ТОМСК, 28 сен – РИА Томск. Внутренний туризм перестал ассоциироваться у россиян только с поездками к родне и курортами Краснодарского края. На деньги путешественников возрождаются прежде депрессивные городки и регионы по соседству с Москвой и Санкт-Петербургом. Настает время туров в Сибирь. Сможет ли Томск воспользоваться трендом, в интервью РИА Томск рассказал российский журналист, историк и гид Константин Шолмов.
Уроженец Тобольска, а большую часть жизни – петербуржец, Константин Шолмов
в 2024 году стал одним из приглашенных экспертов второго томского фестиваля
искусств и чтения "ТОМ". До 2014 года он возглавлял питерский медиацентр
РИА Новости, потом с журналистики переключился на свой туристический бизнес. Но
в сферу его профессиональных интересов входят экскурсии не только по
Петербургу, но и по всей стране.
Почему овцы не портят лицо Томска
– Какие впечатления у вас возникли после первой экскурсии по Томску? Может
быть, есть понимание, как наш город может позиционировать себя на рынке
въездного туризма?
© Дмитрий Рудаков, сайт мэрии Омска и Павел Стефанский, РИА Томск
– Думаю, что я очень мало увидел. Первое впечатление у меня не очень
хорошее, потому что я не спал ночью и прилетел в 6 утра по местному времени, и
сразу попал на Московский тракт – очень странное место. Окна моего номера
выходят на частный сектор, и там вдалеке стоит мечеть на горизонте. А прямо под
окнами утром выбежали в огород и начали блеять овцы. Это было очень круто.
Если бы я делал тур в Томск, я бы постарался сделать так, чтобы первое, что
увидели люди – это овцы, которые бегают по огороду. Но, безусловно, Томск –
город со своим лицом, чем тоже не каждый город может похвастаться, особенно
постсоветский. И мне кажется, что здесь есть над чем поработать, здесь есть
смыслы, которые можно притягивать из этой истории, из его архитектуры и из его
людей.
Я зарабатываю деньги на туристах, у меня главная идея – чтобы привезти сюда
людей и за деньги им показывать Томск. Чтобы это сделать, я должен понять, что
мы продаем, почему это не Иркутск, не Новосибирск и не Тобольск. И мне очень
понравилось, что здесь очень много молодых лиц на улицах.
– А на кого мы, наоборот, похожи? Вы ведь много куда уже организовали
туры.
– Тот Томск, который я увидел, можно сравнить с Тулой, где тоже заметно
преобладание студенчества. Но Тула производит впечатление гораздо более богатого
и продвинутого города. Она рядом с Москвой находится, и понятно, что регион под
особым вниманием. Там очень заметно за последние лет 12-15 изменилось, видно,
что туда вкладывались большие деньги и вкладывались не зря.
© с сайта администрации г. ТулаДень города-героя Тулы отмечается 14 сентября.
Несколько старых заводов переформатировали в кластеры, и видно, что дают
развиваться музеям. На самом деле очень хороший показатель для туристического
города – это количество частных музеев. Если их много – это значит, что там
хорошая среда. Если преобладают государственные музеи – это не очень хорошо.
Когда приезжаешь в Тулу, видишь, что это такое место, где приятно
находиться, там прям хорошо, там такая среда, много ресторанов, кафе, модных
местечек, библиотеки, коворкинги, современное искусство присутствует. И ты
чувствуешь, что, с одной стороны, это провинция, не Москва и не Питер, а с
другой стороны – очень хороший город, поэтому оттуда и молодежь никуда не
уезжает, находит себе место.
Томск я очень мало видел, на самом деле. Но пока что он такого впечатления
не производит. Ближайший аналог Томска, который я сейчас на данном этапе готов
назвать – это город Улан-Удэ. Это город неблестящего внешнего вида. Даже
Иркутск производит гораздо более динамическое впечатление. Я говорю честно, я
очень люблю Улан-Удэ – там у меня друзья живут, тоже возим туда туристов.
© РИА Томск. Михаил Голубев130-й квартал Иркутска
Как туризм возрождает города
– Приходилось ли вам видеть, как именно благодаря туризму российская
провинция обретала новый облик?
– Я знаю города, которые просто воскресли благодаря туризму. Например,
город Сортавала в Карелии, который в советское время был полузакрытым. Это
приграничный город, в котором жили только пограничники и те, кто их обслуживал.
