ТОМСК, 10 авг – РИА Томск.
Стресс, в который телефонным мошенникам удается погрузить человека, может
отключать весь его жизненный опыт, оставляя лишь эмоции, которые мешают
принимать правильные решения. О том, как распознавать и преодолевать телефонные манипуляции, РИА Томск рассказал кандидат психологических наук, доцент факультета психологии
Томского государственного университета (ТГУ)
Игорь Филенко.
Ранее сообщалось, что в Томской
области в последние годы увеличивается количество зарегистрированных случаев
дистанционного мошенничества – с использованием телефонов и IT-технологий. Регион по этому показателю занимает первое место
в Сибири и девятое по РФ.
С начала 2024 года в области зарегистрировано 4,4 тысячи таких преступлений (46% от общего числа). Самые распространенные – звонки пенсионерам по поводу пересчета
пенсии, обманы родственников военнослужащих и звонки от лжеоператоров сотовой
связи.
– Игорь Александрович, в какой момент мошенники отключают наше критическое мышление? Как им
удается провернуть свои делишки даже с теми, кто,
казалось бы, никогда не мог бы попасть в эту
ловушку?
– У каждого человека есть свои характерные уязвимости. Например, люди после
50 лет становятся более доверчивыми, в возрасте с 17 до 22 лет еще полностью не социализированы –
поэтому сложные социальные ситуации могут создавать для них проблемы.
А с 23 до 40 лет у большинства уже есть социальный
и профессиональный опыт, развита бдительность, но есть амбиции, и если
дернуть их за ниточку быстрого получения денег или разрешения проблем, можно
попасть в точку.
Плюс к этому добавляются личные особенности человека. Еще в 2020 году
один специалист по кибербезопасности писал о том,
что никто не является защищенным, потому что за 10 тысяч рублей можно получить
полную информацию о человеке через даркнет, включая его
детальную активность на протяжении прошедшего дня. И если финансовая выгода
мошенников исчисляется миллионами, конечно, они не брезгуют такими углубленными
знаниями.
© предоставлено Игорем Филенко
Доцент факультета психологии ТГУ Игорь Филенко
Критическое мышление отключается тогда,
когда мошенник вылавливает уязвимый фактор, и
для конкретного человека он свой. Как правило, эти факторы эмоционально
значимы, потому что именно эмоции блокируют критическое
мышление.
Всего насчитывается от 6 до 12 базисных эмоций,
они перинатальные и закладываются еще до рождения человека. Это, например, гнев, презрение, отвращение, горе, страдание, страх, вина,
интерес, радость, стыд, удивление. Их интенсивные проявления могут
заглушать рацио.
– А, может быть, именно страх заставляет жертву так долго продолжать
контактировать с мошенниками?
– Страх – одна из базовых перинатальных эмоций. Ученые даже проводили
исследование плода ребенка с помощью УЗИ.
Когда мама испытывает радость – на лице еще не
родившегося ребенка уже формируется
улыбка, а если мама попадает в экстремальную ситуацию – на лице ребенка возникает эмоция страха, и все это
закладывается еще до рождения.
В сложных ситуациях также многое
зависит от технологий социальной инженерии, которые используются мошенниками. Например, если
человеку сообщают, что заканчивается договор сотовой связи и его срочно надо
продлить, а для человека, например,
жизненно важно быть на связи, и чтобы она была надежной и чтобы это быстро
решилось, вот он и идет навстречу.
Ситуации ловушек могут быть
абсолютно разные – людям предлагают льготные кредиты, от имени полиции просят помочь в ловле мошенников, или близкий якобы попал в беду. Если от человека требуется какую-то
ситуацию разрешить быстро, подключается эмоциональный фактор, и рациональное мышление работает плохо. Поэтому
здесь человек больше ориентируется на эмоции, а они не всегда
подсказывают верный вариант.
Также есть такое понятие – базовые
нужды. Они включают потребность в безопасности, потребности во взаимодействии
с другими людьми, в самовыражении, в саморазвитии. Мошенники
знают структуру потребностей человека. Манипуляции на эмоциях, на слабостях, связанных с неудовлетворенными потребностями личности, – это психологические аспекты.
Есть еще манипуляции, основанные на социальном долге, и тогда человеку
очень сложно противостоять, например, просьбам полиции, которая якобы ловит
преступника.
– Получается, что эмоции, которые мошенники вызывают в человеке, способны
полностью парализовать его рациональную составляющую?
– Проводились
исследования, как ведет себя человек в критических стрессовых
ситуациях. И оказывается, что у многих
людей, когда они попадают в трудную жизненную ситуацию, начинает хуже память
работать, и они уже даже не могут вспомнить
ту информацию, которая в нормальной ситуации
им бы помогла. Причем память подсаживается именно в контексте этой проблемной ситуации.
