RIATOMSK.RU
+2°C
29 апреля 2024  |  
21:09
  |  
+2°C
10:18  14 августа 2023 г.

Текст "на пятерку": как ученые ТГУ исследуют стратегии чтения

Чёрная Элеонора
© пресс-служба Томского госуниверситетаТекст на пятерку: как ученые ТГУ исследуют стратегии чтения

ТОМСК, 14 авг – РИА Томск. Ученые Томского государственного университета (ТГУ) изучают стратегии чтения русскоязычных студентов и билингвов из других стран: в своих исследованиях они используют биобраслеты и устройства для отслеживания движения глаз. Как эти гаджеты помогают науке и каким образом знание различных стратегий чтения может улучшить качество образования – в обзоре РИА Томск.

Что такое стратегия чтения

Наука утверждает, что носители разных языков по-разному читают тексты. Например, русскоязычный человек (ученые используют термин "средний носитель русского языка") во время чтения "для получения информации, а не для удовольствия" выхватывает из текста ключевые слова, не обращая большого внимания на детали.

Это доказал эксперимент, проведенный в ТГУ: 10 студентов из России и столько же из Китая читали два текста – официальный, то есть сухое изложение фактов, и более живой, с эмоционально насыщенными фразами. Затем они отвечали на вопросы.

Ответы русских участников получились примерно одинаковые по обоим текстам – они проигнорировали эмоциональные детали, пересказывая содержание прочитанного. А вот китайцы, напротив, в ответах проявляли специфическую реакцию на  эмоциональные фразы из второго текста. Ученые считают, что эта разница между "средним русским" и "средним китайцем" объясняется стратегией чтения.

"Стратегия чтения – это способ обработки информации, которую получает читатель. Любой текст мы воспринимаем по-разному. Кто-то последовательно все смотрит, кто-то сначала по диагонали просматривает, а потом какие-то заинтересовавшие его фрагменты читает более подробно, и так далее", – рассказывает декан филологического факультета ТГУ Инна Тубалова.

© с сайта ТГУ
Декан филологического факультета ТГУ Инна Тубалова

По ее словам, обучающиеся-билингвы из Китая, в отличие от русскоязычных студентов, читают текст более последовательно, не отрываясь. Они больше реагируют на эмоциональность текста, тогда как русским важнее понять содержание.

Зачем изучать стратегии чтения

Если знать, как формируется стратегия чтения, что на нее влияет и на какие элементы текста говорящий на конкретном языке обращает внимание в первую очередь, можно значительно улучшить визуальное оформление учебников, художественных произведений, газет, сайтов и так далее. Зачем? Чтобы помочь человеку быстрее усваивать информацию.

Гипотетически можно представить учебник, например, по биологии для школьников: если напечатать его, учитывая все особенности стратегии чтения "среднего русского", он станет более эффективным для обучения. Никакой магии, только наука – текст будет лучше восприниматься мозгом просто потому, что составлен по определенной схеме.

Или учебник по русскому языку для китайских студентов: сложная грамматика изучаемого языка станет более понятной, если ее визуальное оформление будет учитывать стратегию чтения выходцев из Китая.

Какие гаджеты помогают ученым

Проведенные и планируемые эксперименты открывают перспективы для новых исследовательских направлений филологического факультета ТГУ. В их развитии активно участвуют молодые ученые Валерия Нестеренко, Алена Гарина, Артем Смольянинов, Анна Хизниченко, Светлана Ермоленко и Мария Толстова. Они используют современное оборудование университетского Центра когнитивных исследований и нейронаук. В частности это айтрекеры и биобраслеты.

Айтрекер позволяет отслеживать положение глаз: на человека надевают специальные очки и шлем, которые передают на компьютер данные о движении зрачков, скорости и фиксации на различных частях текста. Биобраслет, в свою очередь, регистрирует сердечный ритм и прочие показатели тела. Все это в комплексе дает возможность отслеживать реакции организма на текст, распознавать элементы, на которые человек смотрит в первую очередь даже считанные доли секунды.

© пресс-служба Томского госуниверситета
.

Помимо восприятия текста ученые исследуют реакции участников экспериментов на иллюстрации. Очевидно, что качественная и хорошо подобранная картинка на странице учебника повышает эффективность усвоения материала, поэтому важно понять, при каком соотношении смысла текста и иллюстрации информация будет усвоена быстрее, а при каком – подробнее.

Как проект поможет студентам и преподавателям

Конечная цель ученых филфака – разработать рекомендации для преподавания русского языка, в том числе как иностранного.

"Русский язык как иностранный – это очень популярная сфера в русской лингвистике, но она мало подкреплена научным анализом. Методика преподавания формируется почти на ощупь, базируется на опыте преподавателей. Но если все обосновать теоретически, будут более качественные методические результаты", – считает Тубалова.

Она подчеркивает, что проведенное исследование – это только начало: "Мы изучаем возможности оборудования и подключаем ученых – нейробиологов и нейропсихологов. В перспективе получим полную картинку, как человек реагирует на текст в плане эмоций, когнитивной нагрузки и так далее. Это все – попытка отследить работу мозга".

© пресс-служба Томского госуниверситета
.

Как уточняется на сайте госуниверситета, этот проект реализуется в рамках работы междисциплинарного Центра исследования чтения ТГУ. Открытие центра поддержано федеральной программой стратегического академического лидерства "Приоритет 2030" в рамках стратегического проекта ТГУ "Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества".

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке