RIATOMSK.RU
+16°C
28 апреля 2024  |  
13:41
  |  
+16°C
18:40  6 июня 2023 г.

Ректор ТГУ: что изменится для абитуриентов и студентов с 2023 года

Чёрная Элеонора
© сайт Томского государственного университетаРектор ТГУ: что изменится для абитуриентов и студентов с 2023 года

ТОМСК, 6 июн – РИА Томск. Томский государственный университет (ТГУ) в рамках пилотного проекта Минобрнауки по обновлению уровней профессионального образования запустит в 2023 году 13 программ; в этих треках вуз реализует среди прочего модель так называемых микроквалификаций, которые позволят студентам работать с первых курсов, сообщил в интервью РИА Томск ректор Эдуард Галажинский.

Как сообщалось ранее, в 2022 году Минобрнауки объявило о планах отказаться от Болонской системы, подразумевающей разделение уровней высшего образования на базовый и магистратуру. Вместо международного стандарта в РФ предлагается разработать собственную модель высшего образования.

В соответствии с указом президента России Владимира Путина инициирован пилотный проект по совершенствованию системы российского высшего образования. Он будет осуществляться на базе Томского государственного университета, МАИ, МИСИС, БФУ им. Иммануила Канта, МПГУ и Санкт-Петербургского горного университета.

Проект предусматривает установление следующих уровней высшего образования: базовое высшее образование, специализированное высшее образование, аспирантура. Также он предполагает реализацию на уровне специализированного высшего образования программ магистратуры, ординатуры и программ ассистентуры-стажировки.

Почему ТГУ

– Эдуард Владимирович, в списке университетов, принимающих участие в проекте, ТГУ, МАИ, МИСИС, МПГУ, Санкт-Петербургский горный университет, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. У каждого из этих вузов есть своя специфика. Какая у ТГУ?

– ТГУ обладает огромным опытом в проведении экспериментов с форматом и содержанием образования. Например, в 1920-х годах индустриализация страны требовала быстрой и массовой ускоренной подготовки, поэтому в университете отказались от лекций профессоров и студенты самостоятельно осваивали учебный материал.

Такая самоподготовка практиковалась в течение 10 лет, и за этот период сильно снизилось качество образования. Эксперимент завершили, в аудитории вернулись профессора, начались другие трансформации образования.

Наш спектр экспериментов в сфере образования колоссальный. Сейчас, в современных условиях, мы входим в число лидеров в РФ по технологиям образования. Это работа с адаптивным контентом, платформенными решениями, применением искусственного интеллекта для обучения. Мы экспериментируем с технологическими продуктами, которые позволяют по-новому обучать и учиться.

ТГУ вошел в эксперимент не с нуля: последние три года мы очень активно занимались исследованиями по заказу Минобрнауки, изучая качество образования в связи с переходом на дистант из-за пандемии.

Это исследование проводили в целом 13 университетов. Мы проанализировали собранный материал, выявили существующие проблемы, выяснили, как на них отвечает система, описали лучшие практики, то есть составили прототип изменений, которые должны появиться в новой модели образования в стране.

Вузы выбирали в проект не по принципу "кто лучше", а ориентируясь, кто справится с задачей. Проект добавляет нам всем ответственности, сложности в работе, потому что мы на ходу начинаем конструировать новые форматы. Будущее рождается в экспериментах. Нам дано право поэкспериментировать, и шесть вузов очень по-разному будут это делать.

Что не так с Болонской системой образования

– На ваш взгляд, с чем не справилась Болонская система в нашей стране, и какие запросы есть сейчас к новой модели образования?

– Минусы – это потери в качестве образования, а где-то – и в доступности, потому что Болонская система сильно способствовала расслоению системы образования в целом.

Болонская система подразумевает разделение уровней высшего образования на базовый (бакалавриат) и магистратуру. Чтобы стать бакалавром, нужно отучиться четыре года. На магистратуру нужно еще два года.

В этой модели накопилось существенная доля противоречий к базовому уровню образования: рынок труда за эти годы так и не воспринял бакалавриат. Например, юристам с бакалавриатом сложно устроиться в силовые структуры.

В итоге получилось, что вместо четырех лет для ускоренного выхода на рынок студенты учились все шесть. Стали учиться на год больше, а зачем – непонятно. Результаты одного из профильных исследований говорят: 70% российских работодателей недовольны такой системой образования в стране.

Запросы у работодателей разные. Одни подчеркивают, что у них сложные виды деятельности, и им бакалавриата просто мало. Новые технологии усложняют фундаментальную базу, которую должен иметь выпускник вуза, чтобы зайти в конкретную предметную область. К нему предъявляется кратно больше требований как к профессионалу.