Потом в перестроечные времена население уменьшилось вдвое (до 20 тысяч), и
город превратился в гетто с разбитыми дорогами, с полусгнившими деревянными
домами.
Слава богу, в XVIII веке там стали разрабатывать мраморный карьер, который
в свое время тоже спас Сортавалу и вытянул ее из небытия. Надо сказать большое
спасибо, с одной стороны, правительству Республики Карелия, а с другой стороны,
человеку, частному лицу, который несколько лет назад начал развивать в
Сортавале туризм. На таких людях все держится.
С усилением потока туристов начала развиваться инфраструктура. Сейчас,
когда приезжаешь в Сортавалу, видишь великолепные гостиницы, очень неплохие
рестораны, очень неплохую дорогу – вдоль этой трассы тоже растут бизнесы.
Небольшой город с 22 тысячами жителей принимает под полмиллиона туристов в год.
Они каждый год строят там что-нибудь новое: например, протянули железную дорогу
к мраморную карьеру.
© с сайта администрации Сортавальского районаОбъединенный банк Северных Стран (в н.в. почтамт) – построен по проекту архитектора У. В. Улберга в 1913 г. из кирпича и камня в стиле финский национальный романтизм.
Самое главное, что весь регион, весь Сортавальский район между
Ленинградской областью и Карелией начинает развиваться. Уже в других поселках
где-то старую церковь восстанавливают. Где-то сооружения времен войны, где-то
рыбную ферму. Везде делают дестинацию, как сейчас называется, потому что
турист, когда куда-то едет, ему нужно там что-то сделать.
Сейчас люди там стали меньше пить, потому что есть, чем заниматься. И вот
это как раз очень хороший пример того, как одно-единственное место, которое оказалось
в руках грамотного, энергичного и целеустремленного человека, начинает
вытягивать весь регион. В Выборге похожая история, в Рыбинске великолепная
история.
Что продается лучше – история или декорации
– А есть примеры, когда это все с большим энтузиазмом делается опять-таки
для экономики, для утверждения местной идентичности, вкладываются огромные
деньги, а получается… не то?
– Есть такое, когда вместо истории туристам предлагают бутафорию. Например,
"вотчина Деда Мороза" – Великий Устюг. Это абсолютно высосанная из
пальца история, которую придумал покойный Юрий Михайлович Лужков. Естественно,
никакого отношения к Великому Устюгу Дед Мороз не имеет, но там построена
бутафорская деревня, куда приезжает очень много народу зимой.
Ни к истории края, ни к истории России это, по большому счету, отношения не
имеет. Там просто устроили театр, балаган. Я не хочу сказать, что это плохо,
потому что и у этого есть свой потребитель. Но мы, когда ездим в Устюг, туда не
заезжаем.
© РИА Томск. Никита ГольцовЖурналист, историк и гид Константин Шолмов (справа)
Местные жители это не воспринимают как "свое": приехали чужие
культуртрегеры, построили декорации, привезли артистов. При этом в Великом
Устюге есть своя очень интересная история, но ее трудно раскрутить. Трудно
привезти людей, которым ты будешь показывать устюжское барокко XVIII века, и
которые будут говорить: "Это круто!". Гораздо проще работать с
поп-культурой: вот Дед Мороз, вот его мешок с подарками.
Похожая история с поволжским городом Мышкин, который начали раскручивать
как мышиное царство. Турист может покататься на теплоходе, поесть в ресторане,
сфотографироваться с мышью, и все. Моим клиентам этого недостаточно, мы такие
места не любим.
Там же рядом есть великолепный совершенно город Тутаев – это такой
заповедник, с которым никто никогда ничего не делал. Там стоят купеческие
особняки XVIII-XIX веков, очень интересные церкви, даже частично не
отреставрированные. Но сразу понимаешь, это настоящее, это и есть наша русская
история, про которую мы так много говорим.
Кто делает из городов центры притяжения
– В Томске тоже пока сохраняются исторические кварталы, где никто никогда
ничего не "улучшал". Если честно, есть большие сомнения, что наш
"заповедник" может привлечь внимание платежеспособных туристов.
Выражаясь грубо, что все-таки продается лучше: обшарпанный фасад или
бутафорский?
