ТОМСК,
20 апр – РИА Томск, Лидия Кузьменко. Томский
общепит развивается в рамках общероссийских тенденций, но при этом имеет свои
особенности. Как томские кафе и рестораны выходят на рынок других регионов и
реагируют на общие тренды, РИА Томск рассказал зампредседателя томской ассоциации рестораторов (АРТО) и собственник сети китайских бистро "Дыхание вока" Алексей Степанов.
Ранее сообщалось, что после сильного спада в период
антиковидных ограничений обороты томских ресторанов и кафе достигли показателя
2019 года лишь в 2022 году (9,5 миллиарда рублей). В 2023-м рост продолжился, а
в этом году эксперты ожидают открытия десятков новых заведений.
Сети
общепита
© РИА Томск. Никита Гольцов
Замглавы томской ассоциации общепита Алексей Степанов
"Мы видим наступление сетей, точно так же, как
мы это видели в рознице, в аптеках, в автосервисах, и в этом смысле Россия идет
по американскому пути", – говорит Степанов, поясняя, что европейский
подход иной: один ресторан – один владелец.
В России явно виден тренд на развитие федеральных
сетей в регионах, и в Томске тоже. "Например, "CHICKO" – корейская
кухня, или Kannam Chicken. Сейчас мы увидели открытие в гастрохолле франшизы
Surf Coffee и "Мидийной", – привел пример собеседник агентства.
В недавнее время томские сети тоже стали активно
"выходить" в другие города: "Процесс идет. "Безумно"
открываются в Новосибирске, Make Love Pizza работают в Тюмени и Алматы".
По мнению Степанова, сети стали популярны среди рестораторов по ряду причин. Во-первых, экономика: заготовки теперь делают в цехах, а на кухне только доготавливают. Во-вторых, контроль качества. Одну точку заготовки контролировать проще, чем полный цикл производства в каждом отдельном заведении: "Потребность в контроле качества становится меньше, а продукт стабильнее".
"Вы
приехали в незнакомый город, например, в Тобольск. Небольшой городок. Вы ничего
не знаете про местный общепит. Хороший он или плохой. Вы, скорее всего, пойдете
в "сетевуху", потому что вы хотя бы знаете ее", – пояснил он
причину популярности сетей среди потребителей.
Автоматизация
пищевого производства
Еще один общероссийский тренд – общепит пытается
автоматизировать максимум производственных процессов: "Все, что можно
перекрутить в машине, перекручивают в машине".
© РИА Томск. Мария Масляева
"Приходят на завод к "Мираторгу" и
говорят: "Нам нужны котлеты,
столько-то десятков тонн в неделю".
И котлеты уже делает завод, а не само заведение. То же самое с соусами: "Нам нужны три цистерны соуса, варите". И завод варит", – рассказал Степанов.
Он добавил, что томские сети и заведения, в отличие
от центральных регионов, в основном имеют свои собственные небольшие
производства.
Шринкфляция
Еще одна общероссийская тенденция –
производители снижают количество, объем или вес блюд, но при этом сохраняют
цену:
"Производители продают не десяток яиц, а девяток. Бутылки теперь не 1000 миллилитров,
а 930 миллилитров или 850 миллилитров".
Алексей рассказал, что в общепите
"шринкфляция" бросается в глаза не так сильно: "Идет постоянная
работа по изменению рецептур, замене компонентов, повышению технологичности.
Все в комплексе работает, мы не можем вдвое уменьшить порции. Никто не будет
есть, если они слишком маленькие".
"Мы внутри нашей сети стараемся работать с
двумя вещами. Первое, работа с высокопроизводительным оборудованием. Это уже не
кастрюлька, а котлы на 250 литров. Промышленные мясорубки, овощечистки, упаковщики",
– рассказал собеседник агентства.
Также, по его словам, постоянно идет поиск новых
поставщиков: "Пример: в Томске куриное филе стоит в среднем 420 рублей, в
Новосибирске продается по 365 рублей за кило, и его могут даже привезти в
Томск. Вау! Мы пошли этим путем: давайте не будем повышать цену, а организуем
логистику из Новосибирска".
Скорость
обслуживания
Одним из трендов общепита является и увеличение
скорости обслуживания посетителей.
© РИА Томск. Олеся Нагорная
"Я
хорошо помню в Томске "Жили-были". В 2003 году заходишь туда – полная посадка. Официант нес меню 25 минут,
первое блюдо подавали минут через 40. Сейчас это вне рынка. В дорогом ресторане
еду выносят через минут 10-15", – рассказывает Степанов.
По его словам, повышение скорости
обслуживания связано с увеличением ценности времени, сами люди при этом готовят
дома все меньше. За счет это происходит демократизация рынка.
"В
супермаркетах все больше готовой еды, которая пользуется спросом. "Лама"
и "Ярче!"
– посмотрите на количество готовой еды у них в ассортименте, есть и кофе,
и выпечка, и салаты в контейнерах… Крупные федеральные сети начинают идти в
общепит. Самый понятный пример – INTERSPAR в "Изумрудном
городе". Зона кулинарии, зона со
столиками. И этого будет все больше", – сказал
Степанов.
Локальные
кухни и Азия
В Томске существует
тренд на локальную сибирскую кухню.
"Тренды на локальную кухню
есть, стремление работать с локальными продуктами есть. Вернулся наш любимый "Славянский
базар". Это хорошо, это аутентичное историческое заведение для Томска, это
интереснее, чем питерская франшиза, локальные проекты меня радуют больше ",
– рассказал Степанов.
Он отмечает, что при этом никуда не
делся общероссийский тренд на азиатскую кухню.
"Из
странных томских трендов – мало рыбы в общепите, да и в рознице тоже.
Посмотрите на Новосибирск, на сеть "Рыбный
день": сколько магазинов, какие там
очереди. Казалось бы, в чем разница? Обь та же самая. Но у нас ассортимент
рыбных магазинов меньше. Потихоньку этот разрыв начинают закрывать", −
рассказывает Степанов.
© РИА Томск. Наталья Брусницына
Долгое время в Томске не было грузинской кухни. До
сих пор не развита вьетнамская кухня, не представлена еврейская. "Много интересных кухонь, много стран, но
количество жителей у нас фиксированное", –
отмечает эксперт.
Гастрохоллы
"В
прошлом году по России было открыто 64 гастрохолла, это много. Большая часть в
Москве, но тенденция идет по стране. С "Лампочкой" произошла смешная ситуация. Хотели со
стороны Советской тоже гастрохолл, но не успели. Слишком мало парковок, чтобы
там существовал гастрохолл, но посмотрим",
– рассказал Степанов.
Он пояснил, что "Лампочка"
– не первая попытка создать гастрохолл в Томске: "Пытались сделать
микрогастрохолл ребята из "Зеленой улицы", но потом что-то пошло не
так".
"Это путь такой же, как с
развитием ТЦ. Были отдельные магазинчики, потом стали появляться ТЦ. Спорный
момент, так как они однотипные и с одними магазинами. Локальные магазины
предлагают разный товар. С гастрохоллами по-другому: они работают с локальными
игроками, и мало кто пытается работать на федеральных франшизах.
Гастропространство дает разнообразие, каждый заказал себе все, что хотел",
– сказал собеседник агентства.
К минусам Степанов относит концентрацию
жизни общепита в одном месте. Он приводит в пример аналогию с магазинами: "Открылась
"Лента", все мелкие магазинчики рядом вымерли. 800 малых магазинов
было раньше по городу, если сейчас найдется хотя бы 80, будет хорошо".
© РИА Томск. Никита Гольцов