День Ивана Купалы достался нам в наследство от восточных
славян, и отмечать его принято с ночи на 7 июля. Праздник имеет и другие
названия – Иванов день, Купальская ночь, Купала. Какие традиции до сих пор
соблюдают некоторые наши соотечественники – в справке РИА Томск.
История
День Ивана Купалы имеет языческое, народное происхождение.
Это праздник летнего солнцестояния, который отмечался восточными славянами
(русскими, украинцами и белорусами). День Ивана Купалы – "макушка
лета".
До принятия христианства день Ивана Купалы считался одним
наиболее почитаемых праздников: он отмечался на рубеже двух периодов солнечного
годового цикла (в ночь на 7 июля, или с 23-го на 24 июня по старому стилю),
который лежал в основе земледельческого календаря. С течением веков за
праздником закрепилось несколько названий: кроме уже упомянутого, его также
называют Иванов день и Иванова ночь.
С христианской традицией этот народный праздник роднит дата:
день Ивана Купалы полностью совпадает с праздником Рождества Иоанна Крестителя.
В некоторых странах Европы в дни летнего солнцестояния (с 20
по 26 июня) празднуют похожий на Ивана Купалу День святого Иоанна (в честь
Предтечи).
Обряды, традиции и приметы
Как и с любым народным праздником, с днем Ивана Купалы
связано множество обрядов и традиций. Несмотря на древность происхождения и
утраченный за давностью времен первоначальный смысл, многие из них охотно
воспроизводятся и сегодня.
Так, в ночь на Ивана Купалу принято прыгать через костер и
купаться. Языческий обряд очищения с течением времени приобрел новое значение,
а во второй половине ХХ-XXI века превратился в "этнографический аттракцион".
Согласно некоторым трактовкам, в христианском мировоззрении
образ "уходящего" солнца стал восприниматься как символ Иоанна
Предтечи, родившегося в день летнего солнцеворота (древнерусское название
солнцестояния), который своим явлением и крещением народа в водах Иордана,
предрек явление Христа. Иоанн Предтеча первым назвал Иисуса "агнцем
Божьим, который примет на себя грехи мира".
В Древней Руси ходило поверье, что в ночь на 7 июля нельзя
спать. Праздник летнего солнцеворота – день (а, главным образом, ночь), когда все
потусторонние силы – оборотни и ведьмы, змеи и русалки, лешие и водяные,
домовые и колдуны – выходят к людям. Чтобы не попасть под их власть, следует
шуметь и веселиться, отпугивая нечисть.
Повсеместно день Ивана Купалы считался праздником молодежи.
Парни ходили по деревне, шумели и буянили (например, заваливали дровами ворота
и двери домов). Девушки водили хороводы, пели песни.
Также на Ивана Купалу собирали травы – считалось, что именно
в этот день они становятся целебными, получают волшебную силу.
Традиционное действо в ночь на Ивана Купалу – поиск
цветущего папоротника, который считался одним из самых загадочных,
колдовских растений. По народным поверьям, цветущий папоротник не только
исполняет сокровенные желания, но и помогает отыскивать клады.
Вода в Иванову ночь тоже считалась целебной и обладала
магической силой, которая помогала очиститься от всякого зла и скверны,
исцелиться от болезней и приобрести хорошее здоровье. Также принято было
обливать водой всякого встречного – по сути, это ритуал насильственного
очищения, к которому было принято относиться снисходительно.
Традиция купания и обливания водой на Ивана Купала
благополучно пережила века и встречается до сих пор, особенно за Уралом
(возможно, это наследие насильно переселенных в Сибирь жителей западной части
страны, благополучно "законсервировавшееся" в поселках
спецпереселенцев, как в индейских резервациях).
Кроме того, на заре на Ивана Купала было принято собирать
росу – считалось, что она также обладает невероятной целебной силой. Купальской
росой омывали лицо и руки, чтобы прогнать болезни.
Еще один магический атрибут Ивана Купалы, имеющий откровенно
языческое происхождение, – огонь. Считалось, что на купальскую ночь огонь
обычного костра получает божественную силу и очищает от грехов и болезней. По
старинной традиции костры разводились на берегах рек и озер. Люди водили вокруг
них хороводы, плясали, а также прыгали через огонь, очищаясь от скверны.
В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей
сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и сами болезни.
Кроме того, праздник Ивана Купалы называли
"любовным". Девушки в день Ивана Купалы плели венки из трав, а
вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет,
значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Справка составлена по информации из открытых источников