© РИА Томск. Никита Гольцов
– Людей, которые поедут смотреть на гнилую развалюху и восторгаться ею,
гораздо меньше, чем людей, которых больше привлекает свежепостроенный новодел
на железобетонном основании, выкрашенный современной акриловой краской. И то, и
другое имеет право на существование, просто это разные продукты. Просто человек
должен быть подготовлен к тому, что он увидит те или иные вещи.
Как реставрировать старину – это большой философский вопрос. Даже великие
советские реставраторы 1970-х годов не могли ответить на него. У нас
действительно была великолепная школа реставрации в Нижнем Новгороде, в Пскове,
Ленинграде, Москве. И вот каждый раз перед специалистами возникает вопрос: в
каком виде восстанавливать церковь, если она восемь раз перестраивалась на
протяжении своей истории?
Есть еще метод консервации руин. Мы кое-где можем увидеть очень интересные
развалины храмов, замков, которые решили не восстанавливать, потому что руина –
это настоящее, это основа. Но мы ведь не можем только консервировать, руины –
это не для всех. С моей точки зрения, оптимальный метод – это нахождение хозяев
для таких объектов, передача им за рубль, забесплатно, но с условием, чтобы они
восстанавливали.
Такие случаи есть сейчас в России, их становится все больше. Очень часто
можем видеть, как этим занимаются люди даже без всяких государственных и
муниципальных программ. Просто энтузиасты покупают старый дом и начинают его
восстанавливать.
Как правило, это связано еще с историей семьи, с историей фирмы, которая там
находилась. И вот люди кропотливо, тщательно это делают, и уже в процессе
реставрации это становится музеем. Такое есть в Рыбинске, такое есть в Выборге,
такое есть много где, где ты можешь прийти в дом, и человек, который им
занимается, тебе рассказывает о людях, которые в нем жили. Это и есть настоящая
история.
© РИА Томск. Никита ГольцовКонстантин Шолмов: "Человек должен прилететь сюда из Петербурга или приехать из Кемерова за тем, чтобы увидеть то, чего он не сможет увидеть и понять ни в одном другом месте. <…> Начинать работу с туристами нужно не с увеличения туристического потока, а с определения своего собственного лица".
Как найти Францию и Италию в российской провинции
– Что в настоящее время происходит в отрасли? Интерес к провинции
продолжает расти?
– У нас, у всех, кто занимается туризмом, сейчас, конечно, хорошие времена:
заграница практически вся закрыта, и весь огромный поток людей, который раньше
ездил в Европу, остается внутри страны. Понятно, что пляжный отдых – Турция,
Египет – еще существует, но огромное количество людей, по крайней мере из
европейской части России, чтобы прикоснуться к корням культуры, раньше летали в
Италию, во Францию.
Сейчас, конечно, все эти люди остаются внутри страны, им что-то нужно
потреблять, и вот тот сегмент, в котором мы работаем, это достаточно
взыскательные люди. Они готовы платить деньги за то, чтобы получить некий
дополнительный смысл.
Когда ты приезжаешь в Петербург или Выборг, ты можешь купить экскурсию за
300 рублей или вообще бесплатно. Или ты можешь купить экскурсию за 5 тысяч
рублей. И те, и другие продаются, и те, и другие существуют. Просто это немного
разные люди. Соответственно, разнятся качество и квалификация людей, которые
проводят эти экскурсии.
– Вы хотите сказать, что россияне могут получить свою "Италию" и
"Францию" внутри страны?
– Конечно. И для меня это, наверное, самое приятное! Я четыре года
занимаюсь туризмом по России и знаю, что потенциал у нашей провинции огромный.
Это интересные люди, которые живут сейчас, это интересные истории прошлого, это
хорошая архитектура, это красивая природа. У вас все это есть. Не хочу сказать,
что Томск – это Венеция по своей культурной ценности, но он и не хуже, только
другой.
Мы русскую историю воспринимаем очень поверхностно, потому что мы ее учили
в школе. Школьное образование устроено так, что оно всегда упрощенное. Тебе в
голову вкладывают определенный набор штампов.
Сейчас многие люди с образованием, жизненным опытом и взглядами на жизнь
приезжают и, например, смотрят, как жило провинциальное купечество. Это совершенно
неизвестная нам огромная цивилизация. В советское время про это молчали, потому
что они были капиталисты, в постсоветское время про это не писали особо, потому
что некогда и некому было это все исследовать.
