ТОМСК, 16 апр – РИА Томск. Частичное разрушение направляющей
дамбы Коммунального моста в Томске не грозит прочности сооружения, однако властям
следует серьезно отнестись к проекту восстановления поврежденных конструкций;
дорога вдоль Сенной Курьи требует бетонных укреплений, а само озеро должно сообщаться с Томью, сообщил во вторник РИА Томск экс-глава
"Мостоотряда-101" Василий Музалев.
Ранее сообщалось, что 13 апреля вода из Томи начала заливать дорогу
к Сенной Курье на левом берегу. В результате ее перелива стала разрушаться дамба у Коммунального моста. 15 апреля вода полностью разрушила участок дороги. Власти решили
демонтировать его, так как остатки сооружения направляют поток воды к насыпи. В соцсетях
томичи активно обсуждают устойчивость Коммунального моста.
"Когда проектировали мост (1960-е годы), все было предусмотрено нормально,
но тогда не было еще той дороги. В исходных данных был самый верхний ледоход и самая
высокая вода, которая раз в сто лет бывает. Но проектировщики не предполагали,
что могут быть заторы – тогда (во времена строительства) такой проблемы не было",
– сказал Музалев, добавив, что мост был введен в эксплуатацию в 1973 году.
Он напомнил, что впервые подобная ситуация с частичным
обрушением ледонаправляющей дамбы произошла во время ледохода 2010 года. Тогда Томь
промерзла зимой до дна, и весной затор образовался сразу за мостом.
"Дорога – это был отдельный проект, ее построили позже. Но они не
рассчитали, что может быть затор и перелив. Откос дороги не был укреплен. Кроме
того, эта дорога перегородила заход воды из Томи в Сенную Курью… Вода там была
очень низкая, и когда перелив пошел возле моста, она хлынула между дорогой и дамбой.
На такой скорости поток размыл и дорогу, и дамбу", – пояснил эксперт.
© предоставил Василий Музалев
Как подмыло направляющую дамбу Коммунального моста паводком в 2010 году
Что делать?
"На случай чрезвычайной ситуации нужно укрепить дорогу
бетоном, а между ней и ледоотводящей дамбой моста сделать укрепление крупными
обломочными материалами – скальными рваными породами. Тогда, даже если вода
поднимется выше дороги, она выстоит", – отметил мостостроитель.
Кроме того, по мнению Музалева, следует восстановить
сообщение между Томью и Сенной Курьей, чтобы предотвратить мощные переливы в
будущем. Для этого, как считает эксперт, требуется инженерное решение.
Например, выше по течению Томи, где она раньше соединялась с Сенной Курьей, можно сделать мостик или водопропускные трубы
под дорогой. Тогда Сенная Курья во время большой воды будет сообщаться с Томью в
спокойном, а не экстренном режиме.
© РИА Томск. Никита Гольцов
Томь смыла участок дороги у Коммунального моста. Апрель 2024 года
Но самое главное, подчеркнул собеседник, власти не должны
допускать образования ледовых заторов в черте Томска. Отвечая на вопрос о
превентивных ледовзрывных и ледорезных работах, которые проводятся накануне
каждого ледохода, Музалев сказал: "Ежегодно
заторы в одних и тех же местах, можно заранее предусмотреть степень
риска".
Сам Коммунальный мост у эксперта опасений не вызывает,
однако у него есть вопросы по поводу содержания всех искусственных сооружений Томска: "Должна быть система эксплуатации. Берега около мостов должны быть расчищены, не
должно быть захламленности… А они говорят, денег нет", – подытожил Музалев.
© РИА Томск. Андрей Кузнецов