ТОМСК, 20 апр – РИА Томск. Томский Средний Васюган,
алтайский Кош Агач, утесы байкальского острова Ольхон, старинные заводы Урала…
Чем дальше путь и чем глуше пункт назначения, тем больше ярких фотографий будет
в новых постах путешественника Вячеслава Балашева. Он исколесил на своем внедорожнике почти всю Сибирь вместе с
экспедицией ТВ-2. А в последнее время путешествует по ближнему зарубежью. В
интервью РИА Томск Вячеслав рассказал, как далеко можно уехать на своей машине
из Томска.
Любопытство, загранпаспорт и нормальная машина
Вячеслав делится своими впечатлениями и фотографиями из
поездок в социальных сетях, например в Telegram-канале. Или выставляет свои
снимки на межрегиональном фестивале путешественников "56-я параллель".
Это мероприятие проводится в нашем городе с 1999 года для обмена опытом и
встреч путешественников.
В этом году "56-я параллель" состоится 20 и 21
апреля в томском Академгородке – в библиотеке "Академическая" (улица
Королева, 4). В субботу, 20 апреля томичей ждут с 12.00 до 20.00, а в
воскресенье, 21 апреля – с 12.00 до 18.00. В программе – кинопоказы, встречи с
путешественниками в режиме реального общения и фотовыставка. Вячеслав участвует
в фестивале и как путешественник, и как организатор.
В преддверии "56-й параллели" Балашев рассказал
журналистам РИА Томск, что самое дальнее его путешествие было в Узбекистан в
2023 году – до Хивы он проехал 3,5 тысячи километров. Этим летом планирует
отправиться в Монголию – "доступную для томичей заграницу".
© предоставил Вячеслав БалашевХива, Узбекистан
Путешественник подчеркивает, что, говоря о доступности, надо
понимать принципиальный момент: путешествия на авто нельзя считать
альтернативой авиаперелетам, потому что итоговая стоимость таких поездок, как
правило, выше. Ведь плата за автономность в этом случае включает в себя не
только расходы на бензин, но и многие другие траты.
А вообще самый важный вопрос в поездках, по его мнению, – это
нормальная машина. Вячеслав говорит, что у него такая появилась 10 назад, это Mitsubishi
Pajero.
— Это полноприводная машина с высоким клиренсом. В Хиву
можно и на обычном седане, в Узбекистане везде дороги нормальные, но если поехать
в Казахстан… До Алматы почти 1,5 тысячи километров, и сразу после границы с
Россией начинается "зубодробилка": глубокие ямы, бесконечные объезды
по степям, ремонты… Местные говорят, уже 10 лет дорогу делают-делают и сделать
не могут.
Есть хороший путь по шоссе через Омск и Астану, но это еще плюс
одна тысяча километров. На машине с низким клиренсом проехать от границы России
до Алматы – это 20 часов, а на моей машине – часов 12.
— Куда из Томска
можно поехать отдыхать далеко на машине?
— Предела нет, это вопрос подготовки водителей и экипажа. Я
давно езжу и занимаюсь самостоятельными автопутешествиями, наверное, уже лет
10, собственно, с того момента, как и появилась нормальная машина.
© предоставил Вячеслав БалашевНочевка в степи
— На что нужно обратить внимание, готовясь к отпуску на
машине?
— Важная часть автопутешествий – это подготовка автомобиля.
Машина должна быть исправной на 100% – необходимо заехать на ТО, проверить все
узлы, масла, резиночки и все-все-все.
Вам точно не помешает кондиционер в машине. В моей машине он
не работает, и мы в плюс 40 ехали с открытыми форточками. То еще испытание. Также
пригодится палатка. Мы эконом-путешественники, поэтому часто спим в палатке.
Можно найти гостиницу посередине степи, но я даже не пытался. Палатка – это
удобно: где-то ты едешь, увидел красивое место, остановился. А вот в
Узбекистане мы жили в гостинице, потому что останавливались уже в городах.
Спальники, котелки, минимальный набор посуды, какой-то набор
еды – все это должно быть в машине. Однажды нас перед Ташкентом случилась поломка,
и целый день в сорокоградусную жару посреди поля чинили машину. Рядом не было
ни магазинов, ни придорожных кафе, а питаться же надо как-то… Так что запас
продуктов – это важно.
© предоставил Вячеслав БалашевОбед в автомобиле
Посреди поля никто не поможет. А если и есть какой-то сервис
рядом, то цена будет в два раза больше обычного, потому что для некоторых
турист – это мешок с деньгами.
Позаботьтесь о документах – паспорт или загранпаспорт (он
нужен, например, для поездки в Узбекистан и Монголию). Должны быть юридически
чистые и полностью понятные документы к автомобилю, потому что в разных странах
разное законодательство. Так, у нас
разрешается ездить без доверенности на чужом автомобиле, имея страховку, а в
других странах могут возникнуть вопросы вроде: "Что это за автомобиль?
Откуда он? Ты его хочешь продать?".
Автомобиль или самолет
— Почему автомобиль? Если с ним столько забот и подготовки, не проще
полететь на самолете?
— Стартовать на собственной машине от начала путешествия до
конца – это удобно. Ты не ограничен в передвижениях, ты можешь зарулить куда
угодно, посетить любые достопримечательности, любое красивое озеро. За дальнюю
дорогу ты видишь во много раз больше красот, чем с высоты полета самолета.