© пресс-служба мэрии Томска
А теперь ты приезжаешь и видишь дома по хорошим проектам, с хорошей
архитектурой. Ты читаешь истории захватывающие: как какой-нибудь граф, не
меньше, у которого были свои драмы, комедии и трагедии. Чем это отличается от
Венеции? Ничем. Просто события происходили на 300 лет позже, но люди все равно
были одинаковыми.
Потребность в своей собственной Италии и Франции просто нуждается в
расшифровке. Мы едем на Волгу, например, в город Плес, который тоже супер
раскручен. Но Плес для нас важен, потому что это Левитан. А почему Левитан
оказался в Плесе? Потому что туда ездил Саврасов. А почему Саврасов туда ездил?
А потому что в 1870-е годы русская национальная идея начинает в искусстве
появляться – одно с другим связано.
У вас в Томске все в деревянном кружеве, и многим может показаться, что это
древнерусское искусство, потому что люди замечали подобную штуку на картинах
Васнецова. Но это же на самом деле псевдорусское искусство, которое разработали
люди с хорошим академическим образованием, по сути дела тоже массовая культура,
только очень хорошая. И это все конец XIX века и начало XX.
Любая архитектура – это выражение идеи, которая в обществе витает. Когда
привозите людей и показываете резьбу, вы понимаете, что она появилась здесь,
потому что Сибирь поднималась. Здесь жили купцы, богатые крестьяне, которым не
нужен был Петербург и Москва. Они могли себе позволить скататься в Венецию, но
им интересно было поставить здесь какой-нибудь маслобойный заводик и
зарабатывать на нем миллионы.
Как они могли выразиться? Только поставив свой дом. Церковь и дом. Вот мы и
видим выражение их смысла жизни. Он такой, потому что такие были идеи в то
время. А еще на 50 лет раньше он был другой, а еще на 50 лет – он был бы тоже
другой. Вот это и есть та самая Италия.
Почему нацпроект не поможет
– На какие грабли может наступить Томск, который опирается на историческое
наследие? Каких ошибок наш город может избежать?
– Самая распространенная ошибка – это поверхностность. Мне очень нравятся
те бизнесы, те проекты, которые возникают по местной инициативе, делаются
местными людьми, у которых здесь корни, есть свой ресурс. Есть условный томский
человек, которые берет деревянный дом, делает в нем частный музей и начинает
туда подтягивать туристов – это мне кажется правильным методом.
Совсем другая история, когда начинается какая-нибудь кампания по развитию
местного патриотизма, и разрабатываются соответствующие национальный проект и
областная программа, и все люди говорят: "Так, друзья, у нас объявляется
год томского патриотизма, давайте развивать патриотизм". На это выделяются
деньги, деньги осваиваются. Где-то что-то будет покрашено, где-то что-то будет
восстановлено.
Но как только эти деньги прекратятся, и этот год заменится на что-нибудь
другое, все, что было сделано, пропадет. Потому что за этим нет корней, это не
стоит на прочном фундаменте.
В городе должны быть люди, заинтересованные в росте турпотока. Не для того,
чтобы отчитаться перед начальством – это как раз очень легко: запускаешь
школьную программу, и начинают тысячами сюда ездить школьники. А если хочешь,
чтобы сюда приезжали полмиллиона туристов, которые здесь останавливаются, ходят
в музеи, художественную галерею, заказывают мастер-классы у местных мастеров –
это совсем другая история.
Нужно чтобы человек или учреждение, которые этим занимаются, понимали, как
это делается. Это все начинается с самоидентификации, с философии. Чем Томск
отличается от Новосибирска, Кемерова, Омска и Тобольска? Что вы хотите сказать
людям? Это же маркетинг по большому счету. Coca-cola – не самый лучший напиток в мире, но
продается он лучше всего, потому что за ним стоит маркетинговая философия.
Точно так же и здесь должно быть: человек должен прилететь сюда из
Петербурга или приехать из Кемерова за тем, чтобы увидеть то, чего он не сможет
увидеть и понять ни в одном другом месте. Это довольно сложно сделать. Если вы
ему это дадите, он будет чувствовать, что деньги потрачены не зря. Начинать
работу с туристами нужно не с увеличения туристического потока, а с определения
своего собственного лица.