Как пример – "Роснефть": подготовка высококвалифицированного специалиста, который нужен компании, стоит 800 тысяч рублей в год, а норматив только 200 тысяч. В существующей системе образования нет средств и нормативов для обучения такого уровня.

Другим работодателям нужен ускоренный выход на рынок, не четыре года, а, например, только два года, в течение которых студент освоит микроквалицикацию. В Болонской системе нет такого понятия как микроквалификация.

Исследование показывает, что около 60% студентов работают. Выйти официантом, обучаясь в вузе, – не проблема. А если пойти, например, в IT? На первом курсе студент может получить знания по одному из направлений IT и устроиться на соответствующую работу. Но как он подтвердит, что обладает этой микроквалификацией?

Со стороны семей очевиден запрос на индивидуализацию образования. Все родители и более-менее осознанные студенты хотят индивидуальной траектории. Как в массовом образовании реализовать это, не сделав обучение более дорогим? За счет технологий, когда есть адаптивный контент, который подстраивается под когнитивные способности конкретного человека.

В общем, эти факторы определяют некие рамки новой модели образования. Она должна снять имеющиеся противоречия. У нас появится единое базовое высшее образование, которое может быть разным – четыре года и шесть лет.

Сколько будут учиться российские студенты

– На каких основаниях и кто будет определять сроки обучения?

– Предполагается, что в основе изменений встанет национальная рамка квалификаций. Ее смысл простой – любая деятельность разложена по трем характеристикам: сложность деятельности – простая или сложная, самостоятельность – исполнитель или руководитель, наукоемкость – много науки или нет.

Разница сроков обучения будет меняться от глубины знаний, сложности профессии. Например, если деятельность простая, несложная и ненаукоемкая, учиться можно четыре года. Если в деятельности добавляется ответственность и наукоемкость, увеличивается срок обучения.

В этой логике у нас проектируются для новой модели все профессиональные школы. Мы также добавим в рамку положение о микроквалификациях. И в итоге получится простая ясная система образования.

Важно, что, согласно Болонской системе, бакалавр – это образовательная степень, поэтому студенты после четырех лет обучения не получали квалификацию. Им нужно было проходить определенную аттестацию в профессиональном сообществе, чтобы получить соответствующий документ. Российский диплом об образовании присваивает квалификацию сразу. И это будет сохранено в новой системе.

Что изменится в ТГУ в новом учебном году

– Какие нововведения ожидаются в Томском госуниверситете в связи с пилотным проектом?

– ТГУ в проекте сфокусирован на подготовку кадров для регионального рынка труда и для укрепления российского суверенитета. В 2023 году вуз запустит 13 образовательных треков.

В их числе: "Программная инженерия", "Журналистика", "Создание технологического стартапа", "Юридическая лингвистика", "Цифровой медиамаркетинг", "Баллистика", "Инжиниринг высокоэнергетических систем" и другие. Мы поэкспериментируем с направлениями под задачи рынка, для сложных видов деятельности.

Наша задача – сделать так, чтобы эксперимент не усложнил жизнь молодежи, а расширил выбор. Поэтому для абитуриентов не изменится ничего с точки зрения экзаменов, профиля и так далее. С другой стороны, появятся новые возможности.

Например, выбирая журналистику, абитуриент может на конкурсной основе выбрать треки с разной продолжительностью обучения – четыре года, пять или шесть лет. Если выберет четыре года, получит диплом о базовом высшем образовании, а также микроквалификации внутри этого обучения. Если захочет углубиться в профессию, сможет взять еще один год или два года обучения.

Таким образом для тех, кто заходит в это экспериментальное обучение, кратно увеличиваются опции без потери образовательной базы.

Эксперимент начнется с сентября. Принципиальная позиция вузов, участвующих в проекте, – каждый сам решает, какие группы, курсы и профили попадают под эксперимент. Кто-то запустит его только для новых студентов, кто-то подключит также второй и третий курс.

Мы решили, что пока будут участвовать абитуриенты, поступающие в 2023 году, – как российские, так и иностранные. Наши базовые уровни будут четко состыкованы с международной системой и будут подтверждаться навыками и квалификацией.

Образовательные программы будут перепроектированы. Новые стандарты разработаем до 30 июня, выдадим первую версию и подробно распишем, что меняется. В этой работе участвуют и наши партнеры – работодатели для будущих выпускников. Пересмотрим вопрос по практике, например, для химиков вернем отмененные из-за Болонской системы большие полугодовые стажировки на предприятиях.

В идеале нам хотелось бы создать саморазвивающуюся организационную модель, которая позволит сохранить сущность университетского образования и даст вузам возможность быть гибкими и отвечать на вызовы современности.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке