ТОМСК, 6 июн
– РИА Томск. Томский государственный университет (ТГУ) в рамках пилотного проекта
Минобрнауки по обновлению уровней профессионального образования запустит в 2023
году 13 программ; в этих треках вуз реализует среди прочего модель так
называемых микроквалификаций, которые позволят студентам работать с первых
курсов, сообщил в интервью РИА Томск ректор Эдуард Галажинский.
Как
сообщалось ранее, в 2022 году Минобрнауки объявило о планах отказаться от
Болонской системы, подразумевающей разделение уровней высшего образования на
базовый и магистратуру. Вместо международного стандарта в РФ предлагается
разработать собственную модель высшего образования.
В
соответствии с указом президента России Владимира Путина инициирован пилотный
проект по совершенствованию системы российского высшего образования. Он будет
осуществляться на базе Томского государственного университета, МАИ, МИСИС, БФУ
им. Иммануила Канта, МПГУ и Санкт-Петербургского горного университета.
Проект
предусматривает установление следующих уровней высшего образования: базовое
высшее образование, специализированное высшее образование, аспирантура. Также
он предполагает реализацию на уровне специализированного высшего образования
программ магистратуры, ординатуры и программ ассистентуры-стажировки.
Почему ТГУ
– Эдуард
Владимирович, в списке университетов, принимающих участие в проекте, ТГУ, МАИ,
МИСИС, МПГУ, Санкт-Петербургский горный университет, Балтийский федеральный
университет имени Иммануила Канта. У каждого из этих вузов есть своя специфика.
Какая у ТГУ?
– ТГУ
обладает огромным опытом в проведении экспериментов с форматом и содержанием
образования. Например, в 1920-х годах индустриализация страны требовала быстрой
и массовой ускоренной подготовки, поэтому в университете отказались от лекций
профессоров и студенты самостоятельно осваивали учебный материал.
Такая
самоподготовка практиковалась в течение 10 лет, и за этот период сильно
снизилось качество образования. Эксперимент завершили, в аудитории вернулись
профессора, начались другие трансформации образования.
Наш спектр
экспериментов в сфере образования колоссальный. Сейчас, в современных условиях,
мы входим в число лидеров в РФ по технологиям образования. Это работа с
адаптивным контентом, платформенными решениями, применением искусственного
интеллекта для обучения. Мы экспериментируем с технологическими продуктами,
которые позволяют по-новому обучать и учиться.
ТГУ вошел в
эксперимент не с нуля: последние три года мы очень активно занимались
исследованиями по заказу Минобрнауки, изучая качество образования в связи с
переходом на дистант из-за пандемии.
Это
исследование проводили в целом 13 университетов. Мы проанализировали собранный материал,
выявили существующие проблемы, выяснили, как на них отвечает система, описали
лучшие практики, то есть составили прототип изменений, которые должны появиться
в новой модели образования в стране.
Вузы выбирали
в проект не по принципу "кто лучше", а ориентируясь, кто справится с
задачей. Проект добавляет нам всем ответственности, сложности в работе, потому
что мы на ходу начинаем конструировать новые форматы. Будущее рождается в
экспериментах. Нам дано право поэкспериментировать, и шесть вузов очень
по-разному будут это делать.
Что не так с
Болонской системой образования
– На ваш
взгляд, с чем не справилась Болонская система в нашей стране, и какие запросы
есть сейчас к новой модели образования?
– Минусы –
это потери в качестве образования, а где-то – и в доступности, потому что
Болонская система сильно способствовала расслоению системы образования в целом.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Болонская
система подразумевает разделение уровней высшего образования на базовый
(бакалавриат) и магистратуру. Чтобы стать бакалавром, нужно отучиться четыре
года. На магистратуру нужно еще два года.
В этой
модели накопилось существенная доля противоречий к базовому уровню образования:
рынок труда за эти годы так и не воспринял бакалавриат. Например, юристам с
бакалавриатом сложно устроиться в силовые структуры.
В итоге
получилось, что вместо четырех лет для ускоренного выхода на рынок студенты
учились все шесть. Стали учиться на год больше, а зачем – непонятно. Результаты
одного из профильных исследований говорят: 70% российских работодателей
недовольны такой системой образования в стране.
Запросы у работодателей
разные. Одни подчеркивают, что у них сложные виды деятельности, и им
бакалавриата просто мало. Новые технологии усложняют фундаментальную базу,
которую должен иметь выпускник вуза, чтобы зайти в конкретную предметную
область. К нему предъявляется кратно больше требований как к профессионалу.
Как пример –
"Роснефть": подготовка высококвалифицированного специалиста, который
нужен компании, стоит 800 тысяч рублей в год, а норматив только 200 тысяч. В
существующей системе образования нет средств и нормативов для обучения такого
уровня.
Другим
работодателям нужен ускоренный выход на рынок, не четыре года, а, например,
только два года, в течение которых студент освоит микроквалицикацию. В
Болонской системе нет такого понятия как микроквалификация.
Исследование
показывает, что около 60% студентов работают. Выйти официантом, обучаясь в
вузе, – не проблема. А если пойти, например, в IT? На первом курсе студент
может получить знания по одному из направлений IT и устроиться на
соответствующую работу. Но как он подтвердит, что обладает этой
микроквалификацией?
Со стороны
семей очевиден запрос на индивидуализацию образования. Все родители и
более-менее осознанные студенты хотят индивидуальной траектории. Как в массовом
образовании реализовать это, не сделав обучение более дорогим? За счет
технологий, когда есть адаптивный контент, который подстраивается под
когнитивные способности конкретного человека.
В общем, эти
факторы определяют некие рамки новой модели образования. Она должна снять
имеющиеся противоречия. У нас появится единое базовое высшее образование,
которое может быть разным – четыре года и шесть лет.
Сколько
будут учиться российские студенты
– На каких
основаниях и кто будет определять сроки обучения?
–
Предполагается, что в основе изменений встанет национальная рамка квалификаций.
Ее смысл простой – любая деятельность разложена по трем характеристикам:
сложность деятельности – простая или сложная, самостоятельность – исполнитель
или руководитель, наукоемкость – много науки или нет.
Разница
сроков обучения будет меняться от глубины знаний, сложности профессии.
Например, если деятельность простая, несложная и ненаукоемкая, учиться можно
четыре года. Если в деятельности добавляется ответственность и наукоемкость,
увеличивается срок обучения.
В этой
логике у нас проектируются для новой модели все профессиональные школы. Мы
также добавим в рамку положение о микроквалификациях. И в итоге получится
простая ясная система образования.
© РИА Томск. Никита Гольцов
Важно, что,
согласно Болонской системе, бакалавр – это образовательная степень, поэтому
студенты после четырех лет обучения не получали квалификацию. Им нужно было
проходить определенную аттестацию в профессиональном сообществе, чтобы получить
соответствующий документ. Российский диплом об образовании присваивает
квалификацию сразу. И это будет сохранено в новой системе.
Что
изменится в ТГУ в новом учебном году
– Какие
нововведения ожидаются в Томском госуниверситете в связи с пилотным проектом?
– ТГУ в
проекте сфокусирован на подготовку кадров для регионального рынка труда и для
укрепления российского суверенитета. В 2023 году вуз запустит 13
образовательных треков.
В их числе: "Программная
инженерия", "Журналистика", "Создание технологического
стартапа", "Юридическая лингвистика", "Цифровой
медиамаркетинг", "Баллистика", "Инжиниринг
высокоэнергетических систем" и другие. Мы поэкспериментируем с
направлениями под задачи рынка, для сложных видов деятельности.
Наша задача –
сделать так, чтобы эксперимент не усложнил жизнь молодежи, а расширил выбор.
Поэтому для абитуриентов не изменится ничего с точки зрения экзаменов, профиля
и так далее. С другой стороны, появятся новые возможности.
Например,
выбирая журналистику, абитуриент может на конкурсной основе выбрать треки с
разной продолжительностью обучения – четыре года, пять или шесть лет. Если
выберет четыре года, получит диплом о базовом высшем образовании, а также
микроквалификации внутри этого обучения. Если захочет углубиться в профессию, сможет
взять еще один год или два года обучения.
Таким
образом для тех, кто заходит в это экспериментальное обучение, кратно
увеличиваются опции без потери образовательной базы.
Эксперимент
начнется с сентября. Принципиальная позиция вузов, участвующих в проекте, –
каждый сам решает, какие группы, курсы и профили попадают под эксперимент.
Кто-то запустит его только для новых студентов, кто-то подключит также второй и
третий курс.
Мы решили,
что пока будут участвовать абитуриенты, поступающие в 2023 году, – как
российские, так и иностранные. Наши базовые уровни будут четко состыкованы с
международной системой и будут подтверждаться навыками и квалификацией.
Образовательные
программы будут перепроектированы. Новые стандарты разработаем до 30 июня, выдадим
первую версию и подробно распишем, что меняется. В этой работе участвуют и наши
партнеры – работодатели для будущих выпускников. Пересмотрим вопрос по
практике, например, для химиков вернем отмененные из-за Болонской системы
большие полугодовые стажировки на предприятиях.
В идеале нам
хотелось бы создать саморазвивающуюся организационную модель, которая позволит
сохранить сущность университетского образования и даст вузам возможность быть
гибкими и отвечать на вызовы современности.