по проблемам безнадзорных животных" (СОБЖ), ставшей временным подрядчиком по отлову безнадзорных животных в Томске, 15 лет, но информации о ней немного. Как СОБЖ планирует организовать работу Томске? Какие условия может предложить? И почему у нее нет профиля в соцсетях? Ответы на эти вопросы – в материале РИА Томск.
Ранее сообщалось, что с 2015 года работы по отлову и содержанию бездомных животных в Томске выполняла компания "Верный друг". Но в 2022-2023 годах к подрядчику возникли претензии: мэрия не стала оплачивать работы из-за отсутствия необходимых документов. Подрядчик в ответ заявил, что многие требования нелогичны и трудновыполнимы. 19 апреля 2023 года мэрия расторгла контракт с "Верным другом", заключив временный договор с северской компанией "СОБЖ".
Сейчас администрация Томска готовит документы, чтобы объявить новый конкурс на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных на постоянной основе. Планируется, что аукцион будет объявлен в течение месяца.
"Чтобы жили долго и счастливо"
Когда стало известно, что временным подрядчиком для отлова безнадзорных животных стала северская фирма "СОБЖ", в социальных сетях стали массово появляться сообщения томичей о том, что компания в своей работе использует негуманные методы работы, и животные, доставленные в приют, массово умирают. Даже была запущена петиция в защиту "Верного друга".
Начальник службы отлова компании "СОБЖ" Илья Минаков характеризует эту информацию как "провокацию".
"Сейчас любой другой подрядчик будет выставлен в плохом свете... В Северске в прошлом году кто-то раскидал отраву, погибли хозяйские собаки. Кто-то развесил листовки по Северску, что это моих рук дело. К сожалению, полиция никого не нашла. Больная фантазия у людей. Много, что о себе плохого услышал за эти дни. Если бы были факты, то, наверное, меня привлекли к ответственности за негуманное отношение к животным. Но таких случаев не было", – говорит он.
Сейчас в приюте СОБЖ находятся около 130 животных. Сам приют расположен на территории бывших свинарников, помещения выкуплены, а земельный участок площадью 4,5 гектара взят в аренду на 49 лет.
Предложение ряда томских зоозащитников о том, чтобы СОБЖ занималась только отловом, а содержать животных продолжала бы компания "Верный друг", Минаков называет нецелесообразным.
"Поймите, мы коммерческая организация. Основной доход идет от содержания собак. Их отлов, на самом деле, – убыточное мероприятие. Два года назад за отлов собаки платили 500 рублей. За эти деньги надо заправить машину, выехать на место, поймать собаку, довести до приюта, почистить машину… Получается, что овчинка выделки не стоит", – объясняет он.
По словам собеседника агентства, массового падежа собак в приюте нет.
"Если бы мы были живодерами, то у нас бы собак не было или они постоянно менялись. Я, наоборот, заинтересован в увеличении числа собак в приюте, потому что мы – коммерческая организация, и чем больше будет собак, тем больше будет у нас денег. То есть, глупо самим себя лишать финансирования. Поэтому мы хотим, чтобы собаки жили долго и счастливо", – говорит он.
"Готовы трудоустроить волонтеров"
Другой повод для недовольства зоозащитников заключается в том, что СОБЖ находится на территории закрытого города, а потому волонтеры боятся, что не смогут попадать в приют.
"Если есть волонтеры, которые подбирали щенков, выгуливали собак, занимались их пристроем, мы готовы с ними сотрудничать. Мы открыты для них. Даже готовы оплачивать какие-то услуги. Если будут желающие разово приехать и посмотреть приют, то они могут, например, купить билет в зоопарк или в театр и заодно приехать. Но, понятно, что это нужно планировать", – говорит Минаков.
Он добавляет, что при этом СОБЖ заинтересована в людях, которые смогут помогать регулярно.
"Если бы появились активисты, хотя бы человек пять, то мы могли бы оформить трудовые договоры, определить их как выгульщиков собак. Трудовой договор – это основание для получения пропуска (в Северск). И пускай бы они приезжали, контролировали бы нашу деятельность, если есть такое желание", – подчеркивает собеседник агентства.
Не постим фоточки
У компании нет страниц в соцсетях. Минаков объясняет это тем, что "собаку выбирают не по фотографии".
"Человеку же хочется увидеть, пообщаться с ней. Мы этому не препятствуем, но, как правило, нам чаще привозят собак, чем забирают. Тем более, сейчас из-за СВО обращаются люди, которые уезжают служить, собаку отдают на какой-то неопределенный срок. Пристраиваем мы через волонтеров. Несколько из них, кстати, живут в Томске", – говорит он.
По его словам, фото- и видеоподтверждение своей деятельности СОБЖ выкладывает в специальную программу на сайте "Все звери". Однако Минаков оговаривается, что периодически случаются сбои: иногда не грузится видео и приходится его переконвертировать, иногда подвисает система.
"Там вся информация о каждой собаке будет размещена. Заводить социальные сети, описывать там, какая она хорошая, не вижу смысла. Мы не сможем дать точную характеристику каждой собаке. Бывали же случаи, когда собаки несколько лет сидели в вольере, а потом одна другую загрызала. Как тут характер угадаешь", – считает собеседник агентства.
Как выяснили корреспонденты РИА Томск, система "Все звери" закрытая, для рядовых пользователей доступен только раздел "Доска объявлений", где приюты могут размещать информацию о животных, для которых ищут хозяев. На момент выхода публикации информации по Томску и Северску там не было.
Массово выпускать на волю не будем
Как рассказывает Минаков, изначально компания СОБЖ не планировала участвовать в томском аукционе. Сначала опасались не справиться с объемами, позже не видели смысла снижать и так сравнительно небольшую стоимость контракта.
"Я понимал, что можно переоценить свои силы и попасть впросак. Мне даже было на руку, что в Томске был человек, который занимался этим делом. А ценник малый, я понимал, что за эти деньги и так сложно работать, а если еще и торговаться, то станет вообще невозможно", – объясняет собеседник редакции.
В Северске работы по регулированию численности бездомных животных СОБЖ выполняет с 2012 года.
"Когда мы в Северске начинали работать, то проехали все промзоны и стерилизовали всех собак. Договаривались со сторожами, убеждали директоров... Новых собак в городе массово не появляется: если видят безнадзорную, то это либо "потеряшка", либо ее хозяин выкинул. У нас есть активисты, которые занимаются пристроем. Если это не получается оперативно сделать, то собаку передают нам", – пояснил Минаков схему работы.
Начать работу в Томске СОБЖ планирует с закрытия старых заявок. Их, по данным мэрии, с начала года было оставлено 383, "Верный друг" отработал 66, поймав 164 собаки. "Сейчас есть определенное число заявок, где за год проблема была не решена. Например, в Радонежском. Мы будем изначально браться за них, чтобы закрыть эту тему. Потому что во многих районах собаки живут стаями по 15-20 голов", – говорит Минаков.
Он отмечает, что "две собаки – это уже стая", а потому пойманные и стерилизованные собаки массово выпускаться не будут.
Сейчас компания планирует расширять штат: в настоящее время в СОБЖ работают ветеринар, кухонный работник и уборщик. С появлением томских питомцев штат уборщиков и кухонных работников вырастет до шести человек. Будут открыты вакансии и в службу отлова. Планируется организовать работу двух бригад, то есть нужно минимум четыре человека.
"Нам поставили задачу – за год проявить себя. Будем ее выполнять. Если мы не вывезем эту программу, то и заявляться дальше на работу в Томске смысла какого-то нет", – отмечает Минаков.