ТОМСК, 24 апр – РИА Томск. Ученые Томского госуниверситета (ТГУ) совместно со специалистами
АО "Южморгеология" испытали "Аэрощуп" во время работ по
ликвидации последствий разлива нефтепродуктов в Анапе; устройство существенно
облегчит работу водолазам и позволит поднимать со дна Черного моря до тонны
мазута в час, сообщает в четверг пресс-служба вуза.
Ранее
сообщалось, что "Аэрощуп", созданный учеными ТГУ в 2003 году для
очистки донных отложений водоемов от нефти и нефтепродуктов, планировалось
задействовать в работах по ликвидации последствий разлива мазута в акватории
Черного моря. Апробация должна была пройти в феврале. Поскольку устройство
изначально предназначено для работы на реках и озерах, его конструкцию планировалось
усложнить.
"В Анапе
проведена апробация опытного образца устройства ("Аэрощупа") для подъема нефти и
нефтепродуктов, сконструированного учеными ТГУ и АО "Южморгеология",
холдинга Росгеология. Основная задача нового оборудования – снять нагрузку с
водолазов и автоматизировать процесс сбора мазута", – сообщает
пресс-служба.
Как
сообщается со ссылкой на инженера кафедры ихтиологии и гидробиологии
Биологического института ТГУ Андрея Трифонова, технология позволяет подавать в
скопления нефтепродуктов водо-воздушную смесь, благодаря чему она
"всплывает" и попадает в приемник. Если сейчас водолазам приходится
собирать мазут лопатами со дна моря, то с "Аэрощупом" их работа
сводится к управлению манипулятором, подающим смесь.
© пресс-служба ТГУ
Со
ссылкой на директора Биологического института ТГУ Данил Воробьева добавляется,
что по результатам испытаний Морспасслужба составила акт с рекомендациями по доработке
устройства.
По данным пресс-службы ТГУ, по плану разработчиков новый аппарат сможет поднимать со дна до
тонны мазута в час. В настоящий момент идет активная работа по технической
корректировке установки. Испытание установки "УПН ВОДОЛАЗ" 2.0
совместно с Морспасслужбой планируется на конец мая.
Экологическая
катастрофа
По
данным федеральных СМИ, 15 декабря 2024 года в Керченском проливе произошло
крушение двух танкеров с мазутом, что стало причиной одной из крупнейших
экологических катастроф и гибели большого числа животных. Минстранс отмечал,
что это первая в мире авария с "тяжелым" топочным мазутом марки М100.
Сложность в том, что этот тип мазута тяжелее воды по плотности, то есть он не
всплывает на поверхность, а уходит на дно или плавает в толще воды, откуда его
снова и снова выносит на берег.
Спустя
11 дней после катастрофы, 26 декабря, власти в связи с ситуацией объявили ЧС
федерального уровня. По последним данным Минтранса, при крушении танкеров в
Черное море попало около 2400 тонн нефтепродуктов. Мазут донесло и до побережья
Азовского моря. В очистке берега и спасении животных участвуют тысячи
волонтеров.