ТОМСК, 30 ноя – РИА Томск. Межгосударственный
авиационный комитет (МАК) опубликовал окончательный отчет по расследованию
аварийной посадки самолета Ан-28, выполнявшего рейс из Кедрового в Томск в 2021
году. Из отчета следует, что двигатели отказали из-за срыва льда, аварии
способствовали усталость экипажа и неисправность датчика сигнализации обледенения.
Подробнее – в материале РИА Томск.
Ранее сообщалось, что пассажирский самолет Ан-28 авиакомпании
"СиЛА" 16 июля 2021 года выполнял рейс Кедровый – Томск и совершил
жесткую посадку в Бакчарском районе. На борту находились 18 человек. Командир
судна и пассажир получили серьезные травмы. В отношении пилота было возбуждено дело.
По версии следствия, "из-за невнимательности экипажа в силу его усталости
своевременно не была включена противообледенительная система двигателей".
"Авария самолета Ан-28 RA-28728 произошла при выполнении
вынужденной посадки на подобранную с воздуха площадку, необходимость которой
была обусловлена отказом (самопроизвольным выключением) в полете двух
двигателей. Выключение двигателей произошло при выполнении полета в условиях
обледенения с выключенной противообледенительной системой из-за срыва льда с их
входных устройств в проточную часть", – сказано в заключении.
Добавляется, что авиационному происшествию, "наиболее
вероятно" способствовали: неисправность датчика сигнализации обледенения
(невозможность автоматического включения системы); нарушение режима труда и
отдыха и невыполнение экипажем ручного включения противообледенительной
системы.
Также среди способствующих происшествию факторов значатся
"непринятие" экипажем решения об отказе от выполнения дальнейших
трудовых обязательств при утомлении.
Отмечается, что в руководстве по производству
полетов авиакомпании за сотрудниками не было закреплено это право в нарушении
приказа Минтранса. "Приказ-139 определяет, что порядок реализации данного
права членов экипажа должен быть определен в руководстве по производству
полетов (РПП). РПП авиакомпании ООО "СиЛА" указанного порядка не
содержит, что существенно затрудняет членам экипажа реализацию их прав", –
сказано в отчете.
© скриншот с видео СК РФ
Кроме того, среди способствующих факторов
названа повышенная гипоксическая нагрузка при выполнении полетов на высоте
свыше 3 тысяч метров без дополнительного использования кислорода, что могло
"усилить негативное проявление оперативной усталости".
"За менее чем 24 часа это был уже 10-й полет, который
выполнялся данным экипажем… При планировании рейсов в указанный период был
существенно нарушен режим труда и отдыха, предусмотренный руководством по
производству полетов авиакомпании... Планирование полетов было выполнено
неудовлетворительно", – добавляется в отчете.
Также из документа следует, что экипаж 15-16 июля пролетел по
маршруту Томск – Абакан – Кемерово – Абакан – Томск – Горно-Алтайск –
Новокузнецк – Горно-Алтайск – Томск – Кедровый. Таким образом, общее полетное
время составило 13 часов 45 минут.
Командир воздушного судна вылетел из Магадана 14 июля в 23.25.
Маршрут следования в Томск проходил через Новосибирск, в том числе 4 часа 35
минут на такси. Время в пути составило "как минимум 11 часов 35
минут": "По прибытии в город Томск командиру воздушного судна не было
предоставлено время для отдыха".
Отказ двигателей и "переворот"
Самолет, на котором экипаж вылетел из Кедрового в Томск, был
построен в Польше в 1990 году, один из двигателей 1989 года выпуска. Сертификат
летной годности Ан-28 был выдан до 30 октября 2022 года.
Шестнадцатого июля 2021 года управление самолетом осуществляли два
пилота – 56-летний командир воздушного судна с налетом в 7906 часов и 36-летний
второй пилот (порядка 182 часов). Активное пилотирование самолетом осуществлял
второй пилот.
Ан-28 вылетел из Кедрового в 08.50. В 09.01 на высоте 3100 метров
и скорости в 210 километров в час бортовой системой было зафиксировано
интенсивное падение оборотов правого двигателя, через три секунды – левого.
Падение оборотов продолжалось до их полного выключения.
"После выключения двигателей, согласно объяснительным
экипажа, командир воздушного судна взял управление на себя. Им было принято
решение на посадку самолета на подобранную с воздуха площадку. В 09.11 экипаж
произвел вынужденную посадку на равнинную заболоченную местность. При
приземлении произошло капотирование (опрокидывание. – Ред.) самолета", –
сказано в отчете.
© из отчета Межгосударственного авиационного комитетапосадочный след аварийно севшего Ан-28
Из отчета следует, что серьезные телесные повреждения получил лишь
командир – перелом лодыжки левой берцовой кости: "Один из пассажиров был
доставлен в лечебное учреждение, где был установлен диагноз:
"психоэмоциональное состояние на фоне стрессовой ситуации".
В 11.36 отправленный на поиски упавшего судна вертолет Ми-8Т,
обнаружив дым от костра, доложил об обнаружении самолета в перевернутом
положении и людей поблизости.
"В период 11.55-12.25 экипаж Ми-8МТВ… произвел с режима
висения погрузку 18 человек... В 12.45 экипаж Ми-8МТВ… произвел посадку на п.
п. Бакчар. Автомобиль скорой помощи повез пострадавших в медицинское
учреждение", – говорится в отчете.
Редакция РИА Томск запросила в Восточном межрегиональном следственном управлении на транспорте СКР информацию о ходе расследования уголовного дела.
© из отчета Межгосударственного авиационного комитетаПриборная панель перевернувшегося АН-28