Приведу примеры. В одной книге описана
авария на электростанции. Оператором на пульте был очень опытный человек
со стажем работы 25 лет, возраст – около 50 лет. Он массу всяких ситуаций
перевидал, но возникла нештатная ситуация, которой в его опыте не было. И в
этот момент он вошел в состояние ступора – сидел
как вкопанный перед пультом и ничего не делал, что привело
в конечном итоге к тяжелым последствиям.
Это о чем говорит? Когда возникают какие-то абсолютно новые
критические ситуации, информация, которую человек получал в процессе обучения, сметается самой ситуацией. И у человека остаются, по сути, в качестве ресурсов только первичные факторы – базовые эмоции,
регуляторные характеристики в виде самоконтроля. Все социально
обусловленные структуры могут утрачиваться в критических ситуациях.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Критиковать себя за то, что попал в такую ситуацию, смысла нет, потому
что все ресурсы были отключены, эмоции и стресс все это выбили.
Еще один пример. Психологом проводилось исследование
диспетчеров на железнодорожной станции перед началом смены. Дело было в августе. На
смену заступил опытнейший специалист 48 лет.
Диспетчеры – люди очень собранные,
у них развита система саморегуляции, они умеют четко
контролировать время, эффективно воспринимать, точно и быстро перерабатывать
аудиовизуальную информацию, решать сложные
когнитивные задачи. Входные тесты показали отличное
состояние работника, но тут его вызывает администрация и говорит, что
его августовский отпуск переносится на конец сентября по производственным
причинам.
А у мужчины уже куплены путевки, дети оповещены, жена отпуск взяла. И
вот эта ситуация его тут же выключила, у него
дистресс, лицо красное, пот градом катится, руки трясутся. И заступить на дежурство он, конечно, не смог. Это
пример случая, который возник на ровном месте, и мужчина,
опытнейший специалист, не смог эту ситуацию разрулить.
– А кто более устойчив к стрессу – женщины или мужчины?
– Если мы говорим о широком спектре
жизненных ситуаций стресса, то, конечно, мужчины более устойчивые. Они во
всех экстремальных профессиях доминируют. Но иногда
все зависит от типа ситуации и стресса. Если это природные, техногенные
факторы, то их мужчины лучше перерабатывают. Если это социальные или
коммуникативные недоразумения – то тут женщина может оказаться гораздо более устойчивой.
– Как распознать приемы мошенника в самом начале разговора, можно ли это
сделать вообще?
– Чтобы распознавать такое, должно быть детальное
видение ситуации. Вот, допустим, в одну и ту же комнату на короткое время пригласили
людей разных профессий или разного возраста. И через несколько минут их попросят
описать – что в комнате находится.
Кто-то увидит в комнате коробку на подоконнике, кто-то картину, кто-то стол с бумагами –
и назовет эти предметы. А другие этого не увидят, потому что они этого либо не знают, либо
не мотивированы воспринимать эти предметы.
Человек воспринимает то, что он хорошо
знает, и то, что для него значимо. Если
человек знает ситуации возможных уловок мошенников
(хотя бы на уровне кейсов) и если он мотивирован на их избегание, он
сразу поймет, что здесь что-то не то.
Нужно работать с кейсами. То, что их описывают в СМИ, – это правильно,
один человек описывает, другой человек
читает, и это усваивается. Это тренинг. То же самое происходит, когда нам кто-то
рассказывает о какой-то ситуации – мы уже определенный опыт получаем. Такой тренинг на уровне СМИ следует проводить непрерывно,
поскольку совершенствуются цифровые, финансовые технологии, и мошенники
используют их в своих интересах.
Второе – это нужно учиться контролировать свои
эмоциональные состояния: тревогу, стресс,
гнев. Есть хорошая книга санкт-петербургских
психологов В.Л. Марищука, В.И. Евдокимова "Поведение и саморегуляция
человека в условиях стресса", она как раз об этом.
Третье – необходимо развивать критическое мышление. Есть
кейсы, позволяющие это делать, и тесты, определяющие уровень критического
мышления.
Еще один момент. Если при разговоре вас торопят, заставляют быстро
принимать решение, нужно постараться привести себя в спокойное состояние. Образно говоря, выйти из тела, глянуть на
себя со стороны и подумать: правильно ли я себя веду. Здесь важно попытаться
подумать о том, а как еще можно решить ту проблему, которую описывают мошенники.
Очень важна социальная поддержка со
стороны людей, имеющих опыт преодоления таких событий, неравнодушных людей, экспертов, кому можно быстро
позвонить и проконсультироваться. Группа сильно влияет на человека. Если для людей
вокруг вас характерен невысокий уровень критического мышления, но высокий
уровень страха, тревожности, то это будет оказывать влияние и на вас, даже если вы считаете себя адекватным и компетентным человеком.
– Как сохранить самообладание, если ты уже попался в сети к мошенникам.
Например, взял многомиллионные кредиты и не видишь выхода из сложившихся
обстоятельств?
