ТОМСК, 16 апр – РИА Томск. Всемирный день голоса
отмечается 16 апреля. Этот праздник появился относительно недавно – 26 лет
назад – и посвящен он феномену человеческого голоса и его роли в жизни человека.
Тренер по технике речи и речевому имиджу, член российской общественной академии голоса Ольга
Борисова рассказала РИА Томск, почему людей шокирует их собственный голос в записи
и как дети перенимают и копируют речь родителей.
– Очень часто люди испытывают шок после того, как впервые слышат свой голос в
записи. Ольга, расскажите, почему так происходит?
– Здесь важно, что этот эффект появляется, когда мы именно слышим свой голос на носителях, а не видим его. С видео другая история:
зрительный нерв в 50 раз толще слухового, и поэтому информации больше проходит.
А когда мы начинаем только слышать свой голос – действительно происходит
шок. К голосу, который мы слышим своим внутренним слухом, мы уже привыкли.
Но на носителе он не такой.
Он не хуже и не лучше. Он просто другой. Непривычная для нас история. Причем, у людей, которые работают в
радиоэфире, достаточно быстро этот шок проходит. Это такая профдеформация.
Кстати, это очень хороший маркер для определения
профессионализма людей, которые походили на курсы и заявляют себя как
"эксперты по голосу". Если "эксперт" говорит: записывайте
свой голос на диктофон, слушайте его и таким образом анализируйте изменения, то все, этот курс можно не брать. Этот "эксперт" не понимает, что у большинства
людей будет тот шок, о котором мы сейчас говорили.
Единое целое
–
Часто мы слышим фразы "послушайте себя" или "послушайте свой
внутренний голос". Что для вас означают эти фразы?
– У меня пятилетнее образование психолога, и именно
это образование дает мне право работать с тезисом "голос, тело и психика –
единое целое". Для меня эти фразы означают скорее "прислушаться к телу". Это когда не
через силу и не через напряг. Когда человек так поступает, он не получает
удовольствия от того, что делает. Когда у человека "я еще немного, а я еще
чуть-чуть", то получается перенапряжение.
У меня были клиенты, которые не замечали
внутренней усталости, а голос брал и просто отказывался говорить. Потому послушайте себя, свое тело. Оно о многом может нам говорить, и в периоды
перенапряжения в том числе. Это и есть психосоматика: когда не прислушиваемся,
а потом все выливается в психосоматические телесные реакции.
© предоставлено Ольгой Борисовой
Ольга Борисова
–
Люди воспринимают наш образ целостно – вместе с голосом. Общаясь с человеком,
что можно узнать о нем по его голосу и манере речи?
– Надо понимать, что 60% – это невербалика: как мы
сидим, стоим, смотрим... Мы еще можем не встретиться с человеком глазами,
общение не началось, а человек уже нас видит. Сигналами своего тела мы даем
понять, как с нами можно обходиться. А 30% информации о нас идет от нашего
голоса... В совокупности тело и голос дают тот образ, с которым люди общаются.
И чем больше красок в голосе, тем больше и
разнообразнее воздействие на людей. Здесь я имею ввиду голос как инструмент, а
не манипуляцию. Голос – это часть нашего образа. Люди обращают внимание, насколько уверен наш голос, насколько уверенны наши интонации. Иногда у
человека не очень развит голос, но у него такие железные интонации.
А когда инфантильный детский голосочек говорит: "Я эксперт", мы не можем это всерьез воспринимать. Потому что за
детским инфантильным голосом мы видим детскость, а не экспертность. При
этом дети чаще всего взрослых или родителей с таким голосом воспринимают как
ровню, для них это не авторитет.
Еще пример, когда человек, допустим, говорит:
"Ну, все, у меня сегодня сумасшедший день, я побежала, я поскакала".
И она действительно будет бегать и скакать целый день. Потому что она уже
проговорила действие и задала такую внутреннюю установку.
Есть три "импотентных" глагола: постараюсь, попытаюсь и попробую. Вспомните такие случаи из жизни, когда
человек на работе говорит: "Я постараюсь". Тут мы еще, конечно,
имеем в виду и интонацию. С большой степенью вероятности человек работу эту не сделает.
А если "я буду стараться", то это совсем другая история.
–
За какими навыками и с какими запросами чаще всего приходят к вам клиенты на
тренинги?