Однажды в путешествии по Казахстану мы свернули на кладбище:
там они не похожи на российские, они очень монументальные и красивые, с
дорогими мавзолеями. Без машины мы бы никогда не поехали специально в такое
место.
© предоставил Вячеслав БалашевВ Казахстане
Мы часто сворачиваем "не туда", чтобы увидеть
какие-нибудь природные красоты. Или гуглим по пути маршрута достопримечательность,
например, древнюю крепость. Почитали, решили, что прикольно и поехали. Автобус
и низкая машина не везде проедут, а своя нормальная машина позволяет попасть
практически в любое место.
Путешествовать на машине – это еще и экономия. Без авто ты
платишь по 2-5 тысячи рублей за то, чтобы тебя на "УАЗике" куда-нибудь свозили. Если
позволяют деньги, можно долететь до нового региона на самолете и там арендовать
правильный автомобиль. Но и даже в этом случае ты не имеешь полной свободы.
— Как выбрать,
куда поехать?
— Сначала
выбирается цель, потом подбирается состав участников. Создается общий чат, в
него закидывается информация – какие есть достопримечательности, где можно
остановиться. Дороги смотрю по онлайн-картам, на различных сайтах для
путешественников. В некоторых случаях приходилось даже звонить в администрации
деревень и спрашивать, есть ли до них дорога.
— С кем вы
путешествуете?
— Собирается команда энтузиастов. Участвуют одна-две машины,
то есть четыре-восемь человек. Очень важно иметь компаньонов на другой машине,
когда это внедорожное путешествие, потому что мало ли что случится… Можно
застрять и потом два идти до цивилизации. Так что четыре человека – это хорошо,
но восемь – еще лучше!
© предоставил Вячеслав БалашевБухара
— Возьмем
среднестатистического томича с нулевым опытом путешествий на машине. Машина
есть, желание куда-то поехать тоже… С какой точки лучше начать?
— С наших томских достопримечательностей, это будет
проверка. Интересные места – горячие источники в Парабели, всего 500 километров
от Томска, и ты посреди сугробов купаешься в горячей ванне. Можно заехать в
Нарым, это в прошлом центр ссылки. Еще Таловские чаши – надо проехать до 41-го километра и еще пять километров идти пешком.
Потом можно выбрать умеренно далекие Алтай и Байкал. Байкал
и зимой, и летом очень красивый. В поселке Листвянка, который часто советуют
путешественникам, смотреть нечего, на мой взгляд, а вот остров Ольхон нужно
посетить. Советую объехать на машине весь Байкал, заехать в Улан-Удэ, Иволгинский
дацан, Баргузинский заповедник, где великолепная природа и можно посмотреть на
нерп.
А после можно ехать и на дальние расстояния. Не бойтесь трансграничных
путешествий. Это только говорят, что сложно, что заграница непонятна. На самом
деле в рамках постсоветского пространства все пограничные переходы понятные,
там минимум всяких пошлин. Единственное – будьте готовы выложить все содержимое
из машины.
© предоставил Вячеслав БалашевКыргызстан
В прошлом году меня попросили швейную машинку в Алматы
передать, и когда мы разгружались, из швейной машинки выпало разметочное мыло –
круглое, белое. Пограничник спрашивает, что это, а я и не знаю. Хорошо, что
кто-то из моих попутчиков сказал, что это мыло. В общем, пограничный переход
занимает время, но после путешествия все обсуждают это с улыбкой.
Поезжайте в Азию. Красиво,
а еще и экономно. Например, в Узбекистане трехнедельный отпуск обойдется в
копейки, учитывая, что еще бензин делится на четверых. В итоге у нас вышло по
25 тысяч на человека.
В 2022 году у нас была поездка Казахстан – Киргизия – Узбекистан.
Из Казахстана мы проехали на Иссык-Куль и там по новой трассе через Киргизию попали
в Ош, потом поехали в Узбекистан до Бухары и возвращались обратно через Алматы.
© предоставил Вячеслав БалашевБухара, Узбекистан
— Какие неприятности
могут ждать путешественников?
— Могут быть так называемые автоподставы, когда другие
участники движения пытаются создать ситуацию, явно нарушающую местные правила,
либо когда тебя штрафуют за что-то, что на самом деле норма.
Поэтому читайте ПДД, и если будут проблемы, ссылайтесь на
этот документ. Узнавайте номера телефонов "горячих линий" против
коррупции на случай, если вам вдруг выпишут необоснованный штраф. В Казахстане,
например, это 1424 — до сих пор помню их номер.
В Киргизии и Узбекистане нас никогда не останавливали.
Полицейские здесь показались нам отзывчивыми и вежливыми, всегда показывали
дорогу, а как-то раз сопровождали нас до отеля, чтобы мы не заблудились.
Своего рода неприятность – терять время на границе. На
переход границы закладывайте как минимум полдня. Например, граница около Ташкента:
там вечером огромная очередь – все возвращаются с Шымкента с работы домой.
В целом нужно быть осторожными и следить за личными вещами,
как и в любой поездке. Даже в самых безопасных странах нужно поглядывать за
вещами, закрывать двери, и, конечно же, аккуратно ездить на машине и соблюдать
ПДД.
© предоставил Вячеслав БалашевВерблюды в Кыргызстане