ТОМСК, 18 июн – РИА Томск. Ученые Томского политеха (ТПУ) разработали имитационную модель, которая позволяет определить условия для обеспечения максимального срока службы аккумуляторной батареи электробуса; модель доказала свою эффективность во время экспериментов на реальных маршрутах, сообщает пресс-служба вуза в среду.
"Ученые ТПУ совместно с коллегами из Новосибирска разработали имитационную модель, отражающую тепловые и электрические процессы, происходящие в аккумуляторной батарее при различных условиях эксплуатации. Она учитывает степень заряженности батареи, температурные режимы, количество пассажиров и скорость движения транспорта", – говорится в сообщении.
Отмечается, что модель доказала свою эффективность во время экспериментов на реальных городских и пригородных маршрутах. Результаты работы ученых опубликованы в журнале Mathematics (Q1, IF: 2.3).
"Предложенная нами модель – это что-то среднее между физико-химическим моделированием, статистическим анализом и методами нейронных сетей. Ее новизна заключается в возможности адаптации к конкретным маршрутам электробусов с учетом климатических условий, режимов зарядки и глубины разряда, что позволяет в режиме реального времени оптимизировать параметры работы аккумулятора", – цитируется руководитель проекта Никита Мартюшев.
Результаты исследования показали, что на срок службы аккумулятора влияют температурное воздействие и токовый режим. Установлено, что оптимальные условия эксплуатации аккумулятора возможны при текущем уровне заряда от 25% до 65% и при температуре от 20 до 30 градусов.
Моделирование подтвердило, что промежуточные зарядные станции на маршрутах позволят эффективно контролировать тепловой режим и значительно снизить скорость деградации. В будущем ученые считают важным разрабатывать более точные модели, учитывающие процессы, происходящие внутри аккумулятора, а также особенности разных типов батарей.