– Самый
большой процент запросов – проработать экспертность в голосе. Так как большинство людей
приходят для того, чтобы повысить свои голосовые компетенции для работы, для
коммуникаций. Коммуникации пронизывают всю нашу жизнь, коммуницируем мы
голосом. Поэтому частый запрос – это компетентность в образе,
компетентность в голосе. Расширить голосовой диапазон, придать красок голосу.
Еще просят снять напряжение. Причем снять напряжение и
чисто физически, то есть перестать волноваться. Так как я работаю с тезисом
"голос, тело и психика – единое целое", то на занятиях, снимая напряжение
внутреннее, напряжение с тела, мы снимаем и напряжение с голоса. А
снимая напряжение с тела и голоса, мы влияем на наше внутреннее состояние.
© предоставлено Ольгой Борисовой
На занятиях по технике речи у Ольги Борисовой
Если 20 лет назад большую часть моих клиентов
составляли сотрудники радио и телевидения, то сейчас это люди абсолютно разных возрастов и
различных профессий. Еще 15 лет назад было такое предубеждение, что айтишникам это
не надо. У меня был смешной случай, когда девушка,
представляясь на тренинге, говорит: "Я являюсь директором
сети того-то и того-то, я не какой-то айтишник, мне нужно коммуницировать с
людьми". А через два человека мужчина говорит: "Я как раз и есть
такой айтишник".
За последние 10 лет я уже поработала с четырьмя
или пятью крупными айти-компаниями. Работала с
руководителями и сотрудниками, которые готовились к конференциям или много
коммуницируют с партнерами.
Убрать кашу изо
рта
–
С детства нас учат чистить зубы, делать зарядку и проговаривать скороговорки,
чтобы четче произносить звуки. Что нужно добавлять родителям в ежедневную
рутину для того, чтобы у детей была не только четкая речь, но и красивый голос?
– Во-первых, родителям нужно начать с себя. Если у
родителей во рту "каша", очень большая вероятность, что
и у ребенка будет такая же дикция. Дети очень многое снимают с ближнего
окружения... Если мама или папа быстро-быстро-быстро говорят, большая
вероятность, что и у ребенка будет такая быстрая-быстрая-быстрая речь. При этом
если родители еще и комкают слова, то ребенок и это снимет.
Кстати, это
касается и речевого модуля, то есть того, что мы говорим. Вот пример: у клиента
слово "просто" было паразитом в речи. Мы это с ним замечаем. Он позже
приходит и говорит: "Знаете, у моего сына, оказывается, это слово
тоже как паразит". Мальчику на тот момент было около
шести лет, папа для него – пример во всем. Дети очень легко речевые модули
могут на себя переносить.
Еще один случай: девушка работала на телевидении и очень
хотела в эфир. По ощущениям было, что у нее проблемы со связками. Я ее отправила
к фониатру, врач осмотрела, провела все необходимые процедуры для диагностики.
"С порога я подумала, что у нее действительно что-то со связками. Но, Оля,
у нее абсолютно чистые связки. Это не из-за
связок", – говорит мне потом врач.
А я поняла, что с девушкой: именно такой голос был у ее
мамы. У мамы были хронические проблемы со связками, и дочь просто
с детства имитировала мамин голос.
Вторая важная вещь – скороговорки. Но родители должны понимать,
что скороговорки – это, в первую очередь, произносить чисто, и только потом –
быстро. Только тогда это будет иметь эффект.
Еще замечательно, когда родители и ребенок играют в
игру "каждая буква должна прозвучать". Чтобы не комкалась речь,
чтобы все было чистенько сказано. У ребенка ведущая деятельность – это игра, и
все, что мы превращаем в игру, ребенок усваивает гораздо эффективнее.
– Чего ни в коем случае нельзя делать, когда вы
простужены или потеряли голос?
– Не будем уподобляться блогерам, которые могут на
медицинские вопросы с лету отвечать. Нужно смотреть на этиологию, потому
что у многих людей, например, голос пропадает из-за перегруженности.
Был такой случай: встречаюсь с девушкой в четверг, а у нее уже которая суббота – рабочая, бизнес-завтраки. И ей действительно это
нравится, у нее азарт, но голос просто отказался говорить, безо всяких видимых
причин. Потом я с ней снова встречаюсь – абсолютно нормальный голос. Что в
таких случаях делать? Отдыхать и молчать.
Когда у вас со связками
проблема, не надо елозить по ним, они и так уже пострадали. Молчите и идите к врачу.
Специалист по голосу и связкам
– это фониатр, а если человек простыл, и из-за этого у него пропал голос,
можно пойти к отоларингологу. Все остальные советы даст врач, когда определит причину вашего
заболевания.