ТОМСК, 7 фев – РИА Томск. Ученые Томского госуниверситета (ТГУ) собирают адаптированную к морским условиям конструкцию "Аэрощупа" и в середине февраля протестируют ее на месте ЧС в акватории Черного моря; к концу 2025 года они намерены выйти на рынок с готовыми техническими средствами, сообщил в пятницу журналистам директор Биологического института ТГУ Данил Воробьев
Ранее сообщалось, что "Аэрощуп",
созданный учеными ТГУ в 2003 году для очистки донных отложений водоемов от
нефти и нефтепродуктов, планируют задействовать в работах по ликвидации последствий
разлива мазута в акватории Черного моря 15 декабря 2024 года.
"В настоящий момент создана
рабочая группа совместно с АО "Южморгеология", где идет уже частично
собирается оборудование, которое на следующей неделе будет направлено в Анапу,
где согласно календарному графику,
составленному на оперштабе, будет проведена апробация и демонстрация нашей технологии",
– сказал Воробьев на видеомосте ТАСС.
Он уточнил, что поскольку "Аэрощуп"
изначально создавался для очистки рек и озер, адаптация его к морским условиям
потребует усложнения конструкции, в том числе с использованием
подводных роботов. Морские условия – это волны и глубины, на которых ученые
раньше не работали.
Воробьев также рассказал, что изменения
проекта, конечно, приведут к его удорожанию. В настоящее время его
финансирование обсуждается с Минобрнауки РФ и Агентством стратегических инициатив
(АСИ), где проект поставлен на особый контроль.
© пресс-служба ТГУ
"Мы как экологи понимаем, что
проблема уже свершилась, и мы по большому счету были к ней не готовы. И мы уже
работаем на будущее, чтобы к концу 2025 года выйти с техническими средствами, которые
будут решать эту проблему полностью. Это имеет огромный потенциал для
международного масштабирования, и наша команда полностью сейчас загружена этой
задачей", – добавил Воробьев.
Мазут в Черном море
По данным федеральных СМИ, 15
декабря 2024 года в Керченском проливе произошло крушение двух танкеров с мазутом, что
стало причиной одной из крупнейших экологических катастроф и гибели большого
числа животных. Минстранс отмечал, что это первая в мире авария с
"тяжелым" топочным мазутом марки М100. Сложность в том, что этот тип
мазута тяжелее воды по плотности, то есть он не всплывает на поверхность, а
уходит на дно или плавает в толще воды, откуда его снова и снова выносит на
берег.
Спустя 11 дней после катастрофы, 26
декабря, власти в связи с ситуацией объявили ЧС федерального уровня. По
последним данным Минтранса, при крушении танкеров в Черное море попало около
2400 тонн нефтепродуктов. Мазут донесло и до побережья Азовского моря. В
очистке берега и спасении животных участвуют тысячи волонтеров.