– Ситуации в жизни бывают разные, но любые, даже самые острые, завершаются. Жизнь на этом
не заканчивается. Винить себя точно не стоит, даже самые умные, опытные люди сталкиваются
в жизни с критическими ситуациями.
Если у человека сформированы и развиты глубокие жизненные смыслы, то
он такую ситуацию проходит не так остро, а если не развиты – он ориентируется только на сиюминутные реакции по типу
"здесь и сейчас", и этом случае,
конечно, проблема будет им восприниматься как
катастрофа.
© РИА Томск. Евгения Планкина
И с такими людьми уже нужно работать, в том числе с помощью психологов, психотерапевтов, потому что ситуации
могут быть очень критическими, и может возникать посттравматическое стрессовое расстройство, которое иногда сохраняется годами и портит человеку всю
последующую жизнь. Здесь нужна более углубленная помощь
профессионалов.
Важно, чтобы рядом были близкие люди. Когда близкие делят с человеком
беду, становится намного легче. Конечно,
бывают ситуации, когда человек полностью закрывается и отказывается от помощи, и
эти ситуации могут быть клиническими, там
уже помогают специалисты, терапия и медицинские препараты.
Еще многое зависит от уровня
доверия к тому социальному окружению, в котором находится человек. Если этот уровень доверия высокий, то человек начинает открываться, и
помощь ему будет более эффективной.
– Чтобы не попадать в такие ситуации, важно ли вселять в наших близких
чувство тревоги, чтобы они всегда были начеку?
– Следует развивать у близких состояние аллертности – готовности к
правильному поведению. Причем не к тому, которое описывается автоматическим принципом
"стимул-реакция", когда тебя словно
на поводке куда-то тащат, а внутренне
сформированному осознанному поведению, когда человек ощущает свой внутренний жизненный центр, побуждающий
к жизни и правильному действию.
Детям важно разъяснять вопросы безопасного
поведения начиная с 4-5 лет, потому что они с гаджетами уже с 2-3 лет. Но им все нужно
рассказывать на конкретных примерах и желательно в
игровой форме.
Нагнетать эмоциональные состояния тревоги
и страха не стоит, потому что у ребенка в
возрасте 3-5 лет складывается эгоцентрическое
мышление, когда он начинает противодействовать мнению родителей, и настойчивая прямолинейная позиция родителей может его
оттолкнуть. Это и подростков касается.
Если это мягкая, обучающая, игровая форма – это нормально будет восприниматься.
А вот с пожилыми родителями и родственниками все
по-другому, потому что у них избыточность доверия, а это иногда тоже фактор риска. Кроме
этого, им не хватает компетенций, связанных с новыми цифровыми и финансовыми
технологиями. Поэтому их нужно обучать,
развивать у них компетенции безопасного поведения и так же, как и детям,
нужно все рассказывать на конкретных
примерах.
– Как вы считаете, поменяется ли ситуация с дистанционным мошенничеством
в будущем?
– Технологии очень быстро развиваются, и само поле рисков меняется
очень быстро. Каждый 4-5 лет структура рисков – и финансовых, и цифровых – становится
другой. Сейчас все кардинально поменяется в связи с тем, что на арену выходят
большие лингвистические модели – чат-боты, генеративный
искусственный интеллект. Чат-боты будут становиться самостоятельными агентами,
которые будут навязывать человеку свою позицию.
Уровень взаимодействия сегодняшних мошенников – это диалог человека с
человеком, и они конструируют ситуацию,
чтобы управлять вниманием и осуществлять
контроль над человеком. С чат-ботами будет
сложнее бороться, потому что они будут вести себя как человек, но у них объем
знаний колоссален, на несколько порядков выше
человеческого, а этические нормы для них не работают.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Мы с вами оперируем пятью тысячами обиходных слов, а в чат-бот
загружен лексикон всех языков мира, и там миллионы слов, и смыслов гораздо
больше. Сейчас работают большие группы по совершенствованию этих технологий.
Они приведут к существенному перевороту и изменят структуру цифровых и финансовых рисков в ближайшие 2-3 года.
Но беспокоит также и другое – то, что способности к
критическому и рациональному мышлению у людей утрачиваются.
Это связано с тем, что до 1990 года господствовала традиция иерархии – все было
четко рационализовано, понятно, какие центры управляют, и они все могли
контролировать. А сейчас государство утрачивает контроль над многими процессами.
В цифровых экосистемах
развивается специфическое клиповое, эмоционально окрашенное мышление, но оно не
достигает уровней осмысления, рефлексии себя и окружающей жизни.
Не разум, не критическое мышление, а эмоции становятся жизненно важным фактором для многих наших современников. Например, в
интернете важно эмоционально поразить
кого-то, и в результате набрать много лайков
и подписчиков. Происходит культивирование определенных
базисных эмоций в цифровой
среде и усиление типичных автоматизмов
поведения.
Эти факторы и являются возможными общими психологическими
предпосылками подверженности мошенничеству.